Любой ребенок талантлив в той или иной области: он может быть музыкально, художественно, математически одаренным, иметь особые физические способности, поэтический дар и т.д., но его одаренность еще надо увидеть, отметить и развить. Очень много детей так и остаются для учителей “тайной за семью печатями”, а способности, которые не были во время выявлены, угасают. Одна из основных задач нашей школы выявить и развить способности у школьников. Действующая с 2003 года программа “Одаренные дети” – одно из приоритетных направлений в работе школы. Цель программы – создание условий для развития и реализации потенциальных возможностей одаренных детей через различные формы работы. При выявлении одаренных детей используем следующие методы: контрольные срезы, собеседование, индивидуальные задания повышенной сложности, различные диагностики: учебных возможностей (по И. М. Чередову), сформированности ОУУН, мотивации и т. п. В результате мониторинга составляются индивидуальные карты интересов школьников, с которыми ознакомлены учителя-предметники на психолого-педагогических консилиумах.
Развитие творческих способностей детей осуществляется на уроках, в системе внеурочной и внеклассной работы в школе.
Привычными для учащихся школы стали такие традиционные формы внеклассной работы, как предметные недели или декады, олимпиады, праздники, юбилеи известных писателей и ученых, марафон учебных предметов. Например, декада точных наук – это целый комплекс мероприятий, посвященных математике и физике. Для старшеклассников проводятся вечера, посвященные С.В.Ковалевской, О.Хайяму, М.В.Ломоносову и т.д. Ребята принимают непосредственное участие в их подготовке и проведении. Иногда такие праздники ведет “царь” или “царица” – старшеклассник, победитель олимпиад. Его сопровождает “свита” – победители и участники олимпиад. В среднем звене популярны игры “Форт Байярд”, “Брейн-ринг” и т.д. В их подготовке и проведении принимают участие не только любители и знатоки математики и физики, но и все желающие, таким образом у детей формируется мотивация к изучению этих наук.
Постепенно осваиваем и вводим в практику школы новые формы внеклассной работы с одаренными детьми. Так, для ребят, стремящихся совершенствовать свои знания в разных областях наук и приобретать умения и навыки исследовательской деятельности, в 1996 году создано научное общество учащихся “Мысль”. Ребят, проявивших склонности к исследовательской деятельности и обладающих навыками письменной и устной речи, объединяет школьная НПК “Природа, общество, человек”. Обучающиеся с 4 класса в процессе работы над своими исследованиями приобщаются к научной деятельности, учатся работать со специальной литературой, что способствует их интеллектуальному росту, а старшеклассникам – профессиональному самоопределению. В зависимости от их интересов ребята могут принять участие в любой секции. Совет НОУ, совет Интеллект, совет кураторов на совместном заседании разрабатывают план проведения ШНПК.
Итоги работы подводятся на большом празднике в мае с приглашением родителей. Ведется летопись школьного НОУ. Продумана система поощрений для учащихся и учителей. Результаты деятельности НОУ “Мысль” отслеживаются уже 12 лет, прослеживается положительная тенденция. Вся внеклассная работа ведется через НОУ “Мысль”:
- Индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области.
- Очно-заочные школы (сотрудничаем с ОмГУ им. Достоевского).
- Каникулярные сборы, лагеря.
- Система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад.
В 2003 году был создан клуб интеллектуальных игр “Эрудицион”. Цель клуба – развитие интереса детей к расширению кругозора посредством чтения дополнительной литературы, использование возможностей Интернета и проведения тренингов в различных областях знаний. Была выбрана форма ИГРЫ. Игра – наиболее эффективное составляющее активных методов обучения. Она служит для решения различных задач: выстраивание комфортного психологического климата в клубе, формирование разработать и принять решение, работать в малой группе и с малой группой, преодолевать стеснительность и нерешительность, анализировать и находить выход из проблемных ситуаций, мобилизироваться в условиях дефицита времени и информации. Работа на заседаниях клуба проводится по принципу нарастания сложности: первые задания настраивают на работу (анаграммы, ребусы, палиндромы), затем задания усложняются (“да-нетки”, “бескрылки”) и наступает очередь основной части – в работа в командах (“Что? Где? Когда?”, “Пентагон”). На занятиях с помощью развивающих игр ученики тренируют различные виды памяти, развивают логику, воображение, учатся искать решение при полном отсутствии информации. Задания (виды игр) разные, требуют знаний из разных областей наук, что заставляет учеников мобилизоваться и быть готовыми к любым неожиданностям. Команда участвует в интеллектуальных играх, проводимых в районе, в зоне
3 года в школе проводим интеллектуальный марафон знаний.
