Пояснительная записка
В эпоху, когда личность стоит на первом месте как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для её реализации. Учёные и методисты отмечают, что в последнее время наблюдается тенденция к потере интереса со стороны учеников к школьному образованию. Педагоги испытывают большие сложности в активизации внимания школьников к обучению. До сих пор учителя находятся в постоянном поиске новых методов, приёмов и форм организации обучения, потому что многие проблемы в рамках классно-урочной системы не решаются.
Вместе с тем современные социальные условия, изменившие цели обучения, требуют от педагогов реализации идеи индивидуального подхода в условиях массовости образования. Именно поэтому поиски и достижения специалистов способствуют открытию новых идей. Не столь новой, но востребованной в обучении является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая:
- способствует развитию и индивидуализации личности,
- формирует мотивации к получению детьми знаний,
- является условием формирования интересов, потребности в деятельности,
- способствует более успешной социализации школьника.
Программа по организации дополнительного образования младших школьников будет способствовать решению вышеперечисленных задач. Научно – исследовательская деятельность распространена в основном в старших классах, но, как показывает практика, целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Важной особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие дети, различные по своим способностям. Просто уровень исследования будет другим.
Цель: содействие в организации познавательной деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время через применение новых информационных технологий.
Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи:
- способствовать повышению интереса к изучаемым предметам;
- формировать информационно-коммуникационную компетентность школьников, способствовать становлению информационной культуры и компьютерной грамотности;
- развивать логическое мышление, творческие способности;
- умение обобщать и систематизировать информацию;
- формировать наблюдательность и внимание, умение работать с художественными и научными текстами.
Самым начальным этапом работы учащихся будет являться выбор темы, далее с помощью учителя ребёнок поставит цель – чего он должен добиться в процессе своей исследовательской деятельности. Следующий этап – подбор материала по своей теме, который происходит не без помощи учителя и родителей. Потом ученик изучает собранный материал, обобщает и систематизирует, далее оформляет его. И заключительным этапом работы будет являться защита. Формы реализации работ могут быть разнообразными: реферат, публикация, веб-страница. Защита работы может происходить в виде конференции, презентации, доклада и др.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся могут использовать следующие методы и приёмы работы:
– изучение теоретических источников;
– наблюдение;
– поисковый эксперимент;
– описательный;
– анкетирование;
– интервьюирование и др.
Необходимо отметить широкий набор предметов, который можно использовать для научно-исследовательской деятельности: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, риторика, экология. В исследовательской деятельности возможно установление межпредметных связей: литературное чтение и русский язык; окружающий мир и экология; литературное чтение и окружающий мир и т.д. Это вызывает наибольший интерес со стороны учеников, так как в одной работе они могут соединить разные, как им казалось, не связанные между собой предметы.
Педагог играет немаловажную роль в выполнении исследовательской деятельности учащихся: контролирует, направляет, помогает. Оценка деятельности происходит в несколько этапов: оцениваются подготовительный, аналитический, обобщающий и заключительный (защита) этапы деятельности учащихся. В приобщении детей к исследовательской деятельности педагогу нужно быть нацеленным не столько на результат, а больше на сам процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.
Выполнив творческий проект и защищая его, ученик приобретает следующие навыки:
- мыследеятельностные: выдвижение идеи (“мозговой штурм”); проблематизация; целеполагание и формулирование задачи; выдвижение гипотезы; формулировка предположения (гипотезы); обоснованный выбор способа или метода, пути деятельности; планирование своей деятельности; самоанализ и рефлексия;
- презентационные: составление устного доклада (сообщения) о проделанной работе; выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности; изготовление предметов наглядности; подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
- коммуникативные: свободное владение информацией; умение чётко отвечать на поставленный вопрос и выражать свои идеи и мысли, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
- поисковые: поиск информации в библиотеке, каталогах, Интернете;
- информационные: структурирование информации; выделение главного; приём и передача информации, представление её в различных формах; упорядоченное хранение;
- проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места; проведение эксперимента; измерение параметров; осмысление полученных результатов.
