Предисловие
Современное общество ставит перед подрастающим поколением новые задачи:
- ребенок должен стать свободным и ответственным;
- обладать чувством собственного достоинства и с уважением относится к другим;
- быть способным на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих;
- владеть навыками социального поведения и общения с другими людьми.
Все задачи можно решить через социально-эмоциональное развитие ребенка.
Как спланирует свою работу педагог, какие выберет методы и приемы, зависит успех усвоения задач. Важно, чтобы у ребенка развивалась способность учитывать чувства и желания других людей; учить детей понимать, из-за чего возникают конфликты и разрешать их причины; формировать представления о том, что хорошо и что плохо; что можно делать, а чего нельзя; как следует вести себя с другими людьми и как оценивать свои собственные поступки. При этом важно, чтобы у ребенка была правильная самооценка. Ребенок должен усвоить, что за хорошими манерами скрываются очень полезные способы регуляции межличностных отношений.
Для этого педагогу необходимо проводить работу по социально-эмоциональному развитию. Только в совместной деятельности взрослого и ребенка у детей формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер, а так же формируются социально-психологические особенности в системе отношений с другими людьми.
Цель:
- Продолжать учить детей рассказывать сказки, используя схемы.
- Развивать речь детей.
- Учить детей определять эмоциональное состояние героев литературных произведений.
- Продолжать учить распознавать различные эмоции по выражению лица, позе.
- Помочь понять, что такое одиночество и почему плохо быть одному.
- Способствовать формированию хороших отношений между детьми.
Воспитатель: Детки, посмотрите и скажите, что это?
(В руках у воспитателя ключик, похожий на ключик из сказки “Приключения Буратино”.)
– А как вы думаете от чего этот ключик?
– Этот ключик не простой, он сказочный. Из какой он сказки? Что этим ключиком открывается в сказке?
– Этот ключик нам поможет открыть ворота сказочного замка. Вам интересно узнать, кто живет в замке? <Рисунок 1>
– Когда откроются ворота замка, тогда и откроются все окошки. Но ворота ключик откроет после того, как вы правильно отгадаете загадки.
Загадки.
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое,
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка.)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит.)
Толстяк живет на крыше.
Летает он всех выше. (Карлсон.)
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? (Буратино.)
Вместе с Карлсоном
Прыгал с крыш
Шалунишка наш…. (Малыш.)
– Как вы думаете, какая сказка живет в сказочном замке?
– Давайте проверим, правильно угадали или нет. Откроем длинное окошко и прочитаем название сказки. (“Теремок”)
– Вы любите сказки? Какие сказки вы знаете?
– Когда вы их слушаете или смотрите, у вас всегда меняется настроение. То вы смеетесь, то переживаете, то злитесь. И все это зависит от сюжета и, в каком эмоциональном состоянии находится герой сказки.
Сейчас я вам буду читать литературные отрывки, а вы с помощью конкретных действий будите показывать, какое настроение они вызывают. Если радостное – хлопаете в ладоши, если грустное – топаете ногами.
Литературные отрывки.
- “Приехала Василиса Премудрая, домой, хватилась – нет лягушечьей кожи. Бросилась она искать ее. Искала, искала – не нашла, и говорит Ивану-царевичу: “Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще 3 дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного”. (р.н.с. “Царевна лягушка”)
- “Свадьбу тотчас учинили.
И с невестою своей
Обвенчался Елисей.
И никто с начала мира
Не видал такого пира.
Я там был, мед-пиво пил,
Да усы лишь обмочил”. (А.С.Пушкин “Сказка о мертвой царевне”)
- “Иванушка говорит:
– Сестричка Аленушка, мочи нет: напьюсь я из копытца.
– Не пей, братец, козленочком станешь!
Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козленочком.…Зовет Аленушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козленочек.
Залилась Аленушка слезами, села под стожок – плачет, а козленочек возле нее скачет…” (р.н.с. “сестрица Аленушка и братец Иванушка”)
- “…собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Аленушку на берег. Отрезали камень с шеи, окунули ее в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Аленушка ожила и стала краше, чем была. А козленочек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой” (р.н.с. “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)
Воспитатель надевает на руку куклу Лисы из кукольного театра и плачет голосом лисы.
– Что случилось? Почему ты плачешь?
Рассказ Лисы. “Я была в зверином детском саду, зайчонок стал играть с самолетиком и мне, тоже захотелось с ним поиграть – я забрала самолетик себе. Ежик играл с кубиками – я тоже забрала кубики, у медвежонка – попугая, а у волчонка – паровоз. А зверята говорят: “Забирай хоть все подряд”. И играют в “ кошки-мышки”. Все так весело играют, и хохочет, и шумят, а у меня не идет игра на лад. У меня игрушек воз – а играть не весело”.
– Ребятки, а почему Лисоньке не весело играть?
– Скажите, играть лучше вместе или одному?
Физкультминутка
Игра “Парашют”.
Дети делятся на несколько групп, берутся за кроя большого платка в центре, которого помещается воздушный шарик. Совместными усилиями дети стараются заставить его подняться в высь, и опуститься обратно на платок.
– Скажите, вам интересно было играть? Почему?
– А можно ли в эту игру играть одному?
– Значит, вместе играть веселее и интереснее.
Появляется Гном (рисованный)
– Как вы думаете, из какой он сказки? (“Белоснежка
и 7 гномов”.)
– Давайте посмотрим, что там делают гномы и
Белоснежка.
Просмотр отрывка из сказки.
– Что помогло Белоснежке догадаться о том, как
зовут каждого гнома?
– Посмотрите, Гномик принес шкатулку. Эта
шкатулка музыкальная, она играет музыку
настроения. Давайте попробуем определить
настроение шкатулки.
Игра с музыкальной шкатулкой.
Дети определяют, какое настроение передает музыка и с помощью пиктограмм называют ответ <Рисунок 2>.
Используются музыкальные произведения:
- Ю.Вережников “Африка”.
- Ю.Вережников “Дождик”.
- В.Цветков “Рождественская сказка”
- А.Лядов “Кикимора”.
– Посмотрите, какое разное может быть настроение. Вам хочется, чтобы у всех людей было радостное настроение?
– Все зависит от нас самих. Есть несколько правил, которые нам помогут:
Старайся сам быть доброжелательным к людям!
Будь всегда веселым, не плачь по пустякам, не капризничай!
Не ссорься, старайся помогать друзьям, уступай!
– А сейчас я хочу узнать, какое у вас настроение. Вот сердечки, а вы должны нарисовать свое настроение на них.
Самостоятельно-художественная деятельность детей.