Урок как средство развития личности учащегося

Разделы: Начальная школа


Цели:

Обучающие:

  • учить выразительному чтению
  • учить находит ответы на вопросы, соразмышлять и сопереживать, делать элементарный анализ прочитанного;
  • учить понимать чужие мысли, заключенные в тексте, подтексте – “чтение между строк”;
  • учит понимать мораль;
  • учить извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор;
  • формировать тип правильной читательской деятельности.

Развивающие: развивать чувство юмора, остроумие

Воспитывающие: воспитывать правила культурного поведения, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

  • “Маленькая дверь в большой мир” Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Москва “БАЛАСС” 2004 год
  • Компьютер.
  • DVD путешествие по Санкт-Петербургу
  • Аудиозапись с баснями Крылова
  • Цитаты из произведений.
  • Рисунки детей.
  • Выставка книг басен И.А.Крылова
  • DVD мультфильмы по басням.
  • Презентация. 

План.

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Сообщение темы и целей урока – 1 мин
  3. Обобщение изученного материала и введение его в систему ранее усвоенных знаний – 30 мин.
  1. Проверка умения узнавать героев басен по его словам и фрагментам из мультфильмов.
  2. Проверка умения сопоставлять название басни с рисунком к нему.
  3. Проверка понимания понятия “басня”
  4. Проверка умения выразительно читать басню наизусть и актерского мастерства.
  5. Проверка понимания морали.
  1. Физкультминутка – 4 мин.
  2. Итог урока. Выставление оценок и отметок. Рефлексия – 2мин.
  3. Домашнее задание – 2 мин

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учеников
I. Организационный момент

Здравствуйте! Садитесь! Сегодня начнем урок с пожелания друг другу самого наилучшего.

Дели дарят друг другу сердечки с пожеланием “Пусть будет добрым ум у тебя, а сердце умным будет” (хором). Дети одеты в костюмы героев басен.
Слайд 1.(на доске) (См. Приложение.

Тема. Цель.

“Смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно”

II.Сообщение темы и целей урока

Урок у нас сегодня необычный. Мы отправляемся в страну басен И.А.Крылова. Все задания связаны с баснями. Вы должны показать знание и понимание басен.

 
III.Обобщение изученного материала и введение его в систему ранее усвоенных знаний

Угадай героя.

1. Проверка умения узнавать героев басен по его словам.

Кроссворд.

– Угадайте, кто так сказал?

 
а) "Не стыдно ль – говорит, – средь бела дня попался!

Не провели бы так меня: За это я ручаюсь смело"

Голубь
б) "Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!"

Муравей
в) "Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!"

Лисица
г) "Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью,

От светлости его шагов я на сто пью".

Ягненок
д) "Ничуть меня то не тревожит;

В нём проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею".

2. Проверка умения сопоставлять название басни с рисунком к нему.

Игра “Подбери название”

Скажи! Из каких произведений эти герои?

Слайд 2

Свинья
“Стрекоза и муравей”

“Лебедь, Щука и Рак”

“Ворона и лисица”

“Слон и Моська”

“Мартышка и очки”

“Стрекоза и муравей”

“Лебедь, Щука и Рак”

“Ворона и лисица”

“Слон и Моська”

“Мартышка и очки”

Слайд 3

3. Проверка понимания понятия “басня”

– Вспомните, что такое басня?

– Когда нам захочется с насмешкой отозваться о задорном и слабосильном забияке, наскакивающим на спокойного добродушного силача, мы нередко говорим : "Ай, моська , знать она сильна, что лает на слона!" и всем всё понятно.

А ведь эти слова выдумали не вы и не я. Их написал впервые в своей басне " Слон и моська" великий Крылов, славный наш баснописец. И уже полтора века люди пользуются придуманными выражениями. –

Это поучительный рассказ или стихотворение, где в образе животных подразумеваются люди. Здесь высмеиваются пороки людей, глупость, трусость
4. Проверка умения выразительно читать басню наизусть

Дети читаю наизусть выразительно у доски басни “Слон и Моська” и “Лебедь , Щука и Рак”

Слайд 4

Дети читают у доски выразительно наизусть.

