Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. Никто заранее не может сказать, кем станет ребенок в будущем. Ведь Евклид и Лобачевский тоже не заявляли о себе как математиках, посещая детский сад. Задачей дошкольного учреждения в области формирования элементарных математических представлений является лишь создание интереса ребенка к математике и подготовка к школьной жизни. Воспитатель никоем образом не заставляет ребенка выводить сложные формулы или решать серьезные задача. Сформировать познавательный интерес и способность ребенка к логическому мышлению - основная роль педагога в детском саду. Осуществляя деятельность в данном направлении, я пришла к выводу, что дошкольнику интереснее все познавать самостоятельно, практическим путем, перенося свою жизнь в сказку, преодолевая искусственно созданные взрослым препятствия, овладевая попутно не только четкими математическими умениями, но и познавая окружающий мир.
Разрабатывая собственные занятия, мной учитываются многие факторы:
- возрастные и психологические особенности моих воспитанников;
- специфика самого занятия;
- познавательный интерес детей;
- ситуативность;
- результаты предыдущей деятельности в данном направлении.
Занятия, которые проходят в игровом и поисковом режиме, делают процесс формирования интереса к математике и соответственно математических навыков наиболее успешным.
Некоторые из таких занятий, разработанных мной, хотелось бы представить для педагогов с целью обогащения педагогического опыта.
Занятие для детей 4-5 лет
(интеграция в экологическое воспитание)
ЗАДАЧИ:
1. Закрепить понятия "лево, права", " высокий, низкий", "широкий, узкий", "длинный, короткий", счет до 5.
2. Расширить познания об окружающем мире
а) грибы
б) животные
3. Повторяем цвета.
Необходимый материал: кассета либо диск с записью голоса Бабы Яги, для сказочного леса (цветы; тропинка; пеньки; деревья; мостик; грибы-опята, груздь, лисички, боровики, мухомор; животные-зайцы, лисы, мыши;) 3 ключа и дверь с тремя замками. Материал может быть нарисован либо использованы муляжи и игрушки.
Для большей заинтересованности детей занятие нужно проводить не в группе.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети приглашаются в музыкальный зал, не подозревая зачем (в зале обстановка сказочного леса).
Воспитатель: "Дети, посмотрите, куда мы попали! (осматриваемся) Интересно для чего мы здесь?" ( В это время раздается стук в дверь, и передают коробочку).
Воспитатель: "Какую коробочку нам принесли, давайте посмотрим, что в ней? Интересно от кого она?" (в коробочке аудио кассета подписано от Бабы Яги) " Ребята, коробочка от Бабы Яги. Давайте послушаем послание от нее.
Голос на пленке:
Вашу няню я украла,
Я ее околдовала,
Будет дома у меня
Накрывать столы она,
Грязь стирать и мыть полы,
Вытрясать мои ковры.
А как дом весь уберет,
Мой слуга ее запрет,
Коль вернуть ее хотите,
Заклинанье отыщите,
Как ее расколдовать.
Чтоб заклинанье вы нашли
Дам я вам заданья три.
Их все вы выполняйте,
Ключа три сразу получайте.
Все ключи как соберете
Чулан вы ими отопрете,
Там заклинание найдете,
Как только вы его прочтете,
Няню вашу себе вернете.
Воспитатель: "Так вот почему нет нашей Надежды Владимировны. Пойдем ее выручать? Послушаем первое задание.
Голос на пленке:
По тропинке вы пойдете,
И налево там свернете,
Там налево за углом,
Три пенька покрытых мхом,
А под мхом грибы растут,
Надо вам их все собрать
И названье указать,
И конечно посчитать.
Если правильно ответите,
Ключ под пеньком приметите.
В процессе этого задания дети сначала определяют правую и левую стороны, затем считают, указывая названия, грибы, расположенные на пеньках. Предлагаю следующие варианты: 5-опят, 4-лисички, 3-мухомора,2-боровика, 1- груздь. Далее предлагается дополнительное задание. Все 3 пенька разной высоты , дети должны определить какой пенек самый высокий, указать средний и низкий. После выполнения заданий под одним из пеньков обнаруживаем ключ.
