Учебная деятельность
Россия конца ХХ века - начала ХХI переживает сложную ситуацию. По словам А.И. Солженицына, "Мы находимся в таком униженном состоянии, на таком уровне национального унижения, которое трудно сравнить с каким-нибудь периодом... Мы в национальном обмороке."
В концепции модернизации российского образования сказано: "Развивающемуся обществу нужно современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Сегодня, когда на фоне глубоких кризисных явлений в стране стало все более заметной утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили на государственном уровне.
В июле 2005 г. правительством РФ утверждена программа "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг.", предусматривающая "неотложность решения острейших проблем системы патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства".
И поэтому тему самообразования "Патриотическое воспитание на уроках истории" я выбрала неслучайно. Патриотическое воспитание на уроках истории - процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримость к врагам России. Знание истории (истории своей семьи, своего народа, села, края, страны) помогает определить жизненную общественную позицию. На основе знаний о прошлом развивается умение человека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего. Прошлое устремляется в будущее. Прошлое, настоящее и будущее - единый процесс. Патриотическое воспитание и патриотическое чувство малолетних граждан РФ можно формировать не только на примере героического прошлого нашей страны.
Было бы величайшей ошибкой не пользоваться возможностями, которые дает история каждого края или даже села, где проживает ребенок, при решении задач патриотического воспитания.
Таким образом, в патриотическом воспитании через изучение истории Отечества можно выделить три направления:
1. Изучение истории семьи ребенка.
2. Изучение истории родного края.
3. Изучение истории Отечества (акцентированное внимание учащихся на героических страницах прошлого страны).
Задачи патриотического воспитания:
- Расширить мотивацию изучения истории России;
- Воспитать любовь и уважение к малой родине, предкам, семье;
- Привить учащимся навыки исследовательской работы (с учетом возрастных особенностей мышления и интересов детей);
- Создать условия для проявления творческих способностей каждого ребенка.
Первое направление в работе - это изучение истории родословной семьи ребенка. Знакомство с истоками позволяет детям осознать свою причастность к истории, а учителю достичь ряда задач:
1. Воспитать любовь к малой родине, предкам, семье.
2. Повысить роль семьи как социума, формирующего личность.
3. Использовать невостребованные возможности семьи.
4. С учетом возрастных особенностей мышления прививать учащимся навыки исследовательской работы.
5. Расширять мотивацию изучения истории Отечества.
В 5-м классе можно рассмотреть тему "История моих предков". В среднем и старшем звеньях "Родословное древо". Данные работы учащиеся выполняли и посвятили их "Году Семьи".
Проанализировав данную деятельность, я сделала вывод, что это очень нелегкая работа, у детей она вызывает затруднения, т.к. многие родители не знают своих корней и не могут дать детям достоверной информации. По тем работам, которые были выполнены, видно что дети знают одно или два поколения.
Поэтому необходимо продолжать работу по данному направлению, ведь в результате работы над родословной, у детей возрастает мотивация к изучению истории Отечества и успешно усваиваются приемы поисково-исследовательской работы.
Рассмотрим работу по второму направлению.
Важность изучения истории своего села, города, края в процессе воспитания детей была (основана) осознана еще в XIX в. Краеведение способствует формированию "нравственной оседлости населения", "чувства Родины".
Использование краеведческого материал в процессе обучения способствует обострению внимания учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, умений, навыков практического применения полученных знаний. Краеведение помогает учащимся осмыслить процесс исторического развития, а в результате - понять проблемы современности, выработать собственную гражданскую позицию.
При преподавании материала по истории родного края я создала условия, при которых возможна активная познавательная деятельность учащихся.
Помогают мне следующие требования:
- Отбор личностно значимых для учащихся объектов, позволяющих раскрыть многогранность наследия на доступном для учащихся уровне.
- Подбор содержания темы урока с учетом специфики структуры знаний: увидел объект - "приобрел" знания о нем (или у него), актуализировал повседневные знания о нем - оценил объект - применил знания в другой ситуации (на прогулке, в творческих заданиях).
Во внеурочной деятельности с учениками старших классов проводим исследовательские работы, которые в течение двух лет представляем на районном конкурсе юных историков и краеведов "Тимофеевские чтения". Хотя ребята являются только участниками конкурса, а не призерами, но нужно отметить, что интерес учащихся не стал меньше, а наоборот - возрос.
Теперь нужно более подробно остановиться на изучении героических страниц истории Отечества как средстве воспитания патриотических чувств у подрастающего поколения. Осуществить организацию изучения данных страниц истории можно на примере отдельных тем и уроков по курсу "История Отечества" в 8-м,9-м,10-м,11-м классах.
На уроке в 8-м классе "Отечественная война 1812 г." следует подчеркнуть, что с самого начала война приобрела справедливый, освободительный характер.
Рассказ учителя будет неполный, если его не связать с героями Великой Отечественной войны, которые почти через 130 лет - осенью грозного 1941 г. стояли насмерть на позициях у гранитных памятников Шевардинского редута, Багратионовых флешей и батареи Раевского.
Урок по теме "Крымская война" также дает возможность решать задачу патриотического воспитания учащихся. Следует отметить, что вместе с отцами и старшими братьями отважно сражались и дети. Защитники Севастополя проявили находчивость и смекалку, позволившую поднять на новую ступень русское военное искусство.
Эти уроки должны быть не только уроками развития ума, но и воспитания гражданских чувств. Нужно уметь вызвать у школьников резонанс эмоций, отклик переживаний на основе их личного опыта.
Наиболее эффективно задачи патриотического воспитания позволяет решать материал следующих тем:
1. Походы Батыя на Русь.
2. Борьба русских земель с западными завоевателями.
3. Русь и Золотая Орда в XIII - XIV вв.
4. Преобразования Петра 1
5. Россия в Первой мировой войне.
6. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Благодаря использованию вышеперечисленных условий, методов обучения, успеваемость учащихся по предмету стабильная.
Воспитательная работа
С 2007-2008 гг. являюсь классным руководителем 6 класса. Как классный руководитель я поставила перед собой следующие задачи: сплотить класс как коллектив, добиться сознательного отношения к учебе, дисциплине, уважения к старшим, друг к другу; умение отвечать за свои поступки.
Учащиеся класса принимают активное участие во всех общешкольных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах. Занимают призовые места.
Очень ребятам нравятся такие мероприятия: коллективные походы в лес, праздник "День рождения". Большую помощь в решении разных задач и проведении мероприятий оказывают родители учащихся.
Для себя я решила, что ежегодно в праздник "День народного единства" проводить общешкольные мероприятия, раскрывая героизм и патриотизм наших предков от начала создания Руси и до современности.
В 2007-2008 учебном году во всех классах проводила беседы об истории праздника.
В 2008-2009 учебном году с ребятами 6-го, 11-го классов. подготовили и провели общешкольное мероприятие "Память, которой не будет конца".
Факторами эффективности формирования патриотического воспитания и сознания подрастающих поколений россиян являются:
- Заинтересованность государства в возрождении традиций патриотического воспитания.
- Взаимодействие семьи и образовательных структур разных уровней в деле формирования у детей чувства любви к своему Отечеству и своему народу.
- Мощная пропаганда средств массовой информации, направленная на формирование патриотических чувств у граждан страны.
- Активное участие в патриотическом воспитании школьников не только учителей истории, но и преподавателей других школьных предметов.
- Повышение внимание со стороны педагогов к формированию патриотизма во вне учебной деятельности.