Из опыта организации мониторинга учебно-воспитательной работы в школе

Разделы: Администрирование школы


Воспитательная система МОУ СОШ №43 г. Твери была разработана в 1997 году. Она охватывает весь педагогический процесс, интегрирует учебную и внеурочную деятельность учащихся, деятельность и общение за пределами школы с учетом влияния социальной и природной среды, средств массовой информации. Система открытая, динамичная, так как посредством взаимодействия с социумом содействует адаптации и социализации школьников в обществе и изменяется в соответствии с потребностями социума.

Целью воспитательной системы школы является создание благоприятных условий для умственного, духовного, нравственного и физического развития; формирования и развития личности ребенка, его инициативы, стремления к самообразованию, умению анализировать, делать осознанный выбор, принимать решение, потребности вести здоровый образ жизни, быть патриотом.

К основным средствам достижения учебно-воспитательных целей можно отнести:

  • реализацию общешкольных целевых учебно-воспитательных программ “ПАТРИОТ”, “ТРАДИЦИИ”, “ЗДОРОВЬЕ”, “SOS” и “СЕМЬЯ”;
  • традиции школы, общешкольные и параллельные коллективные творческие дела, совместные творческие дела, творческие праздники, познавательные конкурсы и пр.;
  • интеграцию учебной, внеурочной и внеклассной деятельности (предметные недели, декады, олимпиады и пр.);
  • систему работы с одаренными учащимися (вовлечение в работу объединений дополнительного образования и спортивных секций, совета старшеклассников, научно-исследовательского общества старшеклассников);
  • систему работы с учащимися отклоняющегося поведения, в том числе работа по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
  • взаимодействие семьи и школы;
  • самообразование учащихся и повышение квалификации педагогов (участие в педагогических советах, семинарах, курсовая подготовка и пр.);
  • проведение мониторинга учебно-воспитательной работы в школе и его анализ;
  • использование IT-технологий в учебно-воспитательном процессе.

Главное свидетельство эффективности воспитательной системы МОУ СОШ №43 г. Твери – творческая, нравственная, развивающаяся личность воспитанника, его самочувствие в школе и коллективе в целом, включенность в совместную деятельность, активная позиция, позитивная динамика роста образованности, креативности и воспитанности.

Определение эффективности учебно-воспитательного процесса относится к числу наиболее сложных педагогических проблем. Под эффективностью воспитания и обучения понимают соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями учебно-воспитательной практики [3].

В настоящее время не существует единой программы определения эффективности учебно-воспитательного процесса. Это невозможно сделать, так как существуют самые различные типы общеобразовательных учреждений, выпускники которых значительным образом могут и должны отличаться друг от друга. Поэтому каждое образовательное учреждение вправе само определить образ своего выпускника, на формирование которого и будет направлен весь учебно-воспитательный процесс в школе [4].

Построение деятельности по изучению эффективности процесса воспитания и обучения (так называемый мониторинг*) в МОУ СОШ №43 г. Твери основано на десяти принципах [3, 6]:

(* Мониторинг (от лат. monitor – тот, кто напоминает, предупреждает; англ. monitoring – осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы. Это сравнительно новое, современное средство обнаружения проблем позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс [2].)

  1. Личность ребенка рассматривается как цель, субъект и результат учебно-воспитательного процесса.
  2. При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности учебно-воспитательной деятельности используется системный подход.
  3. Диагностика результатов развития личности учащегося является главным содержанием деятельности по определению эффективности учебно-воспитательного процесса.
  4. Диагностика изменений ситуации развития ребенка проводится в течение нескольких лет.
  5. В ходе диагностики определяются наиболее эффективные педагогические средства и те формы и способы организации учебно-воспитательного процесса, которые в наименьшей степени повлияли на развитие личности учащегося (выявление позитивных и негативных тенденций).
  6. Диагностический инструментарий не является, как правило, громоздким и требует минимального количества времени и сил для подготовки и проведения изучения, обработки получаемых результатов.
  7. При подборе необходимого диагностического материала предпочтение отдается количественным методам оценки.
  8. Включенность педагогов (педагоги-психологи, учителя-предметники, организаторы детского коллектива, классные руководители, социальные педагоги, заместитель директора по воспитательной работе, заместители директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по административно-хозяйственной части, директор) в диагностический процесс максимальна.
  9. Результаты изучения эффективности учебно-воспитательной деятельности не являются средством административного давления на педагога, родителя или учащегося. При проведении диагностического исследования соблюдается педагогический такт.
  10. Итогом мониторинга является принятие или непринятие управленческих решений (выбор метода воздействия на систему для достижения цели).

Как известно изучению личности воспитанника и коллектива, в котором он развивается, предъявляются определенные требования [9]:

  • направленность на выявление способностей развития ученика;
  • оценка результатов в сопоставлении прошлых и сегодняшних диагностик;
  • исследование в течение всех лет обучения и воспитания учащихся;
  • направленность на решение педагогических задач;
  • педагогический оптимизм;
  • учет возрастных особенностей;
  • охват всех обучающихся;
  • систематичность и комплексность.