Воспитатель: Молодцы ребята, умело справились с первым заданием, давайте послушаем второе.
Голос на пленке:
Дальше вам дорогу преградит река,
Но через реку нет моста.
Заклинанье сочините
Воду в лед вы превратите.
Дети доходят до реки. Это задание можно использовать и как физкультминутку. Заклинание, которое предлагается придумать детям, они уже знают, мы им пользовались ранее на занятиях, когда знакомились с понятиями широкий, узкий. Данное стихотворение предлагаю ниже, все слова сопровождаются соответствующими действиями;
Широкая река уснула подо льдом,
По узенькой тропинке мы к проруби пойдем,
Широкою дугой, повис над речкой мост,
На узеньких перилах сидит замерзший клест.
По узенькой тропинке вернулись мы домой,
Польем мы горку снежную холодною водой.
Воспитатель: "Вот и покрылась наша речка льдом, да здесь еще и мостик есть, а под ним посмотрите ключ второй (его воспитатель незаметно подкладывает в конце стихотворения). Молодцы ребята, хорошо справились и со вторым заданием. Будем третье задание слушать?"
Голос на пленке:
Дальше по тропинке вы пойдете
Зверят там маленьких найдете.
Мам они не слушались
И с дороги сбились,
В лесу здешнем заблудились.
Путь домой им помогите отыскать
Их мамы ключик третий вам дадут опять.
В этом задании предлагаю использовать либо игрушки лесных зверей, либо картинки. Суть его состоит в том, чтобы дети правильно классифицировали взрослых зверей и их малышей (зайчики к зайчихе, лисята к лисе и т.д.) дорогу от малышей к мамам можно выложить разноцветными ленточками, разной длины. В процессе работы дети называют животных, цвета лент и их длину. Под одним из животных находят третий ключ в конце задания.
Воспитатель: " Ребята мы успешно справились со всеми заданиями, и тропинка закончилась, но не видать что-то ни двери, ни замков. Ой, смотрите, что-то написано на тропинке ПОСЛУШАЙТЕ КАССЕТУ ДАЛЬШЕ, послушаем?
Голос на пленке:
Что ж, вы дети молодцы
Я не ожидала
Да еще вы храбрецы,
Трех заданий для вас мало.
Так как Бабка я Яга-
Злая и коварная,
Повеселите вы меня
Детвора отважная.
Как меня повеселите
Так чулан и отворите
Няню свою освободите.
А три ключа рядом с дверью положите.
Воспитатель: "Дети давайте потанцуем - Бабу Ягу повеселим и сами повеселимся (пока дети танцуют под веселую музыку, няня незаметно выкатывает ширму, на которой нарисована дверь, сама при этом продолжает оставаться за ширмой). Ребята, а вот и дверь появилась, пойдемте ее скорей открывать".
Дети открывают дверь своими ключами, просто вставляя их в замки. Выходит счастливая няня всех благодарит, можно угостить детей конфетами. Все счастливые и довольные идут в группу.
Математический турнир "Умники и умницы"
Подготовительная группа
Цель: Закрепить навыки счета, учить составлять и решать математические задачи, продолжать формировать математические представления, совершенствовать умение решать примеры на сложение и вычитание.
Из детей подготовительной группы формируются две команды "умники" и "умницы".
Ход занятия
1. Кто быстрее?
Команды получают карточки с графическими изображениями геометрических фигур. Дети с помощью счетных палочек выкладывают эти фигуры на столах Побеждает та команда, которая быстрее выполнить правильно задание.
Выходят 2 мальчика, у них на груди математические знаки "+" и "-".
1-й ребенок
Я - плюс, и этим я горжусь!
Я для сложения гожусь!
Я - добрый знак соединенья
И в том мое предназначение!
