Урок химии по теме "Состав, свойства и значение солей"

Разделы: Химия


Цель урока: сформировать основные понятия о составе, номенклатуре, свойствах и значении солей.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Образовательные задачи:

  • Познакомить со строением, номенклатурой и свойствами солей.
  • Дать классификацию солей.
  • Рассказать о значении солей в жизни человека, показать их практическое применение.
  • Акцентировать внимание на качественных реакциях.
  • Отработка умений работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами.

Воспитательные задачи:

  • Расширение мировоззрения в связи с изучаемой темой.
  • Соль - символ дружбы и любви.

Развивающие задачи:

  • Развивать интерес к предмету, используя различные методы и средства обучения.
  • Совершенствовать химический язык, путём введения новых терминов.
  • Развивать мышление методом дедукции (от частного к общему).

Методы обучения:

  • Словесные.
  • Наглядные.
  • Практические.
  • Игровые.
  • Исследовательский эксперимент.
  • Проблемный эксперимент.

Реактивы и оборудование:

Таблица растворимости, стакан с водой, спички, палочка для перемешивания, на лотке: пробирка№1 - сера, пробирка№2 - оксид магния, пробирка№3 - мрамор, гвоздь на нитке, в склянках растворы сульфата меди, хлорида натрия, гидроксида натрия, хлорида бария, соляной кислоты. Всего 13 лотков.

Здравствуйте, ребята! Приехала я к вам из самого северного уголка Московской области – города Талдома. Итак, мы начинаем урок, на котором будет править наука химия.

Нас окружает много объектов живой и неживой природы. Из чего они состоят? (из веществ). На какие группы делятся все известные вам вещества? (на простые и сложные). Какие вы знаете простые и сложные вещества? С тремя классами сложных веществ вы уже знакомы, это оксиды, основания, кислоты. Сегодня мы познакомимся с четвёртым классом неорганических веществ. Чтобы узнать, что это за класс, нужно пройти станцию “Разминка” (для работы каждому ученику даётся распечатанная тематическая карта с заданиями)

1 станция “Разминка”

Перед вами вещества: CuO, H2SO4, NaOH, Ba(OH)2, HCI, NaCI, AI2O3, CaCO3, HNO3, CuSO4. Распределите их по классам.

Оксиды

Основания

Кислоты

………….

       
       
       

Вывод (делают ученики): В четвёртой колонке три вещества, которые не относятся к оксидам, основаниям, кислотам. Из чего они состоят? (из атомов металлов и кислотных остатков). Это и есть четвёртый класс неорганических веществ, который называется соли. Выведем определение солей (Соли – сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов и кислотные остатки).

Вы обратили внимание, что в тематической карте нет темы урока. Запишем её “Состав, свойства и значение солей”.

Переходим к следующей станции “Именная”. Необходимо заполнить все пропуски в таблице.

2 станция “Именная”

Номенклатура средних солей.

Название кислотного остатка

Название металла, входящего в состав соли

Название соли

Формула соли

CI ? (хлорид)

К ? (калий)

Хлорид калия

KCI

Br ? (бромид)

Ва = (барий)

 

BaBr2

I ? (йодид)

АI ? (алюминий)

   

NO3? (нитрат)

Ag ? (серебро)

 

AgNO3

NO2 ? (нитрит)

Li ? (литий)

   

SO4= (сульфат)

Mg = (магний)

   

SO3 = (сульфит)

Ca =(кальций)

Сульфит кальция

 

S = (сульфид)

Sr =(стронций)

   

CO3 = (карбонат)

Fe ? (железо)

Карбонат железа(III)

 

PO4? (ортофосфат)

Fe = (железо)

Ортофосфат железа(II)

 

Название соли:

Кислотный остаток

+

Название металла в родительном падеже

+

Валентность металла

Обратите внимание на название таблицы. Мы давали названия средним или нормальным солям, но кроме средних солей в большом классе “Соли” живут: кислые соли, основные соли, двойные соли, комплексные соли, кристаллогидраты.

С ними вы познакомитесь на следующих уроках химии.

А нас ждёт следующая станция.

3 станция “Практическая”

Закончить практически осуществимые реакции, указать тип химической реакции (химический эксперимент, выполняют учащиеся):

  1. Fe + CuSO4 —>
  2. S + CuSO4 —>
  3. NaOH + CuSO4 —>
  4. NaCI + Cu(OH)2 —>
  5. CaCO3 + HCI —>
  6. MgO + CuSO4 —>
  7. BaCI2 + CuSO4 —>

Вывод (делают ученики): Соли взаимодействуют с металлами, щелочами, кислотами, солями.

4 Станция “Бытовая”

На этой станции, мы узнаем, какую роль играют соли в нашей жизни и где нам они встречаются в быту. Издавна соль была символом дружбы. Вспомните, о хороших друзьях говорят: “Пуд соли вместе съели”. Также по русскому обычаю, когда подносят гостям или молодожёнам хлеб-соль, желают им здоровья и долгой счастливой жизни. Как вы думаете, о какой соли идёт речь? (хлорид натрия). Далее – рассказ учителя о значении солей в жизни человека.

У вас в тематической карте есть несколько советов о применении хлорида натрия в домашнем хозяйстве:

Несколько советов по применению поваренной соли (NaCl) в хозяйстве:

  • Застарелую ржавчину и чернильные пятна на белье можно вывести солью, растворённой в лимонном соке, затем их следует подвергнуть воздействию солнечного света. После первого раза пятна сильно побледнеют, а после неоднократного повторения окончательно исчезнут;
  • Батистовые носовые платки приобретут первоначальную белизну, если перед стиркой вы замочите их в солёной воде;
  • Чтобы мутное подсолнечное масло стало прозрачным, добавьте на 1л масла чайную ложку соли. Через три дня перелейте его в другую бутылку;
  • Если положить в хлебницу кусочек очищенного картофеля и немного соли, то хлеб будет дольше оставаться мягким и не заплесневеет.
  • Чтобы нарезанные яблоки не потемнели, их можно залить слегка подсоленной водой.

5 Станция “Проверочная”

Игра “Третий лишний”

Определите вещество, которое является лишним в каждой строчке.

CuO   HCI   AI2O3

HCI   H2SO4   NaCI

NaOH   HNO3   H3PO4

Na2SO4   K2SO4    BaSO4

Химическая задача №1

Ученику потребовалось определить растворяются ли в воде следующие соли: ВаСI2 KNO3 MgSO4 CuS. Но в наличие у него их нет. Как можно ему помочь?

Химическая задача №2

Объясните, почему в паровой утюг не рекомендуется наливать водопроводную или речную воду, а необходимо наливать дистиллированную?

Подведение итога урока

Сегодня мы познакомились с солями – классом неорганических веществ. Узнали их состав, классификацию, номенклатуру. Изучили химические свойства солей, а также узнали, какое значение играют соли в нашей жизни. Оценки за урок.

Домашнее задание

Закончить уравнения реакций, если они осуществимы:

СаСО3 + НNO3—>

P + NaCI—>

Cu + FeSO4—>

ZnCI2 + NaOH—>

CaCO3—>

Попробуйте применить несколько полезных советов на практике со станции “Бытовая”.

Приложение