Цель: воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
- Предоставить ребятам возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблеме курения, употребления наркотиков, алкоголя.
- Показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье – на примере “курящей куклы”.
- Убедить ребят в необходимости обсуждения и решения вопроса “Жизнь без вредных привычек”.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте! Садитесь! Когда здороваются с вами, значит желают вам здоровья. А нашу сегодняшнюю встречу я бы хотела начать словами
“ЖИЗНЬ – это долгое и прекрасное путешествие. Она может стать опасной экспедицией, а может – приятной прогулкой. Пусть рядом всегда будет тот, кто предвидит беду и поможет обойти её стороной. Тот, кто укажет верный путь к здоровью”.
Каждому известно:
Мы все умрем: людей бессмертных нет,
И это всем известно и не ново,
Но мы живем ,чтобы оставить след –
Дом иль тропинку, дерево иль слово.
Сегодня перед вами дерево вечных ценностей. Мы должны с вами попытаться разобраться с вопросами:
- От чего зависит смысл и ценность человеческой жизни?
- Как нужно прожить жизнь, чтобы вас помнили люди?
Сейчас я предлагаю вам самим определиться с уже хорошо всем известными ценностями.
Что вы больше всего цените – поставьте на первое место. Цифры повторяться не должны.
Таблица | Баллы |
Ценности Образование Здоровье Семья Дружба |
В этом году у вас, в вашем классе самыми важными ценностями являются:
А вот вам небольшая информация к размышлению: По прогнозам к 2050 году численность населения земного шара снизится на 400 миллионов человек.
Уровень рождаемости – 2 ребенка на одну женщину станет ниже. В частности, Япония потеряет 12% населения, Италия – 22%, численность населения Болгарии, Эстонии, Грузии, Латвии и России уменьшится на 50 %.
в России с 1993 – 2008 г умерло 5,8 млн. человек (4%). Если каждую минуту в мире рождается 260 человек, умирает 107, то в России каждую минуту 5 человек умирают, и лишь 3 рождаются. К концу века численность россиян сократиться в 2 раза, а причины всем известны:
– болезни (кардиология)
– катастрофы – 20%
– онкология (400 – 500 тыс. человек)
– Ребята! Так что же самое ценное? – Конечно же – это наша жизнь.
Жизнь даётся человеку один раз, и прожить её нужно честно, совестливо, думая не только о себе, но и обо всём окружающем вас.
– Согласны ли вы с утверждением: когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке.
– Попробуйте на листе бумаги обозначить словами те цели в жизни, которые вам близки.
Я думаю, что вы со мной согласитесь – у каждого человека, помимо небольших и “временных” личных целей, в жизни непременно должна быть одна большая личностная цель и тогда риск неудач будет сведён до минимума.
Например, у вас цель – стать отличником, в этом году, если у вас порвётся дневник или сумка, то вы на это даже внимание не обратите.
– Вы бы могли привести свои примеры?
А у вас цели – (смотрю листочки) – быть любимыми и любить и это тоже правильно.
Любовь освещает всю деятельность человека, приносит ему настоящее счастье, избавляет от неприятностей, мелких личных неудач.
Но самая главная цель у вас – быть здоровыми, жить долго.
– Ребята, а скажите пожалуйста, что положительно влияет на здоровье?
- Режим дня.
- Рациональное питание.
- Закаливание.
- Спорт.
- Хорошие взаимоотношения со взрослыми, родителями, друзьями.
– Ребята, а что влияет отрицательно?
- Гиподинамия.
- Нерациональное, беспорядочное питание.
- Курение.
- Алкоголь.
- Употребление наркотиков, токсических веществ.
- Стрессовые ситуации, напряжённые отношения дома, в школе, с друзьями.
- Экологические факторы.
Продолжим.
