Пояснение к уроку. На уроке рассматривается произведение И. С. Баха "Прелюдия и фуга C-dur" из ХТК I том, его музыкальная жизнь во времени "Путешествие через века" (от классики до рэпа). Прослеживается постепенный переход произведения из "серьезной" области, раскрывающее глубокое музыкальное содержание образа классики, в область "лёгкой" музыки с легким восприятием, в рэп обработке.
Цель урока.
- Приобщить детей к наследию мирового музыкального искусства.
- Сформировать представление о стилистических особенностях композиторского творчества И.С. Баха, музыкальных жанрах и стилях современной музыки.
Задачи урока:
1. Воспитательная.
- Формировать навыки оценочной деятельности с духовно-нравственной и эстетической позиции. Воспитание музыкально-эстетического вкуса у учащихся.
2. Развивающая.
- Развивать образно-творческое мышление в процессе интеграции изобразительного и музыкального искусства, критическое мышление в анализе стилей современной музыки.
3. Образовательная.
- Научить разбираться и анализировать музыкальные жанры и стилистические особенности музыкальных произведений классики и современности.
- Сформировать у учащихся представление о направлении рок-музыки: рэпа
Методы обучения:
- Метод моделирования художественно-творческого процесса;
- Метод ретроспективы (повторение знаний);
- Метод проблемной ситуации;
- Метод размышления и обобщения музыки.
Тип урока: Углубление темы.
Оборудование. Компьютер, синтезатор, музыкальный центр.
Музыкальный материал: "Прелюдия и фуга C-dur" И.С. Баха "Ave Maria" И.С, Бах - Ш. Гуно, 3. "Прелюдия" (JAY), исполнение песни "Есть только миг".
Ход урока
(На экране 1 слайд презентации).
У. Сегодня мы продолжаем с вами разговор о теме "Музыка "серьезная" и музыка "легкая". Я приглашаю вас в необычное путешествие - "Путешествие через века".
Мы станем свидетелями жизни замечательного произведения.
Послушайте, пожалуйста музыку, кто из композиторов, вам хорошо знакомых, мог написать это музыкальное произведение?
Звучит "Прелюдия и фуга C-dur" И. С. Баха.
У. Итак, что же за музыка прозвучала и кто композитор?
Исполнить фрагмент фуги.
(Выяснить как развивается мелодическая линия - тема в фуге. Какой это склад гамофонно-гармонический или полифонический? Кто мог из композиторов прошлого создать такое произведение?)
Д. Многоголосие-полифония. Многоголосные произведения полифонического склада писал И. С. Бах - немецкий композитор, живший в конце 17 начале 18 века (1685-1750г).
(На экране 2 слайд презентации, портрет И. С. Баха открывается по щелчку мыши))
У. Да, действительно многоголосие свойственно музыке Баха. И. С. Бах - один из величайших представителей мировой гуманистической культуры. Творчество Баха, музыканта-универсала, отличается всеохватностью жанров (кроме оперы), обобщило достижения музыкального искусства нескольких веков на грани барокко и классицизма.
У. (Исполнение фрагмента фуги)
Прозвучавший фрагмент называется - Фуга, что в переводе бег.
Но разве сразу начиналось произведение с фуги?
(Исполняется фрагмент прелюдии)
У. Ей предшествовало музыкальное вступление, которое во времена И. С. Баха называлось прелюдия. Прелюдировать - это значило импровизировать перед исполнением певца или к фуге.
Мы услышали с вами инструментальное произведение И. Баха "Прелюдия и фуга C-dur" из "Хорошо темперированного клавира", цикл, написанный Бахом для фортепиано включающий в себя 24 произведения, написанные во всех существующих тональностях?
У. Какой музыкальный образ раскрывается в этом произведении?
(Отталкиваясь от характера, настроения, чувств.)
(В помощь в обсуждении должны звучать фрагменты прелюдии и фуги).
Д. Прелюдия - мечтательна. Фуга - рассудительный, степенный рассказ.
У. Как вы думаете, это произведение к какой области музыки можно отнести "серьезной" или "легкой"? Заставляет ли музыка задуматься?
Д. (Дети должны смело высказывать своё мнение и аргументировать почему они так считают).
У. Я предлагаю отправиться в ту эпоху, в которой жил и творил И. С.Бах.
(На экране 3 слайд, по щелчку мыши в презентации открываются слайды: музыкальные инструменты: старинные виолы, виолины, клавесин; соборы архитектурного готического стиля)
У. (Обсуждение увиденного, обратить внимание на особенности архитектуры готического стиля)
У. Но всё же давайте еще раз вслушаемся в прелюдию, есть ли мелодия в прелюдии (звучит фрагмент), как она развивается?
Д. Переливающимся движением.
У. А если я эти переливающиеся звуки соберу вместе (исполнение гармонии).
Д. Это уже аккорды - аккомпанемент.
