1. Краткая справка-аннотация по проекту
Наименование |
Модель инновационной образовательной системы общеобразовательного учреждения |
Основная идея инновационного развития образовательного учреждения |
Создание целостного универсального образовательного процесса, реализующего идею развития индивидуальности ребенка, его интересов, склонностей и способностей, с одной стороны, и удовлетворения запроса социума на раннюю профилизацию, с другой стороны |
Цель проекта |
Способствовать повышению качества образования, достижению высокого уровня подготовки учащихся через внедрение инновационных образовательных технологий |
Задачи проекта |
|
Ожидаемые результаты проекта |
|
Исполнители основных мероприятий проекта |
Администрация школы, руководители служб, лабораторий, методических объединений, педагогический коллектив, учащиеся, родители |
2. Описание проекта
Цель: способствовать повышению качества образования, достижению высокого уровня подготовки учащихся через внедрение инновационных образовательных технологий.
Основные задачи:
- Создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всемерного развития ее способностей, добиваясь получения учащимися прочных знаний, основ наук и умения самостоятельно пополнять их.
- Способствовать формированию ключевых компетенций для успешной социализации выпускников.
- Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в результате внедрения модели инновационной образовательной среды.
- Воспитывать высокоразвитого гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, способного к активной жизни, к труду, к творчеству.
- Дать образование на уровне, отвечающем развитию науки и позволяющем быстро приспосабливаться к постоянным изменениям современного мира.
- Формировать личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированную к жизни в обществе, готовую к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ.
- Укреплять ресурсную базу школы.
Условия реализации проекта:
- выявление на возможно более ранних ступенях обучения способностей учащихся к тем или иным видам деятельности и их развитие;
- обеспечение реализации интересов, способностей и потребностей учащихся, возможностей дальнейшего профессионального образования;
- наряду с традиционными формами обучения широкое использование инновационных технологий, построенных на «интеграции» и «коммуникативно-познавательной основе через общение и культуру»;
- совершенствование профессионального мастерства педагогов в результате функционирования новой модели;
- регулярное диагностирование всей работы школы, ее прогнозирование и корректировка;
- организация творческого поиска, постоянный анализ опыта школы, совершенствование и оценивание с позиций системного понимания обучения и воспитания.
Этапы реализации проекта:
Этапы проекта |
Срок реализации |
Цель этапа |
Ориентировочный |
2005 - 2006 гг. |
Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния |
Основной |
2006 - 2009 гг. |
Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние |
Обобщающий |
2009 - 2010 гг. |
Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы |
Показатели эффективности проекта:
- высокий уровень учебного процесса, повышение качества образования, развитие способностей каждого ученика;
- сохранение и укрепление здоровья учащихся;
- коллектив – главная сила развития школы: имеет высокую степень мотивации инновационной деятельности;
- развитие педагогического коллектива, улучшение материального положения, пополнение молодыми специалистами, владеющими новой инновационной системой образовательного учреждения;
- усовершенствование системы работы с одаренными детьми, создание условий для данной работы;
- повышение качества подготовки и переподготовки специалистов, работающих с одаренными детьми.
Продуктивность реализации проекта:
Этапы |
Цель этапа |
Показатели результативности |
Ориентировочный 2005 - 2006 гг. |
Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния |
|
Основной 2006 - 2009 гг.
|
Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние |
|
Обобщающий 2009 - 2010 гг. |
Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы |
|
3. Научно-методическое обеспечение проекта
Концептуальные основы проекта «Модель инновационной образовательной системы Муниципального общеобразовательного учреждения Комаровская средняя общеобразовательная школа» рассматривают приоритетным направлением в своей деятельности создание целостного универсального образовательного процесса, реализующего идею развития индивидуальности ребенка, его интересов, склонностей и способностей с одной стороны и удовлетворения запроса социума на раннюю профилизацию с другой стороны.
В процессе реализации проекта-концепции в рамках деятельности школы предполагается развитие и осуществление нескольких исследовательских, инновационных, экспериментальных направлений педагогической работы, объединенных важнейшими приоритетами:
- личность участников образовательного процесса (учитель-ученик), ее самоценность, ориентированность на развитие творческих потенциалов;
- гуманизм – важная составляющая образовательного процесса, определяющая место человека в современном обществе.
Предполагается рост профессионального мастерства учителя за счет овладения новыми моделями обучения и современными технологиями, внедряемыми в учебно-воспитательный процесс. Данная работа активизирует процесс совершенствования творческого потенциала личности учителя, создавая благоприятную обстановку для формирования ее зрелости.
В число инновационных и опытно-экспериментальных направлений программы входят следующие:
- Гуманизация и гуманитаризация образовательных программ, расширение общекультурной составляющей образования.
- Переход в перспективе к универсально-профильному образованию повышенного уровня. Оказание педагогической помощи учащимся старшего концентра обучения с учетом образовательных услуг, проектирования жизненного самоопределения и выбора профессий на основе специализации по профилям.