Чтение басен “Слон и Моська”,

“Лебедь, Щука и Рак”

Давайте вспомним, что вам уже известно о дедушке Крылове из ранее изученного? Рассказывает заранее подготовленный ученик.

– Если мы мысленно совершим экскурсию в Ленинград и заглянем в Летний сад, то увидим на одной из аллей памятник И.А. Крылову. Баснописец изображён сидящим, в руке у него книжка, он глубоко задумался. (портрет) Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым, проницательным и добрым запечатлён баснописец в бронзе.

На каждой стороне высокого постамента изображены персонажи наиболее известных басен.

Жизнь у Крылова была нелегкая. После смерти отца, который оставил ему в наследство сундучок солдатский с книгами, жил Ваня с матерью в глубокой нищете. Жизнь сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным человеком. В 15 лет он написал своё первое комическое произведение "Кофейница". Всего он написал около 200 басен.

Познакомиться с новой басней Крылова – значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

VI.Физкультминутка

Запись басен на магнитофоне.

Я буду включать запись и называть басню. Если я правильно называю, то вы изображаете главных героев; если нет – изображаете героев других басен.

Игра “Угадай басню”

Слайд 5

1. “Волк и ягненок”-да

2. “Волк на псарне”-нет

3. “Осел и соловей”-да

5. Проверка понимания морали

Какова главная мысль этих басен.

Работа на интерактивной доске.

Дети двигают картинку к “крылатым ” словам из басни, поясняют своими словами понимание морали.

“Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука”

“Да только воз и ныне там”

“Лебедь, Щука и Рак” Когда делают общее дело, а между героями идет раздор. В итоге ничего не получится.
Поясните своими словами “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней…

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь”.

“Квартет” Любому делу нужно учиться.
“Кукушка и петух” “За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит петуха?

За то, что хвалит он кукушку ”.

Высмеивается такой недостаток людей как лесть.

4. Проверка актерского мастерства

Игра “Герои басен в театре”.

Дети у доски разыгрывают басню по ролям.

Инсценировка басни “Стрекоза и

муравей”.

1. Проверка знания героев по фрагментам из мультфильма.

Показ фрагментов.

Игра “Угадай фрагмент”.

Назови басню, героев.

На слайдах идет демонстрация фрагментов из мультфильмов.

 
“Ворона и лиса”

“Кукушка и петух”

“Квартет”

“Ворона и лиса”

“Кукушка и петух”

“Квартет”

Слайд 6

Показ выставки.

Учитель показывает выставку, на которой собраны книги с баснями Крылова, поделки к басне, сочинения детей по басням, рисунки и презентации к басням.

 
V. Итог урока

Выставление оценок и отметок.

  • Какова тема урока?
  • Выполнили ли мы цели урока?
  • Чем мы занимались на уроке?
  • Чему нас учат басни Крылова
Басни Крылова учат людей узнавать самих себя, помогают обнаружить недостатки, подсказывают, как можно от них избавиться.

Крылов учил мудрости жизни.

Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка, истории.

Рефлексия

Сейчас каждый из вас пусть подумает о своей роли на уроке…

Как вы бы оценили свою работу, выбирая для оценки “очень активно”, “активно”, “хорошо”, “удовлетворительно”….( подумав, класс поднимает руки на названную оценку, учитель затем подводит итог: какое большинство, что следует учесть в будущем).

Какие знания и навыки вы приобрели на уроке?

 
VI. Домашнее задание

Написать сочинение – рассуждение “Я говорю спасибо И. А. Крылову за……”

Дополнительные задания (если остаётся время на уроке)

1. Назовите басни, из которых взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы:

а) А ларчик просто открывался;
б) У сильного всегда бессильный виноват;
в) Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона;
г) А Васька слушает да ест;
д) Слона-то я и не приметил;
е) Тришкин кафтан;
ж) Хоть видит око, да зуб неймет;
з) Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку;
и) Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
к) Ты все пела? Это дело, так пойди же, попляши.

 
В какой басне мы узнаем отношение Крылова к войне с французами 1812 г. “Волк на псарне”.

