Открытый урок по валеологии во 2-м классе по теме "Волшебный солнца свет"

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Цель: познакомить с воздействием ультрафиолетовых лучей на организм человека.

Задачи: сформировать представления обучающихся о целительном воздействии и об отрицательном влиянии солнечных лучей на организм человека; познакомить с признаками солнечного ожога и правилами оказания первой помощи при солнечных ожогах и при перегревании.

Оборудование: презентация Power Point, DVD–диск с м/ф, светофор (красный и зеленый цвет), ватман (в центре нарисован желтый круг), полоски желтого и оранжевого цвета, клей.

Ход урока

1. Организационный момент

Всем друзьям ты улыбайся,
Никогда не огорчайся.
В путь-дорогу собирайся.
За здоровьем отправляйся.

2. Сообщение темы и плана урока

Тему нашего урока вы сейчас назовёте сами, если отгадаете загадку.

Что без огня горит, без крыльев летит, без ног бежит (солнце)

Тема нашего урока “Волшебный солнца свет”

(Приложение 1, слайд 1.)

По ходу нашего урока вы должны будете ответить на вопрос:

– Полезно солнце или нет?

(Вопрос записан на доске)

3. Игра “Светофор”

На уроках окружающего мира вы уже знакомились с понятием “солнце”.

Сейчас мы с вами поиграем в игру “Светофор”, я буду читать предложении, а вы, если согласны с моим высказыванием, показываете зеленый цвет светофора, а если не согласны – красный.

– Солнце – огромный пылающий шар (зеленый)

– Солнце – это ближайшая к Земле планета (красный)

– По размерам Солнце меньше Земли (красный)

Земля вращается вокруг Солнца (зеленый)

– Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится далеко от Земли (зеленый)

4. Беседа по теме

Русский народ сравнивал солнышко с матушкой. “Солнце, как родная матушка, никогда не обидит”. Без волшебных лучей солнца не могут жить

– растения,  (Приложение 1, слайд 2)

животные, (Приложение 1, слайд 3)

– люди (Приложение 1, слайд 4)

– А какую пользу приносит солнце для здоровья? (Ответы детей.)

Непродолжительное воздействие прямых солнечных лучей на незащищенную кожу полезно для здоровья. Только так организм сможет выработать необходимое количество витамина D, который активизирует процесс поглощения кальция из пищи и незаменим для формирования костей и зубов.

Воздействие солнечного света помогает избежать плохого настроения и депрессии.

5. Оздоровительная минутка “Сотвори солнце в себе”

Звучит расслабляющая музыка.

(Приложение 1, слайд 5)

В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Направляем к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем – всем. (Руки в стороны перед собой)

6. Продолжение беседы по теме

Но солнце – не всегда друг. Если находится долго под прямыми лучами солнца, то есть опасность перегреть голову и получить солнечный удар, который сопровождается головной болью, головокружением, слабостью. Поэтому в солнечную погоду необходимо гулять только в головном уборе.

Вспомните, какую одежду носят люди в пустыне, где солнце, особенно жаркое?

(Приложение 1, слайд 6)

Головные уборы, длинные халаты защищают человека от избыточного солнца.

7. Физкультминутка “Солнышко”

Кто-то утром, не спеша (ходьба на месте)
Надувает желтый шар, (дети дуют и разводят руки)
А как выпустит из рук – (поднять руки вверх, хлопок)
Станет вдруг светло вокруг. (поворот)
Что это за шар?(дети хором: “Солнце”.)

8. Просмотр мультфильма “Ну, погоди!” (16-й выпуск)

Посмотрите внимательно мультфильм и постарайтесь найти ошибки, которые совершил волк, находясь на пляже, и к чему это привело.

9. Анализ ситуации

Какие ошибки совершил волк, находясь на отдыхе?

В нашей местности, чтобы не доводить дело до солнечного удара, достаточно между 11 и 15 часами находиться в тени. Загорать в это время также нельзя. Можно получить солнечный ожог. Признаками солнечного ожога являются покраснение кожи, озноб, головная боль, рвота.

10. Помоги себе сам.

Если вы хотите уберечь себя от солнечного ожога, то используйте лосьон или гель на молочной основе для защиты от солнца.

Если кожа покраснела, обязательно скажите об ожоге взрослым. Погрузите обожженный участок в холодную воду или прикладывайте к обожженному участку кожи пропитанное водой полотенце по 15 мин 4 раза в день. Оставьте кожу влажной, чтобы вода, испаряясь, охлаждала ее.
Если кожа покрылась волдырями – это ожог II степени, следуйте обратиться к врачу.

11. Итог урока

В начале урока я задала вам вопрос: полезно солнце или нет?

Сейчас мы вместе попробуем ответить на этот вопрос.

На доске вы видите солнышко, а у вас на партах его лучи (один желтый, другой оранжевый). На желтом напишите, чем полезны солнечные лучи, а на оранжевом, какой могут они нанести вред, если не соблюдать правила поведения во время отдыха в солнечный день.

(Дети приклеивают лучи к солнцу, зачитываю ответы на вопрос.)

Закончим урок такими словами:

Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!

(Приложение 1, слайд 7)

Солнце будет для вас другом, если вы будете соблюдать правила поведения в солнечную и жаркую погоду. Вспомним все правила поведения, о которых мы говорили на уроке.

Литература

Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы – М., “ВАКО”, 2007.