Цели:
- Повторить изученные приёмы сложения и вычитания;
- Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать умение рассуждать, мыслить, познавательную активность, внимание, наблюдательность;
- Воспитывать интерес к предмету, взаимопомощь, взаимовыручку, смелость, отважность, решительность.
Оборудование: ПК, интерактивная доска, программа урока в электронном виде, рисунки сказочных персонажей, карточки к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель. Создадим хорошее,
дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу,
садитесь!
Руки?
Дети: На месте!
У: Ноги?
Д: На месте!
У: Локти?
Д: У края!
У: Спина?
Д: Прямая!
2. Сообщение темы и цели урока
Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте все внимательны,
А ещё старательны.
Будем сегодня задачи решать,
Будем складывать и вычитать.
Урок “Закрепление”
Даёт нам понять,
Что мы умеем
И что должны знать.
3. Устные упражнения
– В некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были Иван-царевич и Василиса Прекрасная.
Рисунок 1. (Иван-царевич).
Однажды Василиса исчезла. Иван-царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису? Мы узнаем это, выполнив задание 1.
В это время 3 человека работают по карточкам:
Карточка 1 Расставь знаки “ + ” или “–” |
|
13 * 3 = 10 10 * 3 = 13 13 * 10 = 3 |
19 * 1 = 20 20 * 1 = 19 19 * 1 = 18 |
Карточка 2 |
17 – 7 + 10 = 18 – 8 + 5 = 14 – 10 + 6 = 15 + 1 – 6 = |
Карточка 3 |
|
17 > … 3 > … 20 > … 15 > … |
13 < … 11 < … 8 < … 19 < … |
Приложение 1., слайд 1
– Сравните выражения.
– Найдите разность.
– Назовите пропущенный пример. (Е 14 – 4 = 10)
– Что заметили? (Разность равна 10.)
– Назовите числа при вычитании.
– Уменьшаемое зашифровано буквой, расположите их в порядке возрастания.
Слайд 2.
Рисунок 2 (Кощей)
Задание 2. Иван-царевич отправился в путь. Долго шёл он и вышел на распутье.
Рисунок 3 (Камень)
На придорожном камне надпись:
- найдите сумму чисел 6 и 4;
- сумму чисел 7 и 10;
- разность чисел 16 и 6.
Слайд 3, 4, 5, 6.
– Что общего заметили в этих выражениях? (Есть число 10).
3 задание. Долго шёл Иван-царевич по выбранной вами тропинке и наконец вышел на лесную полянку, а там в десятой избушке на курьих ножках живёт Баба Яга.
Рисунок 4 (Баба Яга)
– Чтобы избушка повернулась к нам передом, а к лесу задом, надо набрать число10.
Слайд 7.
Задание 4. Баба Яга рассердилась на Ивана-царевича за то, что потревожил её. Согласилась помочь, только если отгадает Иванушка её задания.
– Что только не увидишь в избушке Бабы Яги. Итак, там стоят 4 банки с живой водой. В банку входит 10 стаканов живой воды. Сколько стаканов воды можно долить в каждую банку?
Слайд 8, 9, 10, 11, 12.
Задание 5. На верёвочке Баба Яга сушит грибы. Отгадайте, сколько их?
Мухоморов на 2 больше, чем 6.
Сыроежек на 10 меньше, чем 14.
Опят на 10 больше, чем 9.
Слайд 13.
Задание 6. А ещё на столе Бабы Яги лежит листочек с примерами и учебник по математике. Самостоятельная работа. (У каждого на парте листочек с заданием).
Взаимопроверка.
Слайд 14, 15, 16, 17.
4. Работа по учебнику. Закрепление изученного материала
– А сейчас мы научим Бабу Ягу решать другие примеры.
№ 1, с. 49 – устно;
№ 2, с. 49;1-й столбик решить с объяснением;
2-й столбик решить с комментированием;
3-й столбик решить самостоятельно.
Проверка. Слайд 18.
– Баба Яга рада, что вы научили её решать примеры, и она дала Иванушке волшебный клубочек. Но Иван-царевич устал. Давайте ему поможем.
5. Физкультминутка
Мы решали, мы решали.
Что-то очень мы устали.
Мы сейчас потопаем,
Ручками похлопаем.
Раз присядем,
Быстро встанем,
Улыбнёмся.
Тихо сядем.
6. Решение геометрической задачи
Волшебный клубок привёл Ивана-царевича к пещере Змея Горыныча следующим путём. ( Один ученик работает у доски).
– Поставьте в тетради точку. Сначала он отправился вправо 4 клетки, потом 2 клетки вниз, затем 3 клетки вправо и вниз 1 клетку. Соедините точки. В виде чего проложен наш путь?
– Сосчитайте чему равен путь? (4 + 2 + 3 + 1 = 10).
Слайд 19.
7. Совершенствование вычислительных навыков
Чтобы победить Змея, вы должны соединить числа в порядке их увеличения. № 2, с. 19 (тетрадь на печатной основе). Ребята выполняют задание самостоятельно, затем проверить.
Слайд 20.
Молодцы, ребята! А Иван-царевич уже в пещере, нашёл он там волшебный сундук, а открыть его не может. Разгадайте шифр замка, заполните рамку. Найдите третье слагаемое.
Слайд 21.
Достал Иван-царевич из сундука волшебный меч и отправился в замок Кощея Бессмертного. А замок тот стоит на высокой горе, крутой и неприступной. И вся та гора усыпана цветами. Нарвал Иван-царевич букет для своей ненаглядной Василисы, а нам с вами надо отгадать, сколько цветов в том букете.
Решение задачи № 3 из учебника на с. 49.
Слайд 22.
– В замке Кощея 4 башни. В одной из них трусливый колдун и спрятался.
Рисунок 5. (Замок).
В какой из них, если мы знаем, что первая башня пустая. Кощей не в самой высокой башне? Где же он? (В 3 башне).
Ну вот и добрались мы до Кощея. Он встретил Ивана – царевича такими словами: “Раз ты смог до меня добраться, выполни мои задания и Василиса – твоя! Если не выполнишь – голова с плеч!”
1 задание. Ребусы.
Слайд 23, 24.
2 задание. Задача. (Решить устно).
В моём саду растёт волшебная яблоня с золотыми и серебряными яблоками. Золотых яблок – 5, а серебряных – 4. 3 яблока я сорвал. Сколько яблок осталось?
Слайд 25.
“Ну, Иван, забирай Василису”,- сказал Кощей.
Рисунок 5. (Василиса).
Итог урока.
- Чему мы учились на уроке?
- Что понравилось больше всего?
- О чем вы расскажите дома?
– Молодцы, ребята! Вы помогли Ивану-царевичу освободить Василису Прекрасную, а добились вы этого, благодаря своим вычислительным знаниям, умениям и навыкам.
Литература.
- Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика для 1 класса четырехлетней начальной школы 2 часть. М.:Просвещение, 2006.
- Моро М.И., Волкова С.И. Тетрадь по математике. Ч.2.М.:Просвещение, 2001–2006.
- Фефилова Е.П., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике: 1 класс, к учебному комплексу М.И.Моро – М.:ВАКО, 2006.