Роль библиотеки в школьном краеведении

Разделы: Организация школьной библиотеки


Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо определенной территории, проводимое на научной основе. Основное назначение школьного краеведения - использование в преподавании краеведческих сведений. Школьное краеведение развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами, стоящими перед школой и содействует осуществлению общего образования. Кроме того, школьное краеведение является важным средством осуществления межпредметных связей.

В нашей школе краеведение проходит красной нитью через преподавание различных предметов, а также ведутся различные спецкурсы на основе краеведческого материала:

  • спецкурс по географии "Наш край", в рамках которого изучаются особенности природы, населения и хозяйства Новосибирской области;
  • спецкурс по экологии: на основе местного материала рассматриваются экологические последствия влияния деятельности человека на природу нашего края;
  • спецкурс по истории "История Сибири".

Наша школа участвует в апробации нового учебника по курсу "Новосибирсковедение". Кроме того, краеведческий материал используется на уроках истории и во внеклассной работе по предмету. Работа по изучению родного края способствует формированию общих исторических понятий, дает возможность учителю преподавать историю на богатом конкретном материале.

Учитель русского языка и литературы А.В.Андреева использует в своей работе авторскую рабочую тетрадь. В ней широко представлены тексты новосибирских поэтов и прозаиков: А.Иванова, Н.Самохина, Ю.Гусева, Ю.Магалифа, И.Фонякова, Л.Чикина, В.Ярцева. Даны упражнения, содержащие богатый исторический материал о Новосибирске, знакомящие с культурным наследием столицы Сибири. Тетрадь создавалась на основе библиотечного фонда, материал подбирался из тех книг, которые есть в школьной библиотеке. Ведь, для того чтобы выполнить некоторые задания в упражнениях, ребятам необходимо предварительно найти и почитать материал об истории города.

В школе долгие годы существует музей "Первогвардеец", в котором работает лекторская группа учеников 5-7 классов.

Таким образом, у ребят, обучающихся по всем этим программам, постоянно возникает потребность в поисках того или иного краеведческого материала. И основную помощь в этом оказывает школьная библиотека.

ФОРМЫ РАБОТЫ

Существуют разные пути сбора исторических сведений.

Первый - изучение материалов, опубликованных в печати.

1. С этой целью в библиотеке организована постоянно действующая выставка "Наш край", в которой представлены научные статьи, сборники документов, мемуары, периодика, а также издания научно-популярного характера.

Предварительно была проведена акция по сбору литературы "Подари библиотеке книгу о Новосибирске". Материалы периодической печати собираются в папки.

2. Создание тематических папок.

Наиболее интересные ученические рефераты хранятся в библиотеке для их дальнейшего использования другими учениками при подготовке к урокам.

Для учащихся начальной школы создаются тематические папки с подборкой материала по различным темам: "Экология Новосибирской области", "Птицы и насекомые нашего края", "Стихи о родном городе", "История Великой Отечественной войны в названиях улиц родного города". Младшим школьникам не очень удобно пользоваться энциклопедическим материалом, а в папки подбирается материал, написанный более простым, ненаучным языком.

3. В план работы библиотеки обязательно включены библиоуроки по истории Новосибирской области, по сказкам новосибирского сказочника Ю.Магалифа, творчеству сибирских поэтов.

4. Во время предметных недель в библиотеке проводятся викторины, игры-путешествия по краеведческой тематике.

Второй путь - экскурсии по памятным и интересным местам города: ботанический сад, зоопарк, Север Героев революции, геологический и краеведческий музеи, планетарий и т.д.

Предварительно проводятся библиотечные часы, заочные путешествия, чтобы ребята имели представление, куда они едут, могли подготовить вопросы экскурсоводу.

Организуя краеведческую работу, мы стремимся каждому ученику дать поручение с учетом его интересов и склонностей. У каждого - свое направление в работе. Одни собирают материал по печатным источникам, другие - обрабатывают и систематизируют собранный материал, третьи - оформляют стенды и выставки. Есть группа ребят, которая готовит и проводит лекторские занятия, экскурсии по школьному музею.

Третий путь сбора материала - исследовательская работа.

Участие школьников в научно-исследовательских конференциях - давняя традиция школы. Но особо успешно наши ребята выступают на секции краеведения. Но если в старших классах учитель-предметник обычно готовит для участия в конференции 3-4 ученика, то в начальной школе участвовать хотят почти все. Конечно, одному учителю руководить таким количеством работ не под силу, и к этой работе подключается библиотекарь.

Представляем презентацию одной из работ по краеведению "Путешествие в далекое и близкое", ставшую призером городского фестиваля младших школьников "Мое первое исследование". Вся теоретическая часть исследования была подготовлена только на базе фонда школьной библиотеки. Приложение 1.