Данная программа предлагается для детей в возрасте от 7 до 10 лет и рассчитана на 1 год.
Программа рассчитана на 72 часа, 2 часа в неделю продолжительностью по 45 минут.
Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность предполагается осуществлять в рамках внеурочной поисковой деятельности. Это могут быть:
– наблюдения,
– постановка опыта,
– проблемный анализ текста,
– подготовка вопросов для дискуссии,
– анкеты,
– творческие работы.
В соответствии с данным видом деятельности меняется и система оценок. Оценивается продукт деятельности – исследование, творческая работа, эксперимент, проект и т. д. В настоящее время в свою педагогическую практику я предлагаю внедрять безотметочную систему оценивания:
- правила безопасного оценивания (не скупиться на похвалу, хвалить исполнителя, а критиковать исполнение, ставить перед ребёнком только конкретные цели, не ставить перед первоклассником несколько целей одновременно);
- развёрнутую словесную оценку учителя;
- индивидуальные беседы с родителями;
- выставки всех продуктов деятельности детей;
- систему портфолио (накопление продуктов детской учебной и иной деятельности, начало которой связано с индивидуальным интересом учащегося, в портфолио фиксируются интересы ребёнка и их динамика);
- шкалы, отражающие динамику результатов (листы индивидуальных достижений);
- рейтинговые работы разного характера.
Введение разных видов оценивания помогает у детей сформировать навыки самооценки и самоконтроля.
Такой подход должен оказаться весьма эффективным. Реализация проектной и исследовательской деятельности станет возможной в рамках разнообразных форм образовательной деятельности, т. к. будут созданы разнообразные и комфортные условия для развития детей, реализации творческих способностей.
Учебно-тематический план
№ | Наименование и содержание темы |
теоретич. | практич. | всего |
1. | “Наша родина – Россия” | 5 | 5 | 10 |
2. | Народные традиции. | 7 | 2 | 9 |
3. | Литературное достояние России. | 6 | 7 | 13 |
4. | Семейные праздники. | 9 | - | 9 |
5. | Путешествуем по карте. | 8 | 2 | 10 |
6. | Защита отечества – священный долг. | 2 | - | 2 |
7. | Из истории вещей. | 7 | - | 7 |
8. | Экологический марафон “Береги свой край” | 4 | 3 | 7 |
9. | Здоровые дети – здоровая Россия. | 7 | - | 7 |
Итого: | 53 | 19 | 72 |
Содержание программы
№ | общая тема раздела | Предметные подтемы | кол-во часов |
1. | “Наша родина – Россия” | Где мы живём? (окр. мир) | 3 |
Сколько нас? (матем.) | 2 | ||
Как красив наш язык! (рус. яз., лит. чтен.) | 2 | ||
Что в имени твоём?(рус. яз., лит. чтен.) | 3 | ||
2. | Народные традиции. | Твой край. (изо) | 3 |
Чудеса архитектуры. (труд) | 2 | ||
Одежда. (труд) | 2 | ||
Праздники. (лит. чтен.) | 2 | ||
3 | Литературное достояние России. | Как писать стихи? (лит.чт.,рус. яз.) | 4 |
Откуда взялась бумага?(истор.) | 2 | ||
Сказки.(лит. чт., рус. яз.) | 3 | ||
Исторические литературные памятники. (истор., матем.) | 4 | ||
4 | Семейные праздники. | Новый год. (истор., матем.) | 2 |
День рождения (истор., рус. яз.) | 2 | ||
Праздник урожая (истор.,лит. чт.) | 2 | ||
Старинные праздники (истор.) | 3 | ||
5 | Путешествуем по карте. | Известные путешественники (окр. мир, история) | 4 |
Маршруты (матем., окр. мир, рус. яз.) | 2 | ||
Чудеса света (окр. мир, истор.) | 4 | ||