2-й ребенок
Я - минус, тоже добрый знак,
Ведь не со зла я отнимаю,
А роль свою лишь выполняю.
2. Плюс и минус
Команды получают карточки с математическими примерами, в которых пропущены знаки "+" и "-". Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее заполнит пропуски.
Физкультминутка
Чья команда быстрее переправится с правого берега реки на левый? Используются обручи, заменяющие лодки.
3. Волшебники
Команды получают карточки с изображением круга, квадрата, прямоугольника, треугольника. Участникам предлагается стать волшебниками и оживить геометрические фигуры - дорисовать их до изображения какого - либо предмета.
4. Веселые задачи.
С помощью карточек с числами от 1 до 10 дать ответы на зарифмованные задачи, подняв нужную карточку.
Подарил утятам ежик
Восемь кожаных сапожек
Кто ответит из ребят
Сколько было всех утят? (4)Шесть грибов нашел Вадим,
А потом - еще один.
Вы ответьте на вопрос
Сколько он грибов принес? (7)У одного цветка - четыре лепестка,
Сколько лепестков
У двух таких цветков? (8)Две веселые мартышки
Покупать ходили книжки.
И купили книг по пять
Чтобы было, что читать.
Только глупые мартышки
Сосчитать не могут книжки.
Ты мартышкам помоги
Сколько книг у них скажи? (10)
5. Составь задачу.
Капитаны команд наугад берут у ведущего два любых числа от 1 до 10. нужно придумать задачку, чтобы ответ совпадал с выбранным числом.
Подведение итого. Награждение победителей. Выслушать мнение детей. По возможности, можно в турнир включить исполнение песни "Чему учат в школе?"
Занятие в подготовительной группе
"Математический турнир"
Цель: упражнять в решении задач типа "больше, меньше, одинаково", "графические выражения", "сложение и вычитание" "элементы геометрии". Развивать внимание, память, мышление. Продолжать формировать навык работы в коллективе.
Материал: эмблемы для членов команд, два мольберта, карточки с заданиями в конвертах, фломастеры, простые карандаши, два набора геометрических фигур, призы, шкатулка.
Оформление зала: в центре небольшой стол, справа и слева от него мольберты. На столе стоит шкатулка с конвертами. На стенах зала - плакаты: "один за всех и все за одного" "Только вперед - ни шагу назад". На одной из стен вывешена "Звезда знаний". От нее идут лучи к "острову сравнений", "Долине графических выражений", "Океан неизвестности", "острову цифр в море букв", "Горе многоугольников".
Ход турнира
(Под веселую музыку дети входят в зал. На груди у детей эмблемы. Команды выстраиваются одна напротив другой)
Ведущий начинает математический турнир. В нем принимают участие две команды - "кенгурята" Ваш девиз?
Дети: Только вперед - ни шагу назад!
Ведущий: Капитан команды?
(Капитан делает шаг вперед и представляется)
Ведущий: Вторая команда "Черепашки - ниндзя". Ваш девиз?
Дети: Один за всех и все за одного!
Ведущий: Капитан команды?
(Капитан представляется)
Ведущий: Оценивать работу детей будет совет мудрейших (Представляет членов жюри)
Дорогие маленькие математики. Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в Математическую страну. Каждый из вам покажет свое искусство складывать, вычитать, сравнивать.. Вам поможет смекалка, находчивость, любовь к математике.
Каждое соревнование начинается с разминки. Вы заранее к ней подготовились.
(Дети из каждой команды поочередно задают вопросы другой команде. После совместного обсуждения отвечает капитан).
Кенгурята:
Сколько сапожек Оля купила,
Чтобы кошка ножек не замочила?
Черепашки:
В снег упал Сережка,
А за ним - Алешка,
А за ним - Иринка,
А за ней - Маринка,
А потом упал Игнат
Сколько на снегу ребят?
Кенгурята:
Мурка, кошка - мышеловка,
Съела трех мышей в кладовке,
И сейчас к норе подкралась
Цап! Еще одна попалась.
