Цели:
- упражнять учащихся в замене крупных единиц длины мелкими, в замене мелких единиц-крупными;
- закрепить понимание значения цифры в записи числа в зависимости от места, которое оно занимает в этой записи, умение складывать и вычитать на основе знаний о нумерации;переводить одни единицы длины в другие;
- вырабатывать навыки различных приемов устного счета;
- воспитывать чувство патриотизма, любви к математике, к литературе.
Оборудование:
- книга со сказками К. И. Чуковского, его портрет,
- "баночки",
- сапожки,
- самовар,
- комар,
- муха,
- паук,
- 2 кренделька,
- 2 чашки,
- жук на блюдце,
- пчела у цветка,
- грибы с паучком,
- кузнечик под мухомором,
- бабочка,
- стрекоза у кувшина,
- божья коровка на ложке,
- тараканы.
1. Организационный момент.
2. Объявление темы и целей урока.
Сегодня мы вспомним различные приемы счета, потренируемся с единицами длины, порешаем примеры и задачи.
Урок у нас сегодня необычный - математика в сказке. К нам в гости пришел замечательный детский поэт и писатель К. Чуковский. Он принес с собой сказку. А какую, вы сейчас постараетесь отгадать.
3. Устный счет.
Записать в тетрадях число.
Название сказки зашифровано в примерах, которые записаны в ваших тетрадях. Ответы надо расположить в порядке возрастания
- 548+232=780(А)
- 157+285=442(Х)
- 456-132=324(У)
- 874-584=290(М)
Как же называется сказка? ("Муха-Цокотуха")
Итак, сказка начинается:
Муха-Муха - Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
Вот какой самовар! (на доске самовар с примерами)
- 300+100-200-200
- 500+400+40
- 640+60+100
- 270-70+30+70
Самовар "вскипел", угощение готово!
Приходите тараканы,
Я вас чаем угощу!
Смотрите, ребята, из всех щелей тараканы полезли! Сколько их?
А сколько бы приползло тараканов, если бы их было на 24 больше?
Тараканы прибежали
Все стаканы выпивали.
- Сколько стаканов они выпили, если на каждого пришлось по 2 стакана?
А букашки по три чашки
С молоком и крендельком.
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
- Две букашки идут "есть" крендельки к доске (на крендельках записаны числа, которые надо представить в виде суммы разрядных слагаемых).
Остальные будут "пить" чай из этих двух чашек, разделившись на два варианта (написать предыдущее и последующее числа для тех, которые написаны на чашках)
499 300 819 705 224 590
Приходила к Мухе
Бабушка Пчела
Мухе-Цокотухе
Меду принесла.
Вот баночки. Послушайте задачу.
"В одной баночке 50 ложек меда, а в другой 25 ложек. Сколько ложек меда в обеих банках? На сколько ложек меда в одной банке больше, чем в другой?"
Физминутка:
Вдруг какой-то старичок-паучок
Нашу Муху в уголок поволок -
Хочет бедную убить.
Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас и поила я вас.
:::. .
Пропадай - погибай именинница!
4. Работа по учебнику.
А кузнечик, а кузнечик,
Ну совсем, как человечек.
Скок-скок-скок!
За кусток, под мосток и молчок.
Посмотрите, какими прыжками скакал кузнечик в № 6 с. 65 (по заданию)
А через мост он вот как скакал:№ 5с. 65 (самостоятельно по заданию), проверка по образцу.
А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе крутит
::.И в руке его горит маленький фонарик.
- А сейчас вам надо помочь комарику. Спасти Муху можно, если решить задачу № 8. К доске пойдет:.
Молодцы!
Комарик к пауку подлетает,
саблю вынимает
И ему на всем скаку
Голову срубает!
Муху за руку берет и к окошечку ведет:
"Я злодея зарубил, я тебя освободил
И теперь, душа-девица, на тебе хочу жениться!"
Вот и закончилась сказка. А мы с вами сейчас сделаем особый подарок на свадьбу Мухе и Комару. Выполните тест. (проверка тестов по данному ключу)
5. Итог.
Понравился ли вам урок? Давайте вспомним, чем мы занимались на этом уроке, какие задания выполняли?
6. Домашнее задание. № 7с. 65, № 9с. 66