Мальчишка не научится любить природу, пока не пожалеет замёрзшего в снегу воробья; девчонка не оценит красоты окружающего мира, пока не увидит какой-нибудь тихий закат на реке, вдруг ударивший по сердцу с неожиданной силой: А с таких вот крошечных открытий и начинается духовный рост человека. К сожалению, мы редко задумываемся об этом.
Э.Шин.
:Маленький человек способен сильно поражаться. Вообще сила чувств - великое свойство маленьких людей. Крепко любить и сильно страдать - замечательные достоинства, да, да, именно так: достоинство. Сильное чувство движет человеком. Поражённый маленький человек испытывает чувства привязанности к тому, что поразило его.
А.Лиханов.
Работая в начальной школе девятнадцатый год, столкнулась с такой проблемой: в последние годы дети стали почему -то агрессивными, жестокими, равнодушными к окружающему: животным, растениям да и к близким родным. А ведь мы живём в сельской местности, и у нас очень красивая природа. Кругом леса, поля, есть речка, пруд. У каждого ученика дома есть домашние животные, свой огород. Казалось бы, дети обеспеченны непосредственным контактом с природой, реальным взаимодействием с ней. Есть возможность учиться за любым существом - цветком, бабочкой, птицей, зверьком -видеть целый мир, которым невозможно не восхищаться и который невозможно не уважать.
Я думала, что, может быть это только один выпуск такой. Но в прошлом году ко мне пришли первоклассники, и я снова наблюдаю, как они грубят друг другу, быстро обижаются и обижают других. Не хотят ухаживать за классными растениями или просто забывают о них. Конечно, основы воспитания с малых лет и даже с первых дней жизни ребёнка закладываются прежде всего в семье. С родителей главный спрос за нравственные качества молодого поколения. Но и школа, через которую проходят в детстве и юности миллионы и миллионы детей не может уклониться от ответственности за формирования душ будущих граждан России.
Я решила, что детей нужно больше водить на природу, больше знакомить с произведениями о животных, растениях, о добрых поступках..
В учебнике для второго класса "Родная речь" Л.Ф.Кимановой, В.Г.Горецкого, М.Ф.Головановой, много рассказов, включенных в программу, знакомят учащихся с окружающей действительностью явлениями общественной жизни, учат детей сознательно относиться к своим поступкам и поступкам товарищей. В основе рассказов лежат события, доступные пониманию ребёнка. Героями рассказов являются дети, взрослые, животные, поведение и переживания которых всегда конкретны, доступны и близки младшим школьникам.
Знакомя детей с такими произведениями, я всегда стараюсь читать неторопливо, естественно, без пафоса, поступки действующих лиц, их речь передавать в строгом соответствии с характерами, настроениями героев и намерениями автора. Для этого нужно конкретно представлять себе каждого персонажа, видеть, что с ними происходит, иметь к нему своё отношение. Стараюсь правильно передавать переживания героев, мотивировать поступки, одобрять или осуждать их. При чтении каждый персонаж должен предстать перед учеником как живое лицо с индивидуальным характером и неповторимой судьбой. Конечно, воспроизведение не должно перерастать в театрализацию, сопровождаться перевоплощением, игрой, звукоподражанием. Ведь учитель не актёр, а всего лишь рассказчик, который образно и живо передаёт поведение и разговор хорошо известных ему лиц.
Большое значение имеет начало чтения. На этом этапе нужно как можно быстрее привлечь детей к прослушиванию текста заинтересовать их, сосредоточить внимание. Думаю, при передаче начала текста в голосе учителя должна чувствоваться заинтересованность, желание сообщить что - то очень важное, что волнует его самого и не может не взволновать слушателей.
При чтении между эпизодами делаю паузы для того, чтобы дети имели возможность осмыслить и пережить прочитанное. Большого внимания требует и завершение чтения рассказа, так как ученик должен не только услышать текст, понять его смысл, но и пережить услышанное. Поэтому последний абзац рассказа произношу несколько замедленно, после чтения делаю паузу, чтобы дать детям возможность почувствовать завершение повествования и побыть какое-то время под впечатлением, стараюсь им заглянуть в глаза. И эти детские глаза сначала были равнодушные, теперь в них есть сопереживание, готовность помочь, хотя слёз пока нет (если это трогательное произведение)...
Начиная с первого класса мы с детьми много раз ходили на экскурсии, рисовали пейзажи родного края, писали сочинения и даже стихи о природе, временах года, животных. Вот, например стихи о домашних животных;
Котёнок
У меня весёлый кот
Очень любит рыбку.
Я люблю его за то,
Что громко он мурлычит.
(Аделкин Н.)
Кот Васька
Васька - лучший кот на свете.
Я люблю с котом играть.
Никого нет веселее
Кота Васьки моего.
(Васильева К.)
Этой осенью мы тоже несколько раз ходили в наш родной лес. Слушали пение ещё не улетевших птиц, смотрели как падают листья, наблюдали за насекомыми, но животных, конечно, не увидели. Ребята решили, что их вообще нет в этом лесу. Чтобы доказать обратное я решила предложить детям нарядить ёлку для зверей и птиц на Новый год. Конечно, украсить не игрушками, а морковкой, капустными листьями и другими лакомствами.
Дети с нетерпением ждали наступление зимы и Нового года. И вот она пришла , долгожданная зима, а с ней и Новый год! В конце декабря мы собрались в лес. Нам повезло. Снега было мало и мы отправились в лес пешком. Лыжи не понадобились.
Маленьких ёлочек поблизости не оказалось, выбрали сосну с низкими ветвями. Повесили
На них много овощей, сало, хлеб. Ёлка получилась интересная!
Возле ёлки спели новогоднюю песенку, "пригласили" зверей и птиц к нашей ёлочке и довольные пошли домой.
Когда ребята шли обратно, много фантазировали: как лесные жители отметят новый год вокруг нашей ёлки, как они подружатся между собой и будут часто приходить к нашей ёлке. Им быстрее хотелось посмотреть, после праздника пришли или нет "гости" к нашей ёлке.
И вот наступил день, когда мы решили навестить наше новогоднее дерево. Пришли и увидели, что из того, что повесили осталось совсем немного.
Было много следов. Значит, мы не зря старались!
Ребята остались очень довольны тем, что устроили зверушкам и птицам "праздничный стол". Решили и на следующий год поступить так же.
Теперь в классе разговоры только об этом. Ссориться нет времени.
Стали ухаживать и за комнатными растениями, и не только ухаживать, девочки даже "беседуют" с ними.
Не знаю, как будет дальше, но мне кажется, что пока мы на верном пути.