Цель: формирование у детей основ безопасного поведения на улицах города.
Программные задачи:
- закрепить знания детей о своем родном городе, дать представление о больших центральных улицах, о работе транспорта;
- расширить знания о правилах дорожного движения на основе проблемной ситуации;
- расширить знания детей о правилах безопасности на улице, формируя навыки безопасного поведения;
- активизировать словарь: пешеход, тротуар, перекресток, "зебра", пешеходный переход, проезжая часть, проспект, переулок;
- воспитывать умение детей жить по правилам, которые сохраняют им жизнь и здоровье.
Материал: аудиозапись песни о городе Омске, плакат "Внимание дорога!", медицинский халат и колпак, шапочки-маски зайчика, обезьянки, фишки, медали.
Методические приемы:
(звучит аудиозапись песни о городе Омске).
Воспитатель: Дети, Вы живете в одном из красивых городов России - в городе Омске, которому исполнилось 292 года. Наш город очень большой, в нем живет более миллиона человек. В городе Омске очень много улиц, они составляют целые районы. На какой улице Вы живете? (Ответы детей).
Воспитатель: На какой улице расположен наш детский сад "Ёлочка"? (Ответы детей).
Воспитатель: У каждой улицы есть свое название. Какие названия улиц Вы знаете. Дети, назовите, что расположено на улице?
Дети: Дома, магазины, аптеки, кинотеатры, тротуар, дорога, дворы и т.д.
Воспитатель: Бывают улицы большие - их часть называют проспектами, и маленькие - переулки. Улица - это огромный организм, живущий по своим правилам. Плохо когда на улице случаются неприятности и происшествия. Чтобы избежать этого, улицы патрулируют наряды милиции, а на проезжей части нашу безопасность обеспечивает светофор или регулировщик.
Итак, давайте представим, что мы с Вами вышли погулять на улицу. (Воспитатель рассматривает с детьми плакат "Внимание дорога!").
Воспитатель: Дети, как называется часть улицы, по которой должны ходить пешеходы?
Дети: Тротуар.
Воспитатель: Правильно, дети. Пешеходы должны ходить по тротуару. А по какой его стороне они должны идти?
Дети: По правой.
Воспитатель: Правильно, по правой, чтобы не мешать другим пешеходам. В пешеходном деле самое главное и трудное - переходить улицу. Вот и ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: "Где пешеходы должны переходить улицу?".
Дети: По пешеходному переходу.
Воспитатель: Правильно! Вот эта полосатая дорога и есть пешеходный переход. Его еще можно назвать "Зеброй". Дети, а ведь у пешеходов есть помощники при переходе улицы. А что это за помощники, Вы узнаете отгадав загадки.
Днем и ночью я горю
Всем сигналы подаю
Есть три цвета у меня
Как зовут меня, друзья? (Светофор)
Посмотри силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик. (Милиционер-регулировщик)
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно отгадали загадки. А сейчас мы немного отдохнем.
Физминутка "Пешеходы".
Постовой стоит упрямый (Ходьба на месте).
Людям машет: Не ходи! (Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)
Здесь машины едут прямо (Руки перед собой)
Пешеход, ты погоди! (Руки в стороны)
Посмотрите: улыбнулся (Руки на пояс, улыбка)
Приглашает нас идти (Шагаем на месте)
Вы, машины, не спешите (Хлопки руками)
Пешехода пропустите! (Прыжки на месте)
Воспитатель: Дети, сейчас перед вами будет разыграна сценка, где главными героями будут Доктор Айболит и зверюшки. Ваша задача - оценить происходящие в ней события и помочь, если нужно своими советами тому, кому это необходимо. (Воспитатель берет на себя роль Доктора Айболита, надевает медицинский белый халат и колпак, трое детей выступают в роли зверушек, надевают шапочки-маски: зайчика, обезьянки, кота).
Айболит: Здравствуйте, дети! Я предлагаю Вам посмотреть, что может случиться с теми, кто не знает правил дорожного движения и не выполняет их. (Входит "Зайка" прихрамывая). Вот и Зайка чуть живой. Где скакал?
Зайчик:
На мостовой.
Не послушался я папу,
Отдавили мне вот лапу.
(показывает лапу доктору Айболиту)
Айболит:
Лапку вновь тебе пришью,
Будет больно, потерпи,
Где машины - не ходи!
Зайчик: Спасибо Доктор Айболит.