- Выделение универсальной составляющей в программах учебных предметов. Поиск в предметном содержании той части, которая является не подготовкой к изучению того или иного предмета как науки, а его общеобразовательной и общекультурной составляющей.
- Продолжение работы, направленной на демократизацию процесса обучения через создание нормативной базы, регламентирующей взаимоотношения субъектов образовательного процесса (ученик, родитель, учитель).
- Продолжение работы в следующих направлениях:
- Поиск содержания и организационных форм включения учащихся в учебное (научное) исследование, расширение спектра работы. Совершенствование направления диагностической работы и развития творческой одаренности учеников.
- Дальнейшее развитие интегративного характера образовательного процесса. Обогащение содержания образовательных дисциплин, использование современных технологий в работе учителя.
- Совершенствование механизма осуществления перехода непрерывного образования на всех ступенях обучения.
- Определение уровня обязательных достижений учащихся в различных предметных областях подготовки школьников.
- Совершенствование программы педагогического мониторинга и формирование банка данных диагностического материала по каждой дисциплине, широкое внедрение компьютерных технологий. Создание информационно-аналитического центра с целью пролонгированной диагностики и прогнозирования развития личности учащегося, наблюдение за его мотивацией, личным опытом, развитием и здоровьем.
- Дальнейшая работа, направленная на всестороннее изучение личности учащегося, условий его жизни, уровня интеллектуального развития, нравственной воспитанности, реальных учебных возможностей, познавательных интересов, способностей, коммуникабельности.
- Совершенствование педагогического мастерства, профессионализма учителей школы. Широкое внедрение новых моделей уроков, технологий в процессе реализации эффективного и оптимального образования учащихся школы, видов деятельности «учитель – ученик».
Представления о выпускнике определяют необходимость построения такого образовательного пространства, в котором учащиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах и ориентируются на различные достижения. При этом знания, умения и навыки учеников сопоставляются как с уровнем обязательных требований, так и с уровнем их предыдущих результатов.
Конкурентные преимущества школы:
- значительный авторитет школы в окружающем социуме и среди образовательных учреждений района;
- квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по развитию образовательного учреждения;
- значительное количество педагогов, стремящихся к саморазвитию;
- качественная подготовка учащихся, результативность;
- преимущественно высокий уровень общеучебных умений и навыков выпускников школы;
- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, позволяющих выстраивать субъект-субъектные отношения между учащимися и педагогами;
- интеграция основного и дополнительного образования.
Однако анализ результатов работы образовательного учреждения выявил следующие проблемы:
- снижение учебной мотивации;
- слабая практическая и деятельностная направленность образовательного процесса;
- недостаточность новых форм социализации для решения индивидуальных задач;
- отсутствие возможности самоорганизации;
- отсутствие единой образовательной информационно-аналитической среды.
В связи с этим, администрация школы и педагогический коллектив будущее школы определяют в реализации следующих аспектов:
- Существенное повышение качества образовательной подготовки школьников.
- Усиление мотивации учебной деятельность.
- Введение профильного обучения в старших классах.
- Повышение индивидуализации общеобразовательного процесса, рост возможностей образования по выбору.
- Профессиональная готовность учителя взаимодействовать с личностью ученика, формирование взаимоотношений, основанных на взаимном уважении, соучастии, сопереживании, сотрудничестве, сотворчестве.
- Дифференциация и индивидуализация обучения путем организации нетрадиционных уроков, практикумов, творческих проектов, презентаций, развитие исследовательских способностей.
- Организация методической работы школы, направленной на рост социально-предметной и психолого-педагогической компетентности.
- Высокая информатизация образовательной среды и подготовленность участников образовательного процесса к работе в данных условиях.
Ориентируясь на представление о выпускнике, школа реализует в своей деятельности следующие программы: «Мониторинг», «Предпрофиль», «Интеллект», «Кадры», «Социально-педагогическая деятельность», «Здоровье», «Президентская республика», «Отечество», «Имидж», «Божья коровка».
В перспективе школе необходимо достичь такого качества образовательного процесса, при котором:
- формируется личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированная к жизни в динамических социально-экономических условиях;
- развиваются способности и вырабатывается готовность школьников к самообразованию и саморазвитию;
- происходит обучение на уровне, достаточном для дальнейшего продления образования;
- в сознании школьников происходит соединение разрозненных предметных знаний в единую картину мира;
- не допускается снижение уровня физического и психологического здоровья учащихся.
Таким образом, процесс развития школы будет обеспечиваться приоритетными нововведениями, которым придается интенсивный характер и которые выведут образовательное учреждение на стратегический путь развития.
С целью повышения качества образования, его эффективности, освоения инновационных технологий преподавания и обучения в качестве приоритетных нововведений в процессе развития образовательного учреждения определить реализацию следующих проектов:
- «Деятельность администрации и педагогического коллектива по мотивационному управлению образовательной системой, повышению качества образования»
- «Профилизация образовательной системы»
- «Развитие единой образовательной информационно-аналитической среды»
- «Создание школьной молодежной организации»
- «Маркетинговое исследование рынка дополнительных платных образовательных услуг»
(Презентация. См. Приложение 1)