Цели:
Обучающие:
- учить выразительному чтению
- учить находит ответы на вопросы, соразмышлять и сопереживать, делать элементарный анализ прочитанного;
- учить понимать чужие мысли, заключенные в тексте, подтексте – “чтение между строк”;
- учит понимать мораль;
- учить извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор;
- формировать тип правильной читательской деятельности.
Развивающие: развивать чувство юмора, остроумие
Воспитывающие: воспитывать правила культурного поведения, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
- “Маленькая дверь в большой мир” Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Москва “БАЛАСС” 2004 год
- Компьютер.
- DVD путешествие по Санкт-Петербургу
- Аудиозапись с баснями Крылова
- Цитаты из произведений.
- Рисунки детей.
- Выставка книг басен И.А.Крылова
- DVD мультфильмы по басням.
- Презентация.
План.
- Организационный момент – 1 мин.
- Сообщение темы и целей урока – 1 мин
- Обобщение изученного материала и введение его в систему ранее усвоенных знаний – 30 мин.
- Проверка умения узнавать героев басен по его словам и фрагментам из мультфильмов.
- Проверка умения сопоставлять название басни с рисунком к нему.
- Проверка понимания понятия “басня”
- Проверка умения выразительно читать басню наизусть и актерского мастерства.
- Проверка понимания морали.
- Физкультминутка – 4 мин.
- Итог урока. Выставление оценок и отметок. Рефлексия – 2мин.
- Домашнее задание – 2 мин
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Организационный момент Здравствуйте! Садитесь! Сегодня начнем урок с пожелания друг другу самого наилучшего. |
Дели дарят друг другу сердечки с пожеланием “Пусть будет добрым ум у тебя, а сердце умным будет” (хором). Дети одеты в костюмы героев басен. |
Слайд 1.(на доске) (См. Приложение. Тема. Цель. “Смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно” II.Сообщение темы и целей урока Урок у нас сегодня необычный. Мы отправляемся в страну басен И.А.Крылова. Все задания связаны с баснями. Вы должны показать знание и понимание басен. |
|
III.Обобщение изученного материала и
введение его в систему ранее усвоенных знаний Угадай героя. 1. Проверка умения узнавать героев басен по его словам. Кроссворд. – Угадайте, кто так сказал? |
|
а) "Не стыдно ль – говорит, – средь
бела дня попался! Не провели бы так меня: За это я ручаюсь смело" |
Голубь |
б) "Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!" |
Муравей |
в) "Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!" |
Лисица |
г) "Когда светлейший Волк позволит, Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью, От светлости его шагов я на сто пью". |
Ягненок |
д) "Ничуть меня то не тревожит; В нём проку мало вижу я; Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею". 2. Проверка умения сопоставлять название басни с рисунком к нему. Игра “Подбери название” Скажи! Из каких произведений эти герои? Слайд 2 |
Свинья |
“Стрекоза и муравей” “Лебедь, Щука и Рак” “Ворона и лисица” “Слон и Моська” “Мартышка и очки” |
“Стрекоза и муравей” “Лебедь, Щука и Рак” “Ворона и лисица” “Слон и Моська” “Мартышка и очки” |
Слайд 3 3. Проверка понимания понятия “басня” – Вспомните, что такое басня? – Когда нам захочется с насмешкой отозваться о задорном и слабосильном забияке, наскакивающим на спокойного добродушного силача, мы нередко говорим : "Ай, моська , знать она сильна, что лает на слона!" и всем всё понятно. А ведь эти слова выдумали не вы и не я. Их написал впервые в своей басне " Слон и моська" великий Крылов, славный наш баснописец. И уже полтора века люди пользуются придуманными выражениями. – |
Это поучительный рассказ или стихотворение, где в образе животных подразумеваются люди. Здесь высмеиваются пороки людей, глупость, трусость |
4. Проверка умения выразительно
читать басню наизусть Дети читаю наизусть выразительно у доски басни “Слон и Моська” и “Лебедь , Щука и Рак” Слайд 4 |
Дети читают у доски выразительно
наизусть. Чтение басен “Слон и Моська”, “Лебедь, Щука и Рак” |
Давайте вспомним, что вам уже известно о дедушке Крылове из ранее изученного? | Рассказывает заранее подготовленный