6 | Защита отечества – священный долг. | Наша армия (окр. мир, истор, рус. яз.) | 1 |
Из истории оружия.(окр. мир, истор.) | 1 | ||
7 | Твой город мастеров. | Из истории вещей.(окр. мир, истор.) | 3 |
Из истории одежды (окр. мир, истор.,рус. яз.) | 4 | ||
8 | Экологический марафон “Береги свой край” | Наш посёлок в цифрах (матем.) | 2 |
Озёра нашего края (окр. мир, истор.) | 2 | ||
Природные богатства (окр. мир, истор.,матем.) | 3 | ||
9 | Здоровые дети – здоровая Россия. | Наука о здоровье (окр. мир, истор.) | 3 |
Правила правильного питания (окр. мир) | 2 | ||
Спорт (окр. мир, истор.) | 2 |
Методическое обеспечение программы
тема | виды занятий | дидактический наглядный материал | приёмы и методы | формы подведения итогов |
“Наша Родина – Россия” | Беседы,изучение теоретических источников, практические и творческие работы детей. | Фотоматериал, иллюстрации, тексты. | Эвристическая беседа, поисковый, частично-поисковый, изучение теоретических источников. | Выставки рисунков,мини-доклады. |
Народные традиции. | Беседа, изучение исторических источников, творческие работы. | Энциклопедии, фотоматериалы,тексты. | Эвристическая беседа, частично-поисковый, проблемный анализ текста, творческие работы. | Коллективный просмотр, индивидуальные работы. |
Литературное достояние России. | Ролевая игра,самостоятельная работа,беседа, изучение. | Иллюстрации, таблицы, фотоматериалы, литературные тексты | Наблюдение практическая работа, проблемный анализ текста, подготовка вопросов. | Мини-сборник стихов и сказок собственного сочинения. |
Семейные праздники. | Ролевая игра, беседа, репетиции. | Исторические материалы,предметы и вещи, связанные с различными праздниками. | Изучение теоретических источников,описательный, анкетирование, творческие работы. | Мини-сценки индивидуальная работа. |
Путешествуем по карте | Беседа, просмотр видеоматериалов, практические занятия. | Видеоматериалы,иллюстрации, фотоматериалы, исторические источники. | Лекция, диалог, просмотр. | Тестирование |
Защита отечества-священный долг. | Просмотр видеоматериалов, лекция, изучение. | Видеоматериалы, исторические источники, иллюстрации. | Словесное объяснение, просмотр, самостоятельная работа. | Коллективный просмотр. |
Твой город мастеров. | Эвристическая беседа, изучение. | Исторические источники, иллюстрации. | Диалог, объяснение, практическая работа. | Выставка работ детей. |
Экологический марафон “Береги свой край” | Экскурсия в музей посёлка, лекция, изучение, оценивание. | Исторические источники, экспонаты музея. | Беседа, объяснение, экскурсия. | Коллективный поход в музей. |
Здоровые дети-здоровая Россия. | Беседы, просмотр видеоматериалов, изучение. | Исторические источники, видео- и фотоматериалы. | Объяснение, поисковый эксперимент, описательный, анкетирование. | Коллективный просмотр, анкетирование. |
Литература
- Журналы “Начальная школа” № 7, 9, 12 за 2007 г., № 3, 5, 10 за2006.
- “Весёлые классные часы”, Дик Н.Ф., “Феникс”, Ростов-на-Дону, 2005.
- “Справочник классного руководителя”, Дереклеева Н. И., “Вако”, Москва, 2007.
- “Всё обо всём” энциклопедические справочники филологического общества “Слово”, Москва, 2000.
- “Знаете ли вы?” энциклопедические справочники филологического общества “Слово”, Москва, 2000.
- Большая советская энциклопедия, Москва “Советская энциклопедия”
- Энциклопедические справочники “Росмэн”, Москва.