Вот так мурка! Сколько ей
Удалось поймать мышей?
Черепашки:
Пять ворон на крышу сели
Две еще к ним прилетели,
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело?
Кенгурята:
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат,
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди
Сколько мишек впереди?
Черепашки:
На блюдце у Андрюши
Четыре желтых груши,
Есть ребенок захотел,
И одну из груш он съел.
Теперь считайте груши
На блюдце у Андрюши.
Ведущий: Разминка закончена. Жители Математической страны прислали вам много интересных заданий.
Команда, которая первая ответит правильно получит одно очко. Капитаны сдают выполненные задания Совету мудрейших.
(Вынимают конверт с заданием из шкатулки)
Первое письмо пришло с "острова сравнений". В нем задание: расставьте знаки "больше", "Меньше", "равно" между двумя цифрами, то есть сравните два числа.
8 10 5 5 7 6 3 4
2 3 8 7 4 4 0 1
6 6 6 5 1 0 9 6
3 5 7 8 5 1 9 9
(По две карточки каждой команде. Капитан назначает два человека, которые выполняют задание. После выполнения задания Совет мудрейших присуждает одно очко команде- победителю в этом конкурсе)
Ведущий (вынимает из шкатулки конверт с заданием). Стрелка из "Долины графических выражений" тоже прислала задание.
Определите зависимость между числами, то есть расставьте стрелки от цифры, обозначающей большее число, к цифре, обозначающей меньшее число.
1 2
3 4 7 8
5 9
1 2 5 6
(Капитан также назначает одного человека, которые расставляет стрелки, команда помогает. После выполнения задания капитан отдает карточку Совету мудрейших, которые присуждают одно очко команде.
Ведущий (вынимает из шкатулки конверт)
Из "Океана неизвестность" от Икса пришло письмо с заданием.
Найти множество значений х, при котором данное высказывание верно.
Х>5
X<8
X<2
X>5
8<X<10
2<X<4
(Подводятся итоги задания)
Ведущий: А вот конверт с "Горы многоугольников". Треугольник спрашивает в письме: Сколько моих братьев треугольников спряталось в этих фигурах?
(Совет мудрейших также подводит итог)
А теперь немного отдохнем. Проводится физкультминутка.
Следующий конкурс - конкурс капитанов. Капитаны подойдите к мольбертам (выставляются карточки с числовым примером)
Первое задание: Придумайте задачу по данному числовому примеру.
А) 2+7=9 б) 7-2=5
Второе задание - "Фотографы". Надо запомнить расположение геометрических фигур на карточке и воспроизвести на мольберте "Сфотографировать" фигуры, проявить пленку, напечатать фотографию.
Раздаются наборы геометрических фигур. В течение й мин. Демонстрирует капитанам карточки. Затем дети рисуют по памяти расположение фигур на мольберте.
(Совет мудрейших подводит итог)
Ведущий: Вот и последнее письмо. В нем задание от Плюса, живущего на "острове цифр в море букв".
Решите примеры и соотнесите ответы с таблицей и прочитайте предложение.
А)
3+2=5 0-У
2-1=1 1-А
7-2=5 2-Р
1+0=1 3-К
3-0=3 4- О
5-5=0 5-П
4+1=5 6-З
9-2=7 7-Н
6+3=9 8-Ш
9-Л
10 - М
Б)
5+3=8
4-3=1
10-2=8
5-2=3
4+3=7
2+4=6
3-2=1
7+3=10
6-2=4
5-2=3
"Папа купил шашки, замок"
(Подводятся итоги последнего задания. Затем выслушиваются мнения детей о турнире. Далее подводится общий итог, награждаются победители)
В результате таких интересных занятий, дети не просто начинают интересоваться математикой, они учатся самостоятельно искать ответы на вопросы. Дети подготовительных групп создают для друг друга собственные математические испытания и совместно занимаются поиском ответов. Каждый ребенок по-своему талантлив, и для каждого важно чувствовать успешность собственной деятельности.