Особое внимание следует обратить на последнее требование. При исследовании результатов и эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо использовать не одну методику, а их систему, в которой методы дополняют друг друга и подтверждают объективность и достоверность результатов. Систематичность изучения состояния воспитательной системы школы предусматривает его плановость, которая помогает соблюдать “чувство меры” в организации исследований в коллективе, чтобы не перегружать педагогов, школьников и их родителей. В противном случае может снижаться объективность получаемой информации [4].

Сложность изучаемого процесса требует проведения опроса по одной и той же проблеме (например, по определению условий, создаваемых воспитательной системой школы для развития личности воспитанников) со всеми участниками учебно-воспитательного процесса (педагогами, учащимися, родителями). Степень сходства их суждений, мнений и оценок обеспечивает большую объективность.

Следует также помнить, что большинство существующих методик позволяет зафиксировать не один, а несколько показателей. Так как каждая школа имеет свою специфику, то при изучении результатов работы целесообразно использовать методики, адекватные особенностям учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении [4].

Существует два принципиальных подхода к проведению мониторинга: административно-надзирательный и профессионально-педагогический [8].

Первый заключается в оценке изучаемого объекта (ребенка или школы) на основе сравнения его с неким стандартом и направлен на вынесение оценки детям, воспитывающим их педагогам, школе в целом. Главный недостаток такого подхода – неуважительное отношение к детям и педагогам (вынесение отметки подразумевает наличие “правильных” и “неправильных”, “хороших” и “нехороших” и т.п. учеников и учителей).

Педагогический подход к мониторингу процесса воспитания и обучения не является распространенным в школах. Согласно этому подходу, мониторинг необходим не для того, чтобы контролировать и оценивать, а для того, чтобы обнаруживать и решать профессиональные проблемы – где мы, как воспитатели, методисты и администрация не доработали; что нужно предпринять для решения проблем; какую помощь необходимо оказать субъектам воспитания, школе. Такой мониторинг направлен не на отслеживание соответствия изучаемого объекта стандарту, а на отслеживание динамики изменений (каким был, каким стал), он позволяет превратить мониторинг процесса обучения и воспитания из инструмента внешнего контроля в инструмент управления учебно-воспитательным процессом [8].

Если исходить из понимания воспитания как управления процессом формирования и развития личности через создание благоприятных условий, то предметом мониторинга будут являться: развитие личности школьника как главного показателя эффективности воспитательной системы и условия, которые благоприятствуют развитию личности воспитанника.

Оценка результатов воспитания и обучения через качества личности определяется признанием того, что творческое развитие и карьера человека невозможны без соответствующих личностных качеств, которые формируются именно в школьные годы [10].

Основная цель мониторинга заключается в выявлении способности учреждения образования (в частности воспитательной системы школы) содействовать развитию личности ребенка. Это проявляется в обеспечении эффективного информационного отражения состояния воспитания и образования в школе, аналитическом обобщении результатов деятельности, разработке прогноза развития воспитательной системы школы.

Основные задачи мониторинга [2]:

  • разработка технологии отбора видов запросов и методик сбора информации;
  • сбор информации;
  • разработка компьютерной основы для сведения, обобщения, классификации и первичного анализа информации;
  • обработка, корректировка и ввод информации в базы данных;
  • создание информационного банка;
  • выявление основных тенденций развития системы воспитания и образования в общеобразовательном учреждении;
  • создание прогнозов, аналитических, справочных материалов, докладов;
  • совершенствование технологии мониторинга системы воспитания и образования.

В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы [1]:

  • достигается ли цель учебно-воспитательного процесса;
  • существует ли положительная динамика в развитии личности учащихся по сравнению с результатами предыдущих лет;
  • существуют ли предпосылки для совершенствования работы педагогического коллектива школы.

При разработке технологических аспектов мониторинга учебно-воспитательной работы в МОУ СОШ №43 г. Твери определено [6]:

  • что (аспект изучения), как (диагностическое средство) и когда (учебный год) диагностируется (диагностики распределены по учебным годам;
  • кто (или что) является организатором исследований (указаны ответственные за проведение диагностики);
  • кто является участником изучения (указаны параллели классов учащихся, в которых проводятся исследования; в некоторых случаях участником изучения является весь педагогический коллектив или родители учащихся школы и т.п.).

Так как целевые ориентиры, общешкольные учебно-воспитательные программы и другие компоненты воспитательной системы школы направлены, прежде всего, на содействие развитию личности ребенка, то в качестве основных критериев и показателей была выбрана сформированность потенциалов личности школьника (это позволяет оценивать продуктивность учебно-воспитательной деятельности), таких как познавательный потенциал, нравственный и эстетический потенциалы, в том числе уровень воспитанности и личностный рост ребенка, творческий потенциал, физический и коммуникативный потенциалы. В систему мониторинга учебно-воспитательной работы включены также исследования условий для развития личности воспитанника, в т.ч. удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе (это позволяет оценить психологическое состояние участников учебно-воспитательного процесса) и изучение состояния воспитательной системы школы в целом (см. табл. и Приложение).