У. А раз есть аккомпанемент, почему бы нам не добавить мелодию
(Исполняется фрагмент из "Ave Maria" Ш. Гуно (вокализом), выученным на предыдущем уроке)
У. Такое построение прелюдии дало возможность обращаться к ней композиторов последующих веков и аранжировать в своём представлении. Ведь, если вы помните музыка И. С. Баха была "открыта" после смерти через полвека и заинтересовала своим великолепием и философским взглядом многих музыкантов и композиторов XIX века.
Давайте послушаем с вами одну из таких аранжировок. Может быть, эта музыка вам знакома?
Звучит "Ave Maria" И. С, Бах - Ш. Гуно
У. Ну как знакомо произведение? Мы только - что исполнили несколько фраз произведения французского композитора Ш. Гуно, который обратился к прелюдии И. С. Баха и на основе его написал свое произведение.
(На экране 4 слайд презентации, портрет Ш. Гуно открывается по щелчку мыши)
Что нового внес композитор Ш. Гуно в прелюдию? Остается ли музыкальный образ прелюдии созданный И. Бахом?
Д. Музыкальный образ - это образ света, нежности, любви, образ Матери. Произведение из инструментального перешло в вокальное.
У. Прозвучало произведение "Ave Maria" И. С, Бах - Ш. Гуно
Можно ли оставить это произведение в понятии "серьёзной" музыки?
Д. Музыка заставляет задуматься, вслушаться, представить образ Марии.
У. Образ Марии - матери Иисуса Христа раскрывался во многих искусствам, в том числе и в живописи. Я предлагаю обратиться сейчас к картинам Рафаэля и А. Мантенья "Мадонна". Как вы думаете, есть ли что -то общее и различное между звучащей музыкой "Ave Maria" И. С, Бах - Ш. Гуно и картинами.
(На экране 5 слайд презентации, на фоне музыки по щелчку мыши открываются картины Мадонны)
У и Д: (Обсуждение, высказывание мнений. В музыке и картинах раскрывается один образ - образ Матери, но разным языком искусств, в живописи - красками, в музыке - музыкальными интонациями, музыкальными средствами выразительности).
У. Многие музыкальные произведения классических композиторов продолжают жить и звучать в наши дни, в конце XX и начале XXI века. Но не только так, как создал композитор, а в различных аранжировках и ремиксах.
(На экране 6 слайд, Звучит "Прелюдия" И. С. Баха в рэп обработке, на фоне музыки идут слайды зданий, построек современного архитектурного стиля - конструктивизма, слайды меняются по щелчку мыши)
У. Ваши впечатления от услышанной музыки? Что нового вы услышали в "Прелюдии"?
(Обратить внимание на музыкальные особенности этого стиля)
Д. Музыка приобрела современные ритмы: звучит в рэп обработке. Стала импульсивной, стремительной.
Приобрела танцевальность благодаря быстрому темпу, активному ритму, введенным современными инструментам: ударным, синтезатором, речитативному проговариванию слов.
У. Изменился ли музыкальный образ, созданный И. С. Бахом: образ нежности, мечты.
Д. Конечно. (высказывания детей)
У. Можно ли оставить "Прелюдию" современного представления в области "серьёзной" музыки.
Д. (Дети должны смело высказывать своё мнение. В таком представлении прелюдии конечно музыка перешла в область легкой музыки, т.к. нет желания задуматься, вслушаться, а хочется двигаться)
(На экране 7 слайд презентации с темой урока и четверти)
У. Предлагаю поимпровизировать на основе "Прелюдии" (с помощью синтезатора.)
Инструментальная импровизация.
Д. (Дать возможность выбрать из заданных ритмов и тембров (уже знакомых детям) и импровизировать на основе фрагмента из "Прелюдии". В стилях: pop, Rock, джаз.)
Обобщение.
У. Сегодня в классе прозвучала музыка замечательного немецкого композитора
И.С. Баха не только как создал её композитор, но и через музыку Ш. Гуно и современное представление этого произведения.
(На экране 8 слайд презентации, по щелчку мыши открывается портрет И. С, Баха, слова Д. Б. Кабалевского)
Эпилог:
Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы её возможности в будущем. (Д. Б. Кабалевский)
У. А как вы думаете, имеем ли мы право создавать такие аранжировки, ремиксы на основе музыки классических композиторов.
Ведь меняется музыкальный образ созданный композитором (его чувства и мысли выраженные в музыке).
Д. (Высказывания детей, мнения, предположения).
У. Я не стану настаивать на своем мнении, но хотелось бы, чтобы вы задумались над моим вопросом.
И в завершении нашего путешествия почти через три века, а оно прошло как один миг, предлагаю исполнить песню "Есть только миг".
Исполнение песни "Есть только миг".
Приложение №1: Мультимедийная презентация к уроку.
1. "Прелюдия и фуга C-dur" И. С. Баха
2. "Ave Maria" И. С, Бах - Ш. Гуно
3. "Прелюдия" (JAY)