Марафон проходит в течение недели, торжественным открытием на линейке. Каждый день посвящен одной науке. Ребята приходят пораньше, чтобы не пропустить ничего интересного. Перед уроками можно посмотреть сказку на математическую тему (день математики), или побывать на выставке цветов, экскурсоводы ознакомят вас и ответят на все ваши вопросы (день биологии), или посмотреть опыты, которых не увидишь на уроках (дни химии, физики), или у входа в школу вас пригласят глашатаи побывать в кабинете истории– замке прошлого века и поприсутствовать на представлении, или в кабинете русского языка побывать на презентации вновь купленных словарей, или послушать произведения английских композиторов, послушать английскую речь. Во время проведения марафона школа работает по специально – составленному расписанию (в каждом классе, например в день истории, есть урок по данному профилю), на уроках предлагаются задания на 20-30 минут стоимостью 1,2,3 балла. На 1 балл даем задания из программного материала, чтобы каждый ученик с ним мог справиться. Вывешивается экран результатов с номерами. Все учащиеся с 5 по 11 класс (для учащихся начального звена свой рейтинг) знают свой номер, под которым он зашифрован. Результаты заносятся по каждому ученику в конце каждого дня. Победители награждаются ценными подарками.
Все творческие инициативы и начинания одаренных детей приветствуются и поощряются. Ведь такие дети зачастую легко ранимы и самолюбивы. В школе систематически выделяются материальные средства для поощрения победителей и призеров олимпиад и конкурсов. По итогам 2006-2007 учебного года пятеро обучающихся – стипендиаты Администрации Тарского муниципального района. Это лишь некоторые результаты совместного труда учащихся, педагогического коллектива и родителей. Большой объем внеклассной работы по предметам ведется через методические объединения учителей.
Мы предлагаем вашему вниманию разработку КВН по предметам математика и физика для обучающихся 9–11-х классов.
КВН–2008 “В мире точных наук”
Цель:
- повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор;
- развить у обучающихся интерес к занятиям математикой и физикой;
- углубить представление обучающихся об использовании сведений из математики и физики в повседневной жизни;
- воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.
Оформление зала:
- Плакаты “Клоун”, “Считай, смекай, отгадывай! ”, “КВН-2008”.
- Музыкальное оформление.
- Весы правосудия.
- Табло.
- Математические, физические формулы; геометрические фигуры.
Подготовка к КВНу:
- Выбор: команд (по два человека от 9, 10, 11-х классов), жюри, счётчика.
- Подбор: конкурсов и заданий для КВНа, домашнего задания для команд.
- Командам: составить приветствия жюри, команде-противнику, болельщикам; придумать название, эмблему, девиз команды.
Условия КВН-2008:
- Точность, быстрота ответов.
- Активность всех членов команды и болельщиков.
- Дисциплина рабочая (за нарушение снимаются очки).
- Не знаешь – пошути!
Ход мероприятия
Звучит песня: “Мы начинаем КВН…”
Добрый день! Здравствуйте!
Заповеди КВНа, которыми, вы будите поддерживать команды (плакаты).
- Проиграл, не расстраивайся, в следующий раз выиграешь!
- Выиграл, не обольщайся, в следующий раз проиграешь!
Под звуки марша выходят команды.
Для чего же КВН
Веселее жить!
Для чего командам в бой
Чтобы победить!Для чего нужно жюри
Чтобы правде быть!
Для чего же капитан
Чтоб руководить!
А теперь представим наше несравненное жюри . Счётная комиссия – родители.
Уважаемое жюри, просим дать клятву на честность и верность (один читает, все клянутся)
Мы, члены жюри КВН-2008
Клянёмся судить КВН честно и справедливо.
И если мы нарушим эту клятву,
Пусть нас сожжёт серная кислота
И отравит хлор. КЛЯНЁМСЯ!!! КЛЯНЁМСЯ!!! КЛЯНЁМСЯ!!!
Уважаемое жюри, о справедливости вашей можно будет судить по весам правосудия.
|
|
Капитаны! Шаг вперёд! Представьте свои команды, поприветствуйте команду-противника, жюри, болельщиков.
Слово жюри…
Математический конкурс АРТИСТОВ пройдёт под девизом “Цыплят по осени считают!” Проводим МЫ!
- Каждой команде даётся пословица, через 5 минут её нужно сыграть объясняя её суть, а команде-противнику отгадать её.
Пословицы:
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Семеро одного не ждут.(в конвертах)
- Поочерёдно командам задаётся по одному вопросу. Все участники команд отвечают одновременно “да”, “нет”, или другой ответ.
- В равностороннем треугольнике биссектриса угла при основании является осью симметрии. (Да.)
- Высота любого треугольника проходит внутри его. (Нет.)
- Прямые а и в лежат в одной плоскости, могут ли эти прямые быть параллельными? (Да.)