- Чтобы здоровье было в порядке,
Не забывайте вы о ... (зарядке)
- С детства людям всем твердят:
Никотин – смертельный... (яд)
- Объявили бой бациллам:
Моем руки чисто с ... (мылом)
- Не страшна зубам щекотка,
Им нужна пожестче – ... (щетка)
- Ей спины моей не жалко –
С мылом трёт её... (мочалка)
- Чтобы вылечить парнишку,
Ставьте градусник... (под мышку)
- Подружилась с физкультурой –
И горжусь теперь... (фигурой)
- Вы диеты ваши бросьте –
Вон торчат уж всюду... (кости)
- Я беру гантели смело –
Тренирую мышцы... (тела)
- Стать сильнее захотели?
Поднимайте все... (гантели)
- Быть сутулой не должна
Наших школьников... (спина)
- Любят труд, не терпят скуки,
Всё умеют наши... (руки)
- Чтобы выглядеть моложе,
Крем хороший нужен... (коже)
- Наших душ, ума строитель –
Мудрый школьный наш... (учитель)
Не секрет, что наркотики сейчас употребляет от 4 до 6 млн. россиян. Каждый четвертый российский подросток употребляет наркотики. Каждый десятый – гибнет. От передозировки, от СПИДа, болезней, занесенных грязной иглой.
С каждым годом растет армия пивных алкоголиков. Это добровольное сумасшествие. Попав в организм, пиво медленно расщепляется в печени. И только 10% от общего количества выводится из организма в неизменном виде. Высокая проницаемость “молодых” тканей, их насыщенность водой позволяют алкоголю быстро распространятся по растущему организму. В подростковом возрасте мозговая ткань беднее фосфором, богаче водой, находится в стадии совершенствования. После применения пива наступает состояние отупения. Дело в том, что в этом напитке содержатся вещества, образующиеся в результате брожения хмеля, которые воздействуют на головной мозг. Это моноамины. Среди них присутствует такое вещество, как трупный яд – кадаверин.
Употребление алкоголя в подростковом возрасте может повредить определенные структуры мозга, отвечающие, прежде всего, за функции памяти.
Установлено, что люди, начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет.
“Жизнь долга, если она полна”. Один из главных показателей здоровья продолжительность жизни. Там, где нет здоровья, не может быть и долголетия.
Думая о гибельных последствиях курения и зная о людях, умерших раньше всех отведенных сроков, стоит задуматься: во имя чего одни бьются за продолжение жизни, а другие сами ее укорачивают. Вспоминается притча.
Один мудрый, добрый старец невзлюбил сразу это одурманивающее растение и убеждал людей не пользоваться им. Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась толпа крестьян.
Мудрец сказал людям о другой пользе – к курящему вор в дом не войдет, его не укусит собака, он никогда не состарится. Купцы сказали: “ Ты прав, о мудрый старец! Но, почему?”
“вор не войдет в дом курящего потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом бодрствующего человека. Через несколько лет курения человек ослабнет и, будет ходить с палкой. А как собака укусит человек, если он с палкой. И, наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости.
Отошли крестьяне от купцов, задумавшись.
Людям, кто курит, необходимо сознательно прийти к выводу о необходимости бросить курить и сделать это по собственному желанию.
Курящая кукла (эксперимент с игрушечной куклой: капельница – лёгкие, внутри куклы – вата, прикурить сигарету (клизмой) – вата чернеет, плохо пахнет). Предлагаю ответить на мои перевертыши. Что же нас ждет, если мы будем курить?
- ДЫОКША (одышка),
- ЯАРННЯ МРЕСТЬ (ранняя смерть),
- АКР ГЕЛИКХ (рак легких),
- ЫМРОЩНИ (морщины),
- АКШЛЕЬ (кашель),
- НЕБОЛИЗ АСДЦЕР (болезни сердца),
- ВАИЛДНСТИОНЬ (инвалидность).
Используйте свой разум для выработки сознательной философии жизни, направленной на сохранение здоровья и молодости.
А сейчас мы вернемся к нашему дереву. Чтобы оно было крепким, сильным, жизненным, должны быть хорошими корни (то, что дано вашими родителями). Чтобы корни не засохли, нужен крепкий ствол это наше здоровье). И тогда что может достичь здоровый человек? (К красиво нарисованному дереву, прикрепить ценности )
Наполните смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег, –
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой друг, ты будешь – Человек!