ученик. – Если мы мысленно совершим экскурсию в Ленинград и заглянем в Летний сад, то увидим на одной из аллей памятник И.А. Крылову. Баснописец изображён сидящим, в руке у него книжка, он глубоко задумался. (портрет) Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым, проницательным и добрым запечатлён баснописец в бронзе. На каждой стороне высокого постамента изображены персонажи наиболее известных басен. Жизнь у Крылова была нелегкая. После смерти отца, который оставил ему в наследство сундучок солдатский с книгами, жил Ваня с матерью в глубокой нищете. Жизнь сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным человеком. В 15 лет он написал своё первое комическое произведение "Кофейница". Всего он написал около 200 басен. Познакомиться с новой басней Крылова – значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях. |
VI.Физкультминутка Запись басен на магнитофоне. Я буду включать запись и называть басню. Если я правильно называю, то вы изображаете главных героев; если нет – изображаете героев других басен. Игра “Угадай басню” Слайд 5 |
1. “Волк и ягненок”-да 2. “Волк на псарне”-нет 3. “Осел и соловей”-да |
5. Проверка понимания морали Какова главная мысль этих басен. Работа на интерактивной доске. Дети двигают картинку к “крылатым ” словам из басни, поясняют своими словами понимание морали. |
“Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука” “Да только воз и ныне там” |
“Лебедь, Щука и Рак” | Когда делают общее дело, а между героями идет раздор. В итоге ничего не получится. |
Поясните своими словами | “Чтоб музыкантом быть, так надобно
уменье И уши ваших понежней… А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь”. |
“Квартет” | Любому делу нужно учиться. |
“Кукушка и петух” | “За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит петуха? За то, что хвалит он кукушку ”. Высмеивается такой недостаток людей как лесть. |
4. Проверка актерского мастерства Игра “Герои басен в театре”. Дети у доски разыгрывают басню по ролям. |
Инсценировка басни “Стрекоза и муравей”. |
1. Проверка знания героев по
фрагментам из мультфильма. Показ фрагментов. Игра “Угадай фрагмент”. Назови басню, героев. На слайдах идет демонстрация фрагментов из мультфильмов. |
|
“Ворона и лиса” “Кукушка и петух” “Квартет” |
“Ворона и лиса” “Кукушка и петух” “Квартет” |
Слайд 6 Показ выставки. Учитель показывает выставку, на которой собраны книги с баснями Крылова, поделки к басне, сочинения детей по басням, рисунки и презентации к басням. |
|
V. Итог урока Выставление оценок и отметок.
|
Басни Крылова учат людей узнавать самих
себя, помогают обнаружить недостатки,
подсказывают, как можно от них избавиться. Крылов учил мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка, истории. |
Рефлексия Сейчас каждый из вас пусть подумает о своей роли на уроке… Как вы бы оценили свою работу, выбирая для оценки “очень активно”, “активно”, “хорошо”, “удовлетворительно”….( подумав, класс поднимает руки на названную оценку, учитель затем подводит итог: какое большинство, что следует учесть в будущем). Какие знания и навыки вы приобрели на уроке? |
|
VI. Домашнее задание Написать сочинение – рассуждение “Я говорю спасибо И. А. Крылову за……” Дополнительные задания (если остаётся время на уроке) 1. Назовите басни, из которых взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы: а) А ларчик просто открывался; |
|
В какой басне мы узнаем отношение Крылова к войне с французами 1812 г. | “Волк на псарне”. |
Урок – средство развития личности учащихся
Учитель 21 века призван решать ряд новых сложных профессионально-педагогических проблем, требующих интеграции знаний , практических умений и навыков, использование инновационных технологий. Ведущей общей формой школьного обучения и воспитания, центральным компонентом всей деятельности учителя является урок. Именно на уроке происходит координация и интеграция всех усилий учителя. Урок является живой клеточкой учебно-воспитательного процесса, все самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Каждый новый урок-это ступенька нового знания и развития ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры. Урок – не самоцель, а инструмент, средство развития личности учащихся.
