Цели:
- Обобщить знания учащихся по изученному материалу.
- Провести самостоятельную проверочную работу по данной теме.
Задачи:
- Инициировать умственную деятельность учащихся при обобщении сведений по теме, совершенствовать аналитические навыки при составлении схем, отношений между понятиями, при рассмотрении разнообразных совместимых и несовместимых понятий.
- Воспитывать культуру речи, труда и общения при работе в группах и парах.
- Развивать информационную культуру учащихся.
Требования к уровню усвоения учебного материала после завершения урока:
- иметь представления о понятии, о совершении с ним действий – деления и обобщения;
- иметь представления об отношении между понятиями;
- иметь представления об истинных и ложных суждениях, об умозаключении,
- уметь приводить примеры видовых и родовых понятий, составлять схематично и с помощью кругов Эйлера – Венна отношения между понятиями;
- уметь приводить примеры разнообразных суждений;
- уметь делать простейшие умозаключения на основании одной и нескольких посылок;
- выполнять тесты в программе PowerPoint.
Ключевые понятия: понятие, деление и обобщение понятия, совместимые и несовместимые понятия, суждение, умозаключение.
Вспомогательные (дополнительные) понятия: термин, видовое и родовое понятие, симметричные и несимметричные отношения, отношения: равнозначности, подчинения, пересечения, противоположности, противоречия, “истина”, “ложь”, посылка, заключение.
Ход урока
1. Организационный момент
Наступает самое любимое детьми, интересное и загадочное, полное чудес время – Новый год, Рождество, Святки. В это время все ребята получают много подарков, исполняются их мечты. А помогает исполнить желания – Дед Мороз! Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие с Дедом Морозом, чтобы ответить на все вопросы и выполнить все задания, которые он нам предложит.
А чтобы атмосфера урока была спокойная и торжественная, и чувствовали вы себя маленькими волшебниками, я дарю всем участникам нашего путешествия снежинку из новогодней снежной метели. Думаю, что вы будете работать дружно и активно, помогать друг другу, слышать друг друга, так как на уроке вы будете работать и в парах и группах. (слайд 1 и 2, Приложение 1)
Девиз нашего урока:
“Сваливай мысли в гору большую.
Из сотни простых, найдем – ЗОЛОТУЮ!”
1-я станция “Вспоминай-ка!”
(слайд 3)
Дед Мороз предлагает нам размять наши “мозги”, вспомнить то, о чем мы говорили на прошлых уроках.
- Объект внутреннего, виртуального мира, то есть мира идей и мыслей человека называют ……(понятие).
- Слово или устойчивое словосочетание, обозначающее объект из мира искусства, науки, техники называют……(термин).
- Мысленное действие, смысл которого в выделении видовых понятий, входящих в родовое понятие называется…….(деление).
- Отношения между видовыми понятиями одного уровня называются …. (симметричные).
- То, что соответствует действительности, называется…. (истина).
- “Учитель диктует, дети записывают” – это суждение…. (истинное,сложное)
- Умозаключение состоит из….. (посылок и заключения).
– Молодцы! Вы ответили на все вопросы правильно, и мы продолжаем наше путешествие.
2-я станция “Подарочная”
– Новый год это конечно много-много подарков, среди которых будут игрушки. Сейчас вы будете работать в парах, и составлять схему обобщение понятия на примере понятия “игрушка”.
– О чем необходимо помнить, составляя схему? (Слово, обозначающее понятие пишется в кавычках в единственном числе и именительном падеже.)
– А теперь преобразите данную схему в виде кругов Эйлера-Венна.
– И с этим заданием Деда Мороза вы справились успешно, вот подарок для Вас от него!