Урок – средство развития личности учащихся

Учитель 21 века призван решать ряд новых сложных профессионально-педагогических проблем, требующих интеграции знаний , практических умений и навыков, использование инновационных технологий. Ведущей общей формой школьного обучения и воспитания, центральным компонентом всей деятельности учителя является урок. Именно на уроке происходит координация и интеграция всех усилий учителя. Урок является живой клеточкой учебно-воспитательного процесса, все самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Каждый новый урок-это ступенька нового знания и развития ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры. Урок – не самоцель, а инструмент, средство развития личности учащихся.

Важной теоретической проблемой урока является проектирование и достижение его конечного результата в аспекте личностного развития учащихся. В соответствии с этим конечный результат урока- явление сложное, многоаспектное его нельзя сводить только к качеству знаний, умений и навыков, которые учащиеся получают на данном уроке. Кроме того, важен не только конечный результат сам по себе, но и пути его достижения, прежде всего характер отношений между учителем и учениками, ибо знания, умения, навыки могут быть получены как на основе авторитарных отношений, так и на основе отношений сотрудничества.

Тема: “Басни И.А.Крылова”.

Тип: урок обобщение изученного материала.

Цели:

  • обучающие: обобщить и расширить знания учащихся о баснях И.А.Крылова, его творчестве; формировать правильный тип читательской деятельности; учить понимать мораль басни;
  • развивающие: развивать чувство юмора, интеллект;
  • воспитывающие: прививать навыки культурного поведения, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Подготовка к уроку

Мной был подготовлен класс к уроку: записи на доске, изображение персонажей из басен И.А.Крылова, музыкальный центр и аудиозапись басен И.А.Крылова, компьютер, электронная презентация к уроку, DVD-диск с мультфильмами по басням И.А.Крылова, DVD-диск с путешествием по Санкт-Петербургу, толковый словарь, выставка книг И.А.Крылова и рисунки , сочинения учащихся.

Урок проведен в соответствии с календарно-тематическим планированием. Содержание материала урока тщательно продумано, отобрано и соответствует требованиям государственных программ. Время на уроке использовала рационально. Для достижения поставленных на уроке целей я оптимально сочетала используемые средства, формы и методы работы. Были учтены на уроке возрастные и индивидуальные особенности детей. Настрой детей на работу в начале урока, доброжелательный тон – все способствовало созданию комфортной обстановки в классе. Перед уроком была подготовлена электронная презентация , которая содержала основной материал для всех этапов урока. Целесообразное применение игровых ситуаций, записей мультфильмов по басням И.А.Крылова делало урок увлекательным, доступным для понимания и расширяло знания детей о творчестве писателя. Виртуальное путешествие в Летний сад Санкт-Петербурга к памятнику И.А.Крылова, беседа о творчестве писателя были направлены на развитие интеллекта учащихся. На уроке много времени уделила формированию у учащихся навыков выразительного чтения, используя аудиозаписи басен И.А.Крылова. Дети были активны на уроке, показывали знание изучаемых басен, проявляли интерес к творчеству И.А.Крылова. Учащиеся увлеченно инсценировали басню “Стрекоза и муравей”, развивая свои творческие способности и развивая свое актерское мастерство. Урок имел большое воспитательное значение. Ответы детей показывали понимание морали басен, умение грамотно излагать свои мысли и чувства. При опросе детей я учила слушать ответы друг друга, с уважением относиться к точке зрения другого.

Следуя принципам здоровьесбережения, мной до урока был проветрен кабинет. Дети приучены соблюдать порядок в классе, на партах. Физкультминутка проведена своевременно и способствовала предупреждению утомляемости учащихся. Во время урока контролировала соблюдение правильной осанки учащимися.

Домашнее задание было задано своевременно и направлено на развитие творческого воображения учащихся.

Была организована рефлексия деятельности учащихся на уроке. Был подведен итог урока.

Конечный результат урока складывался из двух составляющих: деятельность учителя и деятельность учащихся на уроке. Рассматривать в отрыве одно от другого нельзя, ибо второе есть результат качества первого. Именно на этом уроке первое и второе были на высшем уровне.