(К Доктору приходит Обезьянка).
Айболит: Что случилось?
Обезьянка:
Прокатилась на машине,
Прицепившись к задней шине,
Удержаться не сумела -
Под колеса полетела.
Доктор милый помоги
Хвост и ножки полечи.
Айболит:
Сделаю сейчас уколы,
Хвост пришью тебе я новый,
Ты ходи лишь по дорожке -
Будут целы твои ножки.
Обезьянка: Спасибо, Доктор Айболит!
(Входит Кот).
Кот:
Здравствуй, Доктор Айболит!
Голова моя болит.
Я катался без заботы,
Не смотрел на красный свет
Налетел на бегемота,
Поломал велосипед.
Айболит:
Тебе я, Котик, помогу:
Голову твою я полечу,
Должен думать, где гулять,
Ну, а правила движенья,
Ты не должен забывать!
Кот: Спасибо, Доктор Айболит!
Айболит:
Правила знаешь, ходи себе смело,
Будут и лапки и хвостики целы.
А Вам ребята, хочу я сказать
Дорожные правила нужно всем знать!
(Воспитатель выходит из роли Айболита, обращается к детям).
Воспитатель: Ребята, выскажите свое мнение по поводу увиденного, оцените поведение зверей. А Вы, зверята, послушайте.
Дети: Зверята не должны выбегать на проезжую часть! Нельзя цепляться за машины, пытаться прокатиться! Нужно быть внимательными на дороге, следить за сигналами светофора и т.п.
Воспитатель: Молодцы, дети! Правильно отметили все нарушения, сделанные зверятами. Из всего сказанного следует вывод, что зверята не знают правил безопасного поведения на улице. Не знание правил безопасного поведения, опасно не только для здоровья, но и для жизни! Давайте мы поможем зверятам узнать эти правила, назовите их:
Дети:
1. Не играй на проезжей части улицы.
2. Не перебегай дорогу перед движущимся транспортом.
3. Переходи дорогу только по подземному переходу, пешеходному переходу "зебре" или по светофору.
4. Если нет светофора, прежде чем перейти дорогу, нужно вначале посмотреть налево, а затем дойдя до середины - направо. Если нет транспорта - дорогу переходи.
5. Ходи по правой стороне тротуара.
Воспитатель:
Молодцы ребята, Вы хорошо знаете правила для пешеходов. А Вы, Зайчик, Обезьянка и Кот, запомните эти правила.
Зверята:
Спасибо Вам ребята! Мы обязательно их запомним.
Воспитатель:
А сейчас мы проведем викторину "Пешеход на улице".
(Воспитатель достает карточки с вопросами и зачитывает их детям, за правильный ответ дает ребенку фишку).
Воспитатель: По какой части улицы должны ходить дети?
Ребенок: По тротуару.
Воспитатель: Почему по улице нужно ходить только по тротуару?
Ребенок: За тротуаром начинается движение транспорта, а пешеход на проезжей части подвергается опасности.
Воспитатель: Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
Ребенок: Водитель не может сразу остановиться, особенно на скользкой дороге, в снег, дождь.
Воспитатель: Где нужно ждать автобус, троллейбус, трамвай?
Ребенок: На остановке.
Воспитатель: Где и как пешеходы обязаны переходить улицу?
Ребенок: По пешеходному переходу.
Воспитатель: Что такое регулируемый перекресток?
Ребенок: Это перекресток, на котором движение регулируется светофором или милиционером-регулировщиком
Воспитатель: Как надо переходить улицу, если нет светофора или регулировщика?
Ребенок: Убедиться в безопасности, посмотрев налево, а дойдя до середины дороги - посмотреть направо.
Воспитатель: Когда можно переходить улицу на регулируемых перекрестках?
Ребенок: При зеленом свете светофора или разрешающем сигнале регулировщика.
Воспитатель: Какие сигналы светофора Вы знаете? Что обозначает каждый сигнал светофора? (Ответы детей)
Воспитатель: Почему нельзя играть на проезжей части дороги?
Ребенок: Это опасно для жизни.
(В конце викторины воспитатель подводит итоги. У кого из детей больше всего фишек, им воспитатель вручает медаль "Самый внимательный пешеход").
Воспитатель: Теперь, ребята, Вы еще лучше знаете правила дорожного движения. Всегда помните их и выполняйте, потому что эти правила помогут сохранить Вам жизнь и здоровье.
Длительность 30 минут.