(слайд 4)
3-я станция “Вкусная”
– С помощью рисунков, которые предлагает Дед Мороз составьте по 2 пары симметричный и несимметричных отношений между понятиями и работать сейчас вы будете в группах. (слайд 5)
(Дети составляют пары: “апельсин”- “яблоко”, “торт” – “конфета” – симметричные отношения, “сладость” – “торт”, “фрукт” – “яблоко” – несимметричные отношения)
– Какой рисунок оказался здесь лишним? Давайте составим к этому понятию на рисунке симметричные и несимметричные отношения.
(“ель” – “тополь”, “дерево” – “ель”)
– Очень дружно и слаженно вы работали в группах, и результат у вас получился замечательный! Смотрите, что Вы получаете от деда Мороза. (слайд 5)
Физкультминутка
4-я станция “Дружная”
– Дед Мороз очень любит дружных и умных ребят. Мы с вами на уроках говорили, что у людей часто возникают отношения дружбы, товарищества, бывают отношения семейные и родственные. А вот какие отношения бывают у понятий? Сейчас мы это с вами выясним, и нам помогут в этом наши дружные отношения в классе.
– Я показываю вам на схеме разнообразные отношения между понятиями, вы называете их и приводите свои примеры.
1. | (отношение пересечения, пример: “девочка” – “отличница”) | |
2. | (отношение равнозначности, пример “город Москва” – “столица России”) | |
3. | (отношение противоположности, пример “да” – “нет”, в русском языке – антонимы) | |
4. | (отношение противоречия, пример “учебник” – “неучебник”) | |
5. | (отношение подчинения, пример “дерево” – “дуб”) |
Вот видите, дружба помогла нам справиться и с этим заданием.
– А впереди у нас только одна станция “Новогодняя”, сейчас каждый из вас выполнит тест по нашей теме. Я знаю, что вы все справитесь с ним. (Приложение 2)
При работе с компьютером не забываем о правилах техники безопасности, сидим прямо, на расстоянии 60- 70 сантиметров от монитора.
На рабочем столе компьютера найдите документ “Тест по теме “Понятие”, скопируйте и переименуйте его, используя свою фамилию и имя. Не забывайте, что при открытии данного документа в программе PowerPoint необходимо включить макросы. Для этого надо при открытии презентации на вкладке “предупреждение системы безопасности” нажать “параметры” – нажать “включить это содержимое” – нажать “ОК”, затем перейти во вкладку “показ слайдов” – “ с начала”
Тест по теме “Понятие”
1. Все существенные признаки объекта составляют
А) описание объекта
Б) содержание понятия
В) характеристику объекта
2. Обобщение понятия – это
А) мысленное действие, смысл которого в выделении видовых понятий, входящих в родовое понятие
Б) мысленное действие, смысл которого в объединении нескольких видовых в одном родовом понятии
3. Слово, обозначающее понятие пишется
А) в кавычках, в родительном падеже, во множественном числе
Б) в кавычках, в единственном числе, в именительном падеже
4. Какие действия можно совершать с понятиями:
А) умножение
Б) деление
В) сложение
Г) обобщение
5. Отношение “вид”- “вид” называется
А) симметричное
Б) несимметричное
6. Отношение “компьютер” – “персональный компьютер” называется
А) симметричное
Б) несимметричное
7. Это отношение называют
А) подчинения Б) противоречия В) противоположности |
8. “Яблоко вкуснее вишни”. Является ли это высказывание суждением?
А) да
Б) нет
9.Умозаключение – это
А) мысленное действие, смысл которого в объединении нескольких видовых понятий в одном родовом
Б) умственное действие, которое состоит из посылок и заключения
10. Суждения могут быть:
А) истинными
Б) интересными
В) ложными
Г) необычными
Д) сложными
Е) секретные
Дети выполняют тест в течение 3–5 минут, если в PowerPoint презентации, программа сама выдает им ответы. Все ребята справились на отметку “5” и “4”.
Итог урока
– На этом наше путешествие подошло к концу, скажите, что нам с вами помогало на уроке? (Наши знания, умение работать в группах и парах, отношение товарищества и дружбы)