- Из какой посуды не едят? (Из пустой.)
- Какое целое число делится без остатка на любое целое число? (Нуль.)
- На какое число надо разделить 2, чтобы получить 4? (0,5)
- Половина какой буквы даёт название военной части? (Пол + к.)
- Можно ли из проволоки, длина которой 20 см согнуть такой треугольник, одна сторона которого была бы 10 см? (Нет.)
Слово жюри…
1. Разминка
Девиз: “Не любо – не слушай, а врать не мешай”.
Условие: Каждой команде дается по 1 минуте. Необходимо ответить на как можно большее количество вопросов. За каждый правильный ответ 1 балл.
Вопросы для 1-й команды.
- Какую воду можно замутить своим дыханием? (Известковую.)
- Три теленка, сколько ног? (Четыре.)
- Кто в животном мире развивает самую большую скорость? (Сокол, 300 км/ч.)
- Кто в полете чаще машет крыльями: комар или муха? (Комар, т.к. при полете, он издает более тонкий писк.)
- Из какого самого распространенного вещества можно получить водород? (Вода.)
- Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом? (Треугольник.)
- С помощью какого вида теплопередачи можно греться у костра? (Излучение.)
- Что надо сделать, если загорелось масло на сковороде? (Прикрыть крышкой или одеялом.)
- Какие 5 правильных геометрических многогранников вы знаете? (Тетраэдр, гексаэдр, куб, додекаэдр, икосаэдр.)
- Вычислите 22 – 4, 32 – 9, а угол в квадрате? (900.)
- Какое вещество гасят водой, хотя оно и не горит? (Известь.)
- Когда вода остынет быстрее: если кастрюлю поставить на лед или лед положить на крышку сверху? (Лед положить на крышку сверху. Явление конвекции.)
Вопросы для 2-й команды.
- Какая кислота находится в желудке здорового человека? (Соляная.)
- Охотник стрельнул, убил утку, сколько осталось? (Нисколько, улетели.)
- Назовите самую маленькую частицу вещества обладающую всеми его свойствами. (Молекула.)
- Без какого газообразного вещества растение не может развиваться? (Углекислый газ.)
- Назовите номер самой патетической сонаты Бетховена? (№8, “Патетическая”.)
- Назовите самого лучшего ныряльщика среди млекопитающих. (Кашалот.)
- В каком растении много воды? (Водоросли.)
- В каком разделе математики изучаются синусы, косинусы . (Тригонометрия.)
- Как называется единица, служащая для измерения силы тяжести? (Ньютон.)
- Что такое Ск? (Синтетический каучук.)
- Какой цифрой оканчивается произведение чисел от 1 до 75? (Нулем.)
- Чем объясняется распространение в воздухе запахов бензина, дыма, нафталина, духов и других пахучих продуктов? (Диффузия.)
Слово жюри…
2. Конкурс капитанов. "Капитаны! Капитаны! Постарайтесь!"
В форме быть от зари и до зари.
Капитаны! Капитаны! Улыбайтесь.
Лишь веселым покоряется жюри.
1-е задание
Став спиной друг к другу описать капитана соперника.
2-е задание
Отвечать на один и тот же вопрос. Очки тому, кто первым и верно ответит на заданный вопрос.
- Кто и когда открыл явление электромагнитной индукции? (Майкл Фарадей, 31 августа 1831г.)
- Какой великий русский химик был поэтом, физиком, географом, геологом, сталеваром? (М.В.Ломоносов).
- Сформулируйте теорему Виета.
3-е задание “Что говорит вам собственный опыт?”
Вопросы капитану первой команды. На демонстрационном столе выставлено оборудование: коробка, верёвка. Основываясь на интуиции, выполняя опыты и подкрепляя их расчётами, надо объяснить:
- Что проще: тянуть коробку по полу, прикладывая горизонтальную силу, или просто поднимать её?
- Что легче: тянуть коробку по полу или её толкать, прикладывая силу, направленную под углом к перемещению?
Вопросы капитану второй команды. На демонстрационном столе лежат молотки. Основываясь на интуиции, выполняя опыты и подкрепляя их расчётами, надо объяснить:
- Каким молотком – лёгким или тяжелым – должен пользоваться скульптор для работы с долотом?
- Каким молотком лучше забивать гвозди?
Слово жюри…
3. Конкурс. “Физический”
1-е задание “Артистов и художников”
Из каждой команды выбираются по два человека: один будет в роли артиста, а другой – художника. Художник выходит в другую комнату, а артисту показывается опыт. Артист с помощью мимики и жестов должен показать художнику опыт, который он должен изобразить на доске. Если художник ответит, что определяют с помощью данного опыта, то команда получает дополнительный балл.
Опыты:
- Зарядка электроскопа с помощью эбонитовой палочки.
