Программа по организации дополнительного образования младших школьников

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

В эпоху, когда личность стоит на первом месте как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для её реализации. Учёные и методисты отмечают, что в последнее время наблюдается тенденция к потере интереса со стороны учеников к школьному образованию. Педагоги испытывают большие сложности в активизации внимания школьников к обучению. До сих пор учителя находятся в постоянном поиске новых методов, приёмов и форм организации обучения, потому что многие проблемы в рамках классно-урочной системы не решаются.

Вместе с тем современные социальные условия, изменившие цели обучения, требуют от педагогов реализации идеи индивидуального подхода в условиях массовости образования. Именно поэтому поиски и достижения специалистов способствуют открытию новых идей. Не столь новой, но востребованной в обучении является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая:

  • способствует развитию и индивидуализации личности,
  • формирует мотивации к получению детьми знаний,
  • является условием формирования интересов, потребности в деятельности,
  • способствует более успешной социализации школьника.

Программа по организации дополнительного образования младших школьников будет способствовать решению вышеперечисленных задач. Научно – исследовательская деятельность распространена в основном в старших классах, но, как показывает практика, целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Важной особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие дети, различные по своим способностям. Просто уровень исследования будет другим.

Цель: содействие в организации познавательной деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время через применение новых информационных технологий.

Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи:

  • способствовать повышению интереса к изучаемым предметам;
  • формировать информационно-коммуникационную компетентность школьников, способствовать становлению информационной культуры и компьютерной грамотности;
  • развивать логическое мышление, творческие способности;
  • умение обобщать и систематизировать информацию;
  • формировать наблюдательность и внимание, умение работать с художественными и научными текстами.

Самым начальным этапом работы учащихся будет являться выбор темы, далее с помощью учителя ребёнок поставит цель – чего он должен добиться в процессе своей исследовательской деятельности. Следующий этап – подбор материала по своей теме, который происходит не без помощи учителя и родителей. Потом ученик изучает собранный материал, обобщает и систематизирует, далее оформляет его. И заключительным этапом работы будет являться защита. Формы реализации работ могут быть разнообразными: реферат, публикация, веб-страница. Защита работы может происходить в виде конференции, презентации, доклада и др.

В процессе исследовательской деятельности учащиеся могут использовать следующие методы и приёмы работы:

изучение теоретических источников;
– наблюдение;
– поисковый эксперимент;
– описательный;
– анкетирование;
– интервьюирование и др.

Необходимо отметить широкий набор предметов, который можно использовать для научно-исследовательской деятельности: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, риторика, экология. В исследовательской деятельности возможно установление межпредметных связей: литературное чтение и русский язык; окружающий мир и экология; литературное чтение и окружающий мир и т.д. Это вызывает наибольший интерес со стороны учеников, так как в одной работе они могут соединить разные, как им казалось, не связанные между собой предметы.

Педагог играет немаловажную роль в выполнении исследовательской деятельности учащихся: контролирует, направляет, помогает. Оценка деятельности происходит в несколько этапов: оцениваются подготовительный, аналитический, обобщающий и заключительный (защита) этапы деятельности учащихся. В приобщении детей к исследовательской деятельности педагогу нужно быть нацеленным не столько на результат, а больше на сам процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.

Выполнив творческий проект и защищая его, ученик приобретает следующие навыки:

  • мыследеятельностные: выдвижение идеи (“мозговой штурм”); проблематизация; целеполагание и формулирование задачи; выдвижение гипотезы; формулировка предположения (гипотезы); обоснованный выбор способа или метода, пути деятельности; планирование своей деятельности; самоанализ и рефлексия;
  • презентационные: составление устного доклада (сообщения) о проделанной работе; выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности; изготовление предметов наглядности; подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
  • коммуникативные: свободное владение информацией; умение чётко отвечать на поставленный вопрос и выражать свои идеи и мысли, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
  • поисковые: поиск информации в библиотеке, каталогах, Интернете;
  • информационные: структурирование информации; выделение главного; приём и передача информации, представление её в различных формах; упорядоченное хранение;
  • проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места; проведение эксперимента; измерение параметров; осмысление полученных результатов.

Данная программа предлагается для детей в возрасте от 7 до 10 лет и рассчитана на 1 год.

Программа рассчитана на 72 часа, 2 часа в неделю продолжительностью по 45 минут.

Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность предполагается осуществлять в рамках внеурочной поисковой деятельности. Это могут быть:

– наблюдения,
– постановка опыта,
– проблемный анализ текста,
– подготовка вопросов для дискуссии,
– анкеты,
– творческие работы.

В соответствии с данным видом деятельности меняется и система оценок. Оценивается продукт деятельности – исследование, творческая работа, эксперимент, проект и т. д. В настоящее время в свою педагогическую практику я предлагаю внедрять безотметочную систему оценивания:

  • правила безопасного оценивания (не скупиться на похвалу, хвалить исполнителя, а критиковать исполнение, ставить перед ребёнком только конкретные цели, не ставить перед первоклассником несколько целей одновременно);
  • развёрнутую словесную оценку учителя;
  • индивидуальные беседы с родителями;
  • выставки всех продуктов деятельности детей;
  • систему портфолио (накопление продуктов детской учебной и иной деятельности, начало которой связано с индивидуальным интересом учащегося, в портфолио фиксируются интересы ребёнка и их динамика);
  • шкалы, отражающие динамику результатов (листы индивидуальных достижений);
  • рейтинговые работы разного характера.

Введение разных видов оценивания помогает у детей сформировать навыки самооценки и самоконтроля.