Важной теоретической проблемой урока является проектирование и достижение его конечного результата в аспекте личностного развития учащихся. В соответствии с этим конечный результат урока- явление сложное, многоаспектное его нельзя сводить только к качеству знаний, умений и навыков, которые учащиеся получают на данном уроке. Кроме того, важен не только конечный результат сам по себе, но и пути его достижения, прежде всего характер отношений между учителем и учениками, ибо знания, умения, навыки могут быть получены как на основе авторитарных отношений, так и на основе отношений сотрудничества.
Тема: “Басни И.А.Крылова”.
Тип: урок обобщение изученного материала.
Цели:
- обучающие: обобщить и расширить знания учащихся о баснях И.А.Крылова, его творчестве; формировать правильный тип читательской деятельности; учить понимать мораль басни;
- развивающие: развивать чувство юмора, интеллект;
- воспитывающие: прививать навыки культурного поведения, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Подготовка к уроку
Мной был подготовлен класс к уроку: записи на доске, изображение персонажей из басен И.А.Крылова, музыкальный центр и аудиозапись басен И.А.Крылова, компьютер, электронная презентация к уроку, DVD-диск с мультфильмами по басням И.А.Крылова, DVD-диск с путешествием по Санкт-Петербургу, толковый словарь, выставка книг И.А.Крылова и рисунки , сочинения учащихся.
Урок проведен в соответствии с календарно-тематическим планированием. Содержание материала урока тщательно продумано, отобрано и соответствует требованиям государственных программ. Время на уроке использовала рационально. Для достижения поставленных на уроке целей я оптимально сочетала используемые средства, формы и методы работы. Были учтены на уроке возрастные и индивидуальные особенности детей. Настрой детей на работу в начале урока, доброжелательный тон – все способствовало созданию комфортной обстановки в классе. Перед уроком была подготовлена электронная презентация , которая содержала основной материал для всех этапов урока. Целесообразное применение игровых ситуаций, записей мультфильмов по басням И.А.Крылова делало урок увлекательным, доступным для понимания и расширяло знания детей о творчестве писателя. Виртуальное путешествие в Летний сад Санкт-Петербурга к памятнику И.А.Крылова, беседа о творчестве писателя были направлены на развитие интеллекта учащихся. На уроке много времени уделила формированию у учащихся навыков выразительного чтения, используя аудиозаписи басен И.А.Крылова. Дети были активны на уроке, показывали знание изучаемых басен, проявляли интерес к творчеству И.А.Крылова. Учащиеся увлеченно инсценировали басню “Стрекоза и муравей”, развивая свои творческие способности и развивая свое актерское мастерство. Урок имел большое воспитательное значение. Ответы детей показывали понимание морали басен, умение грамотно излагать свои мысли и чувства. При опросе детей я учила слушать ответы друг друга, с уважением относиться к точке зрения другого.
Следуя принципам здоровьесбережения, мной до урока был проветрен кабинет. Дети приучены соблюдать порядок в классе, на партах. Физкультминутка проведена своевременно и способствовала предупреждению утомляемости учащихся. Во время урока контролировала соблюдение правильной осанки учащимися.
Домашнее задание было задано своевременно и направлено на развитие творческого воображения учащихся.
Была организована рефлексия деятельности учащихся на уроке. Был подведен итог урока.
Конечный результат урока складывался из двух составляющих: деятельность учителя и деятельность учащихся на уроке. Рассматривать в отрыве одно от другого нельзя, ибо второе есть результат качества первого. Именно на этом уроке первое и второе были на высшем уровне.