Воспитательная система МОУ СОШ №43 г. Твери была разработана в 1997 году. Она охватывает весь педагогический процесс, интегрирует учебную и внеурочную деятельность учащихся, деятельность и общение за пределами школы с учетом влияния социальной и природной среды, средств массовой информации. Система открытая, динамичная, так как посредством взаимодействия с социумом содействует адаптации и социализации школьников в обществе и изменяется в соответствии с потребностями социума.
Целью воспитательной системы школы является создание благоприятных условий для умственного, духовного, нравственного и физического развития; формирования и развития личности ребенка, его инициативы, стремления к самообразованию, умению анализировать, делать осознанный выбор, принимать решение, потребности вести здоровый образ жизни, быть патриотом.
К основным средствам достижения учебно-воспитательных целей можно отнести:
- реализацию общешкольных целевых учебно-воспитательных программ “ПАТРИОТ”, “ТРАДИЦИИ”, “ЗДОРОВЬЕ”, “SOS” и “СЕМЬЯ”;
- традиции школы, общешкольные и параллельные коллективные творческие дела, совместные творческие дела, творческие праздники, познавательные конкурсы и пр.;
- интеграцию учебной, внеурочной и внеклассной деятельности (предметные недели, декады, олимпиады и пр.);
- систему работы с одаренными учащимися (вовлечение в работу объединений дополнительного образования и спортивных секций, совета старшеклассников, научно-исследовательского общества старшеклассников);
- систему работы с учащимися отклоняющегося поведения, в том числе работа по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
- взаимодействие семьи и школы;
- самообразование учащихся и повышение квалификации педагогов (участие в педагогических советах, семинарах, курсовая подготовка и пр.);
- проведение мониторинга учебно-воспитательной работы в школе и его анализ;
- использование IT-технологий в учебно-воспитательном процессе.
Главное свидетельство эффективности воспитательной системы МОУ СОШ №43 г. Твери – творческая, нравственная, развивающаяся личность воспитанника, его самочувствие в школе и коллективе в целом, включенность в совместную деятельность, активная позиция, позитивная динамика роста образованности, креативности и воспитанности.
Определение эффективности учебно-воспитательного процесса относится к числу наиболее сложных педагогических проблем. Под эффективностью воспитания и обучения понимают соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями учебно-воспитательной практики [3].
В настоящее время не существует единой программы определения эффективности учебно-воспитательного процесса. Это невозможно сделать, так как существуют самые различные типы общеобразовательных учреждений, выпускники которых значительным образом могут и должны отличаться друг от друга. Поэтому каждое образовательное учреждение вправе само определить образ своего выпускника, на формирование которого и будет направлен весь учебно-воспитательный процесс в школе [4].
Построение деятельности по изучению эффективности процесса воспитания и обучения (так называемый мониторинг*) в МОУ СОШ №43 г. Твери основано на десяти принципах [3, 6]:
(* Мониторинг (от лат. monitor – тот, кто напоминает, предупреждает; англ. monitoring – осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы. Это сравнительно новое, современное средство обнаружения проблем позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс [2].)
- Личность ребенка рассматривается как цель, субъект и результат учебно-воспитательного процесса.
- При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности учебно-воспитательной деятельности используется системный подход.
- Диагностика результатов развития личности учащегося является главным содержанием деятельности по определению эффективности учебно-воспитательного процесса.
- Диагностика изменений ситуации развития ребенка проводится в течение нескольких лет.
- В ходе диагностики определяются наиболее эффективные педагогические средства и те формы и способы организации учебно-воспитательного процесса, которые в наименьшей степени повлияли на развитие личности учащегося (выявление позитивных и негативных тенденций).
- Диагностический инструментарий не является, как правило, громоздким и требует минимального количества времени и сил для подготовки и проведения изучения, обработки получаемых результатов.
- При подборе необходимого диагностического материала предпочтение отдается количественным методам оценки.
- Включенность педагогов (педагоги-психологи, учителя-предметники, организаторы детского коллектива, классные руководители, социальные педагоги, заместитель директора по воспитательной работе, заместители директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по административно-хозяйственной части, директор) в диагностический процесс максимальна.
- Результаты изучения эффективности учебно-воспитательной деятельности не являются средством административного давления на педагога, родителя или учащегося. При проведении диагностического исследования соблюдается педагогический такт.
- Итогом мониторинга является принятие или непринятие управленческих решений (выбор метода воздействия на систему для достижения цели).
Как известно изучению личности воспитанника и коллектива, в котором он развивается, предъявляются определенные требования [9]:
- направленность на выявление способностей развития ученика;
- оценка результатов в сопоставлении прошлых и сегодняшних диагностик;
- исследование в течение всех лет обучения и воспитания учащихся;
- направленность на решение педагогических задач;
- педагогический оптимизм;
- учет возрастных особенностей;
- охват всех обучающихся;
- систематичность и комплексность.
Особое внимание следует обратить на последнее требование. При исследовании результатов и эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо использовать не одну методику, а их систему, в которой методы дополняют друг друга и подтверждают объективность и достоверность результатов. Систематичность изучения состояния воспитательной системы школы предусматривает его плановость, которая помогает соблюдать “чувство меры” в организации исследований в коллективе, чтобы не перегружать педагогов, школьников и их родителей. В противном случае может снижаться объективность получаемой информации [4].
Сложность изучаемого процесса требует проведения опроса по одной и той же проблеме (например, по определению условий, создаваемых воспитательной системой школы для развития личности воспитанников) со всеми участниками учебно-воспитательного процесса (педагогами, учащимися, родителями). Степень сходства их суждений, мнений и оценок обеспечивает большую объективность.