При анализе результатов исследования особое внимание уделяется выявлению тенденций (динамике) изменения показателей в течение нескольких лет. Это позволяет более точно определить: в какой ситуации (развития, стабильного функционирования или регресса) находится воспитательная система школы, какая степень эффективности характерна для нее. Обсуждение полученных результатов проводится на заседаниях педагогического совета, чтобы каждый педагог имел представление о состоянии и направлениях совершенствования учебно-воспитательной деятельности, сумел определить свое место и роль в обновлении процесса воспитания и обучения школьников.

При организации мониторинга необходимо стремиться к тому, чтобы изучение состояния и результатов работы органично вписывалось в учебно-воспитательный процесс, чтобы диагностическая деятельность также носила воспитывающий характер и способствовала решению педагогических задач. Так, например, использование методики “Демократический ящик” [7], позволяет не только выявить проблемы коллектива, но и привлечь к решению этих проблем всех субъектов учебно-воспитательного процесса (учащихся, родителей и педагогов).

Таблица

Аспекты изучения и показатели учебно-воспитательной работы [3, 6]

 
Аспекты изучения Показатели
1 2
1. Создание условий для развития личности воспитанника
  1. Уровень подготовки дошкольника к обучению в школе
  2. Количество учащихся, проживающих в микрорайоне школы
  3. Образовательный статус родителей и уровень их воспитательной активности
  4. Характеристика семьи учащегося
  5. Уровень адаптации учащихся
  6. Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса
  7. Уровень креативности педагогов
  8. Состояние отдельных направлений учебно-воспитательной работы в школе
  9. Наличие необходимых программ и анализ их выполнения
  10. Материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса
  11. Эффективность учебно-воспитательного мероприятия (урока)
  12. Удовлетворенность обучающихся школьной жизнью
  13. Удовлетворенность родителей результатами воспитания и обучения своего ребенка
  14. Удовлетворенность педагогов работой в образовательном учреждении
  15. Уровень психологической атмосферы в коллективе
  16. Количество проблем, которые необходимо решить коллективу
  17. Уровень развития воспитательной системы школы
2. Сформированность познавательного и творческого потенциалов личности
  1. Количество учащихся, занятых в системе дополнительного образования
  2. Уровень познавательной мотивации школьников
  3. Обученность и качество знаний воспитанников
  4. Количество учащихся, оставленных на повторный год обучения
  5. Количество учащихся, награжденных медалью
  6. Результаты выпускных экзаменов, в т.ч. в форме ЕГЭ
  7. Профориентационные склонности учащихся
  8. Результативность участия школьников в конкурсах, конференциях, фестивалях научно-исследовательских и реферативных работ учащихся
  9. Результативность участия школьников в предметных олимпиадах
  10. Креативные способности учащихся
  11. Результативность участия школьников в творческих конкурсах, смотрах и фестивалях
  12. Готовность учащихся к переходу в среднее звено
3. Сформированность нравственного и эстетического потенциалов личности
  1. Степень влияния общешкольных, параллельных и классных дел на учащихся
  2. Уровень воспитанности учащихся
  3. Социальная активность учащихся
  4. Личностный рост обучающихся
  5. Склонность к отклоняющемуся поведению
  6. Количество учащихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в ПДН
  7. Внешний вид учащихся. Ведение дневников
4. Сформированность физического потенциала личности
  1. Количество учащихся, занимающихся спортом
  2. Результативность участие школьников в спортивных состязаниях и соревнованиях
  3. Состояние здоровья учащихся
  4. Охват учащихся горячим питанием
  5. Количество пропусков уроков по болезни
  6. Динамика случаев травматизма в образовательном учреждении
5. Сформированность коммуникативного потенциала личности
  1. Уровень коммуникативных и организаторских склонностей
  2. Уровень общительности воспитанников
  3. Уровень развития классного коллектива
  4. Степень конфликтности и степень сплоченности класса

Литература

  1. Башарина Л.А. Мониторинг учебного процесса в средней школе//Завуч. 2001. №5. С.42-50.
  2. Быкова В.Г. Мониторинг в образовательном учреждении//Завуч. 2004. №6. С.87-106.
  3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2001.
  4. Дереклеева Н. Оценка результатов воспитательной работы//Воспитательная работа в школе. 2005. – №6. – С.103-112.
  5. Елисеев В.В. Мониторинг результатов работы школы и условий, обеспечивающих их достижение//Завуч. 2003. №4. С.44-65.
  6. Исаев Д.С., Исаева С.Н. Система мониторинга учебно-воспитательной работы//Мониторинг качества образования. – Тверь: Тверской государственный технический университет, 2006. – С.77-88.
  7. Лизинский В.М. Приемы и формы в воспитании. – М.: Центр “Педагогический поиск”, 2004. – 160 с.
  8. Степанов П. Проблемы мониторинга воспитательной системы школы//Воспитательная работа в школе. 2006. №4. С.127-131.
  9. Тараненко О.В. Диагностика воспитательной работы в классе. Методические материалы. – Тверь: “ЧуДо”, 2000. 32 с.
  10. Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников//Классный руководитель. 2000. №6. С.19-43.