- Возникновение индукционного тока в катушке при движении магнита относительно катушки.
2-е задание
Необходимо найти 7 знакомых понятий из темы “Тепловые явления” и дать им определения (1 балл за каждое найденное слово, 2 балла за верное определение).
К | О | Н | В | Е | К | Л | Т | Е | П | Д | О | М |
П | Л | А | В | У | Ц | А | Э | Д | Л | Ж | С | Ч |
Р | К | С | Л | 3 | И | Ы | Н | Ф | О | Е | М | К |
В | О | О | Е | Т | Я | Ш | Е | X | М | О | Л | О |
И | Н | М | Н | К | И | П | Р | В | К | Е | Е | С |
В | Д | Е | И | С | Ч | Е | Г | О | Л | О | К | Т |
М | Е | Н | Е | Р | О | Н | И | Я | А | К | У | Ь |
Ы | Н | И | С | П | А | Р | Е | Н | И | Е | Л | И |
О | С | Ы | В | Е | И | 3 | Л | У | Ч | Е | А | М |
М | А | Ц | И | Я | П | Р | О | Т | А | Н | И | Е |
Слово жюри…
4. Домашнее задание
Всем командам дается одинаковый набор слов. Составить “объяснение в любви”. Обыграть его.
Набор слов: сфера, инертность, теплота, серная кислота, Пифагор, колба, биссектриса, предел, индуктивность, сила, плоскость, радиус.
1-я команда | 2-я команда |
Я вас люблю, как кнопку монитора, Что я могу еще сказать, Однако вы сидите в сфере Я не могу до вас достать, Но вы к моей инертной доле Хоть каплю теплоты храня, Да не нервируйте меня. Сначала я молчать хотела, Потом на колбу вдруг ты села, Ах, если бы не серна кислота Вы б не узнали никогда, Когда б надежду я имела Хоть редко, хоть в неделю раз С Пифагором видеть вас И только слышать ваши речи Вам бит промолвить, а потом… Катушку рыскать под окном И индуктивность измерять. Вы биссектрисой мое сердце Пронзили словно молотком И изотерма изменилась И холодно, как за окном, Предел настал, с меня довольно Нет силы больше слышать вас Позвольте мне закончить, сэр После того, как перпендикуляр твоего взгляда Опустился на плоскость моего сердца Я не нахожу радиус, чтобы описать окружность Чувств, волнующих меня. |
Я от любви сгораю, как от серной кислоты, О, несравненная богиня красоты. Ну с чем сравнить глаза твои? Лишь только со сферой, Что излучают море теплоты Ресницы будто изотермы Предел мечтаний и моей любви Твоя фигура словно колба Предмет моей любви лишь ты Как только я тебя увижу Мне помощь первая нужна А ты болтаешь с Пифагором и нет вам дела до меня А Пифагоровы штаны во все стороны равны Ты биссектриса сердца моего Зачем коснулась ты его? Ты так прекрасна, как всегда В тебе индукция видна Твоя походка так инертна Взрывной волной меня снесла Провинциальная кокетка Тебя боюсь я, как огня. |
Слово жюри…
Игра со зрителями
- Кто, не учившись, на всех языках говорит? (Эхо.)
- Днём стекло разбито, за ночь вставлено. (Лёд.)
- Чего в избе не видно? (Воздух.)
- В круглом домике, в окошке. Ходят сестры по дорожке. Не торопится меньшая. Но зато спешит старшая. (Часы.)
- Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся. (Запах.)
- Привела я солнце За свое оконце, К потолку подвесила, Стало в доме весело! (Лампочка.)
- На дворе горой, а в избе водой. (Снег.)
- То справа, то слева, то за спиной идёт она рядом со мной. (Тень.)
- Сперва блеск, потом треск, за треском плеск. (Молния, гром, дождь.)
- К дальним сёлам, городам кто идёт по проводам? Светлое величество это ... (Электричество.)
- Разноцветный мост встал на сто вёрст. (Радуга.)
- Я увидел свой портрет, отошёл – портрета нет. (Изображение.)
- Клубится, а не дым, ложится, а не снег. (Туман.)
- Очень строгий контролёр со стены глядит в упор. Смотрит – не моргает: стоит только свет зажечь иль включить в розетку печь – всё на ус мотает. (Счётчик.)
- На стене висит тарелка, на тарелке ходит стрелка, Эта стрелка наперёд нам погоду узнаёт. (Барометр.)
- Зимой – греет, весной – тлеет, летом – умирает, осенью – летает. (Снег.)
- Летит птица орёл, несёт в зубах огонь, никто её не поймает. (Молния.)
- День и ночь стоит на крыше этот чудо постовой: что увидит, что услышит – всем поделится со мной. (Антенна.)
Слово жюри.