Следует также помнить, что большинство существующих методик позволяет зафиксировать не один, а несколько показателей. Так как каждая школа имеет свою специфику, то при изучении результатов работы целесообразно использовать методики, адекватные особенностям учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении [4].
Существует два принципиальных подхода к проведению мониторинга: административно-надзирательный и профессионально-педагогический [8].
Первый заключается в оценке изучаемого объекта (ребенка или школы) на основе сравнения его с неким стандартом и направлен на вынесение оценки детям, воспитывающим их педагогам, школе в целом. Главный недостаток такого подхода – неуважительное отношение к детям и педагогам (вынесение отметки подразумевает наличие “правильных” и “неправильных”, “хороших” и “нехороших” и т.п. учеников и учителей).
Педагогический подход к мониторингу процесса воспитания и обучения не является распространенным в школах. Согласно этому подходу, мониторинг необходим не для того, чтобы контролировать и оценивать, а для того, чтобы обнаруживать и решать профессиональные проблемы – где мы, как воспитатели, методисты и администрация не доработали; что нужно предпринять для решения проблем; какую помощь необходимо оказать субъектам воспитания, школе. Такой мониторинг направлен не на отслеживание соответствия изучаемого объекта стандарту, а на отслеживание динамики изменений (каким был, каким стал), он позволяет превратить мониторинг процесса обучения и воспитания из инструмента внешнего контроля в инструмент управления учебно-воспитательным процессом [8].
Если исходить из понимания воспитания как управления процессом формирования и развития личности через создание благоприятных условий, то предметом мониторинга будут являться: развитие личности школьника как главного показателя эффективности воспитательной системы и условия, которые благоприятствуют развитию личности воспитанника.
Оценка результатов воспитания и обучения через качества личности определяется признанием того, что творческое развитие и карьера человека невозможны без соответствующих личностных качеств, которые формируются именно в школьные годы [10].
Основная цель мониторинга заключается в выявлении способности учреждения образования (в частности воспитательной системы школы) содействовать развитию личности ребенка. Это проявляется в обеспечении эффективного информационного отражения состояния воспитания и образования в школе, аналитическом обобщении результатов деятельности, разработке прогноза развития воспитательной системы школы.
Основные задачи мониторинга [2]:
- разработка технологии отбора видов запросов и методик сбора информации;
- сбор информации;
- разработка компьютерной основы для сведения, обобщения, классификации и первичного анализа информации;
- обработка, корректировка и ввод информации в базы данных;
- создание информационного банка;
- выявление основных тенденций развития системы воспитания и образования в общеобразовательном учреждении;
- создание прогнозов, аналитических, справочных материалов, докладов;
- совершенствование технологии мониторинга системы воспитания и образования.
В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы [1]:
- достигается ли цель учебно-воспитательного процесса;
- существует ли положительная динамика в развитии личности учащихся по сравнению с результатами предыдущих лет;
- существуют ли предпосылки для совершенствования работы педагогического коллектива школы.
При разработке технологических аспектов мониторинга учебно-воспитательной работы в МОУ СОШ №43 г. Твери определено [6]:
- что (аспект изучения), как (диагностическое средство) и когда (учебный год) диагностируется (диагностики распределены по учебным годам;
- кто (или что) является организатором исследований (указаны ответственные за проведение диагностики);
- кто является участником изучения (указаны параллели классов учащихся, в которых проводятся исследования; в некоторых случаях участником изучения является весь педагогический коллектив или родители учащихся школы и т.п.).
Так как целевые ориентиры, общешкольные учебно-воспитательные программы и другие компоненты воспитательной системы школы направлены, прежде всего, на содействие развитию личности ребенка, то в качестве основных критериев и показателей была выбрана сформированность потенциалов личности школьника (это позволяет оценивать продуктивность учебно-воспитательной деятельности), таких как познавательный потенциал, нравственный и эстетический потенциалы, в том числе уровень воспитанности и личностный рост ребенка, творческий потенциал, физический и коммуникативный потенциалы. В систему мониторинга учебно-воспитательной работы включены также исследования условий для развития личности воспитанника, в т.ч. удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе (это позволяет оценить психологическое состояние участников учебно-воспитательного процесса) и изучение состояния воспитательной системы школы в целом (см. табл. и Приложение).
При анализе результатов исследования особое внимание уделяется выявлению тенденций (динамике) изменения показателей в течение нескольких лет. Это позволяет более точно определить: в какой ситуации (развития, стабильного функционирования или регресса) находится воспитательная система школы, какая степень эффективности характерна для нее. Обсуждение полученных результатов проводится на заседаниях педагогического совета, чтобы каждый педагог имел представление о состоянии и направлениях совершенствования учебно-воспитательной деятельности, сумел определить свое место и роль в обновлении процесса воспитания и обучения школьников.
При организации мониторинга необходимо стремиться к тому, чтобы изучение состояния и результатов работы органично вписывалось в учебно-воспитательный процесс, чтобы диагностическая деятельность также носила воспитывающий характер и способствовала решению педагогических задач. Так, например, использование методики “Демократический ящик” [7], позволяет не только выявить проблемы коллектива, но и привлечь к решению этих проблем всех субъектов учебно-воспитательного процесса (учащихся, родителей и педагогов).
Таблица
Аспекты изучения и показатели учебно-воспитательной работы [3, 6]
Аспекты изучения | Показатели |
1 | 2 |
1. Создание условий для развития личности воспитанника |
|
2. Сформированность познавательного и творческого потенциалов личности |
|
3. Сформированность нравственного и эстетического потенциалов личности |
|
4. Сформированность физического потенциала личности |
|
5. Сформированность коммуникативного потенциала личности |
|