Такой подход должен оказаться весьма эффективным. Реализация проектной и исследовательской деятельности станет возможной в рамках разнообразных форм образовательной деятельности, т. к. будут созданы разнообразные и комфортные условия для развития детей, реализации творческих способностей.

Учебно-тематический план

Наименование и содержание темы

теоретич. практич. всего
1. “Наша родина – Россия” 5 5 10
2. Народные традиции. 7 2 9
3. Литературное достояние России. 6 7 13
4. Семейные праздники. 9 - 9
5. Путешествуем по карте. 8 2 10
6. Защита отечества – священный долг. 2 - 2
7. Из истории вещей. 7 - 7
8. Экологический марафон “Береги свой край” 4 3 7
9. Здоровые дети – здоровая Россия. 7 - 7
  Итого: 53 19 72

Содержание программы

общая тема раздела Предметные подтемы кол-во часов
1. “Наша родина – Россия” Где мы живём? (окр. мир) 3
    Сколько нас? (матем.) 2
    Как красив наш язык! (рус. яз., лит. чтен.) 2
    Что в имени твоём?(рус. яз., лит. чтен.) 3
2. Народные традиции. Твой край. (изо) 3
    Чудеса архитектуры. (труд) 2
    Одежда. (труд) 2
    Праздники. (лит. чтен.) 2
3 Литературное достояние России. Как писать стихи? (лит.чт.,рус. яз.) 4
    Откуда взялась бумага?(истор.) 2
    Сказки.(лит. чт., рус. яз.) 3
    Исторические литературные памятники. (истор., матем.) 4
4 Семейные праздники. Новый год. (истор., матем.) 2
    День рождения (истор., рус. яз.) 2
    Праздник урожая (истор.,лит. чт.) 2
    Старинные праздники (истор.) 3
5 Путешествуем по карте. Известные путешественники (окр. мир, история) 4
    Маршруты (матем., окр. мир, рус. яз.) 2
    Чудеса света (окр. мир, истор.) 4
6 Защита отечества – священный долг. Наша армия (окр. мир, истор, рус. яз.) 1
    Из истории оружия.(окр. мир, истор.) 1
7 Твой город мастеров. Из истории вещей.(окр. мир, истор.) 3
    Из истории одежды (окр. мир, истор.,рус. яз.) 4
8 Экологический марафон “Береги свой край” Наш посёлок в цифрах (матем.) 2
    Озёра нашего края (окр. мир, истор.) 2
    Природные богатства (окр. мир, истор.,матем.) 3
9 Здоровые дети – здоровая Россия. Наука о здоровье (окр. мир, истор.) 3
    Правила правильного питания (окр. мир) 2
    Спорт (окр. мир, истор.) 2

Методическое обеспечение программы

тема виды занятий дидактический наглядный материал приёмы и методы формы подведения итогов
“Наша Родина – Россия” Беседы,изучение теоретических источников, практические и творческие работы детей. Фотоматериал, иллюстрации, тексты. Эвристическая беседа, поисковый, частично-поисковый, изучение теоретических источников. Выставки рисунков,мини-доклады.
Народные традиции. Беседа, изучение исторических источников, творческие работы. Энциклопедии, фотоматериалы,тексты. Эвристическая беседа, частично-поисковый, проблемный анализ текста, творческие работы. Коллективный просмотр, индивидуальные работы.
Литературное достояние России. Ролевая игра,самостоятельная работа,беседа, изучение. Иллюстрации, таблицы, фотоматериалы, литературные тексты Наблюдение практическая работа, проблемный анализ текста, подготовка вопросов. Мини-сборник стихов и сказок собственного сочинения.
Семейные праздники. Ролевая игра, беседа, репетиции. Исторические материалы,предметы и вещи, связанные с различными праздниками. Изучение теоретических источников,описательный, анкетирование, творческие работы. Мини-сценки индивидуальная работа.
Путешествуем по карте Беседа, просмотр видеоматериалов, практические занятия. Видеоматериалы,иллюстрации, фотоматериалы, исторические источники. Лекция, диалог, просмотр. Тестирование
Защита отечества-священный долг. Просмотр видеоматериалов, лекция, изучение. Видеоматериалы, исторические источники, иллюстрации. Словесное объяснение, просмотр, самостоятельная работа. Коллективный просмотр.
Твой город мастеров. Эвристическая беседа, изучение. Исторические источники, иллюстрации. Диалог, объяснение, практическая работа. Выставка работ детей.
Экологический марафон “Береги свой край” Экскурсия в музей посёлка, лекция, изучение, оценивание. Исторические источники, экспонаты музея. Беседа, объяснение, экскурсия. Коллективный поход в музей.
Здоровые дети-здоровая Россия. Беседы, просмотр видеоматериалов, изучение. Исторические источники, видео- и фотоматериалы. Объяснение, поисковый эксперимент, описательный, анкетирование. Коллективный просмотр, анкетирование.

 Литература

  1. Журналы “Начальная школа” № 7, 9, 12 за 2007 г., № 3, 5, 10 за2006.
  2. “Весёлые классные часы”, Дик Н.Ф., “Феникс”, Ростов-на-Дону, 2005.
  3. “Справочник классного руководителя”, Дереклеева Н. И., “Вако”, Москва, 2007.
  4. “Всё обо всём” энциклопедические справочники филологического общества “Слово”, Москва, 2000.
  5. “Знаете ли вы?” энциклопедические справочники филологического общества “Слово”, Москва, 2000.
  6. Большая советская энциклопедия, Москва “Советская энциклопедия”
  7. Энциклопедические справочники “Росмэн”, Москва.