Цель урока:
сформировать основные понятия о составе, номенклатуре, свойствах и значении солей.Тип урока
: урок получения новых знаний.Образовательные задачи:
Воспитательные задачи:
Развивающие задачи:
- Развивать интерес к предмету, используя различные методы и средства обучения.
- Совершенствовать химический язык, путём введения новых терминов.
- Развивать мышление методом дедукции (от частного к общему).
Методы обучения:
- Словесные.
- Наглядные.
- Практические.
- Игровые.
- Исследовательский эксперимент.
- Проблемный эксперимент.
Реактивы и оборудование:
Таблица растворимости, стакан с водой, спички, палочка для перемешивания, на лотке: пробирка№1 - сера, пробирка№2 - оксид магния, пробирка№3 - мрамор, гвоздь на нитке, в склянках растворы сульфата меди, хлорида натрия, гидроксида натрия, хлорида бария, соляной кислоты. Всего 13 лотков.
Здравствуйте, ребята! Приехала я к вам из самого северного уголка Московской области – города Талдома. Итак, мы начинаем урок, на котором будет править наука химия.
Нас окружает много объектов живой и неживой природы. Из чего они состоят? (из веществ). На какие группы делятся все известные вам вещества? (на простые и сложные). Какие вы знаете простые и сложные вещества? С тремя классами сложных веществ вы уже знакомы, это оксиды, основания, кислоты. Сегодня мы познакомимся с четвёртым классом неорганических веществ. Чтобы узнать, что это за класс, нужно пройти станцию “Разминка” (для работы каждому ученику даётся распечатанная тематическая карта с заданиями)
1 станция “Разминка”
Перед вами вещества: CuO, H2SO4, NaOH, Ba(OH)2, HCI, NaCI, AI2O3, CaCO3, HNO3, CuSO4. Распределите их по классам.
Оксиды |
Основания |
Кислоты |
…………. |
Вывод (делают ученики): В четвёртой колонке три вещества, которые не относятся к оксидам, основаниям, кислотам. Из чего они состоят? (из атомов металлов и кислотных остатков). Это и есть четвёртый класс неорганических веществ, который называется соли. Выведем определение солей (Соли – сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов и кислотные остатки).
Вы обратили внимание, что в тематической карте нет темы урока. Запишем её “Состав, свойства и значение солей”.
Переходим к следующей станции “Именная”. Необходимо заполнить все пропуски в таблице.
2 станция “Именная”
Номенклатура средних солей.
Название кислотного остатка |
Название металла, входящего в состав соли |
Название соли |
Формула соли |
CI ? (хлорид) |
К ? (калий) |
Хлорид калия |
KCI |
Br ? (бромид) |
Ва = (барий) |
BaBr2 |
|
I ? (йодид) |
АI ? (алюминий) |
||
NO3? (нитрат) |
Ag ? (серебро) |
AgNO3 |
|
NO2 ? (нитрит) |
Li ? (литий) |
||
SO4= (сульфат) |
Mg = (магний) |
||
SO3 = (сульфит) |
Ca =(кальций) |
Сульфит кальция |
|
S = (сульфид) |
Sr =(стронций) |
||
CO3 = (карбонат) |
Fe ? (железо) |
Карбонат железа(III) |
|
PO4? (ортофосфат) |
Fe = (железо) |
Ортофосфат железа(II) |
Название соли:
Кислотный остаток |
+ |
Название металла в родительном падеже |
+ |
Валентность металла |
Обратите внимание на название таблицы. Мы давали названия средним или нормальным солям, но кроме средних солей в большом классе “Соли” живут: кислые соли, основные соли, двойные соли, комплексные соли, кристаллогидраты.
С ними вы познакомитесь на следующих уроках химии.
А нас ждёт следующая станция.
3 станция “Практическая”
Закончить практически осуществимые реакции, указать тип химической реакции (химический эксперимент, выполняют учащиеся):
Вывод (делают ученики): Соли взаимодействуют с металлами, щелочами, кислотами, солями.
4 Станция “Бытовая”
На этой станции, мы узнаем, какую роль играют соли в нашей жизни и где нам они встречаются в быту. Издавна соль была символом дружбы. Вспомните, о хороших друзьях говорят: “Пуд соли вместе съели”. Также по русскому обычаю, когда подносят гостям или молодожёнам хлеб-соль, желают им здоровья и долгой счастливой жизни. Как вы думаете, о какой соли идёт речь? (хлорид натрия). Далее – рассказ учителя о значении солей в жизни человека.
У вас в тематической карте есть несколько советов о применении хлорида натрия в домашнем хозяйстве:
Несколько советов по применению поваренной соли (NaCl) в хозяйстве:
5 Станция “Проверочная”
Игра “Третий лишний”
Определите вещество, которое является лишним в каждой строчке.
CuO HCI AI2O3
HCI H2SO4 NaCI
NaOH HNO3 H3PO4
Na2SO4 K2SO4 BaSO4
Химическая задача №1
Ученику потребовалось определить растворяются ли в воде следующие соли: ВаСI2 KNO3 MgSO4 CuS. Но в наличие у него их нет. Как можно ему помочь?
Химическая задача №2
Объясните, почему в паровой утюг не рекомендуется наливать водопроводную или речную воду, а необходимо наливать дистиллированную?
Подведение итога урока
Сегодня мы познакомились с солями – классом неорганических веществ. Узнали их состав, классификацию, номенклатуру. Изучили химические свойства солей, а также узнали, какое значение играют соли в нашей жизни. Оценки за урок.
Домашнее задание
Закончить уравнения реакций, если они осуществимы:
СаСО3 + НNO3—>
P + NaCI—>
Cu + FeSO4—>
ZnCI2 + NaOH—>
CaCO3—>
Попробуйте применить несколько полезных советов на практике со станции “Бытовая”.