Интегрированный урок русский язык + литература + окружающий мир по теме "Орфограммы безударных и ударных гласных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • помочь детям осмыслить безударные гласные, как орфограммы, распространить это понятие на ударные гласные в сочетаниях жи-ши,чаща,чу-щу;
  • развивать навыки каллиграфического письма, орфографической зоркости, познавательную активность, логику и мышление учащихся;
  • воспитывать желание учиться, интерес к чтению, уважительное отношение к мнению товарищей.

Оборудование:

  • у учителя: сказочная повесть Л.Б.Гераскиной “В стране невыученных уроков”, выставка книг, прочитанных летом, фрагмент из мультфильма “В стране невыученных уроков”, слова: кисель, кефир, сок, чай, карточка №1, карточка №2.
  • у учащихся: учебник, красные кружки, кружки– индикаторы настроения, тетрадь.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, проблемно – поисковый (Учитель ставит проблемные вопросы, учащиеся формулируют гипотезы на основе сравнений, логических рассуждений, формулируют новые учебные выводы, обобщения), развивающего обучения (дети на прошлом уроке узнали, что такое орфограмма, а на этом уроке узнают, почему буква на месте безударного гласного звука -орфограмма), для контроля и проверки уровня усвоения материала использовались самостоятельная работа, диктант, тестирование.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

Учитель: Какие книги вы читали летом? По многим из названных вами книг были поставлены мультфильмы. Сейчас посмотрите фрагмент из одного мультфильма и назовите сказочную повесть. (Показываю “ В стране невыученных уроков”)

– Кто написал это произведение? (Л.Б. Гераскина)

Работа с выставкой книг.

– Посмотрите на нашу выставку. Почему название книги одно и тоже, а оформлена по-разному? (Разные художники, разное издательство)

Обучающиеся находят имена и фамилии художников, названия издательств.

– А почему эта повесть так называется?

– А вы вчера хорошо выучили уроки? Вы готовы помочь Вите?

– Тогда прочитайте тему урока. Необходимо вооружиться нужными знаниями. Какие знания нам понадобятся на уроке? Возьмите карточку № 1 и подчеркните то, что нужно, на ваш взгляд.

Карточка 1

Подчеркните то, что относится к теме (тема записана на доске):

“Орфограммы безударных и ударных гласных”

  1. Луна
  2. Орфограмма
  3. Двузначные числа
  4. Безударные гласные
  5. Минус
  6. Ударные гласные

(Дети называют нужные понятия, учитель фиксирует на доске.)

– А что такое орфограмма?

– Назовите гласные. А какие гласные называют ударными? А безударными?

– Вот теперь вы готовы идти на помощь Вите Перестукину.

3. Введение в новую тему

а) Чтение по ролям фрагмента повести в учебнике стр 44 № 100 заранее подготовленными учениками.
б) Работа по заданию учебника

– Запишите слово, которое писал Витя значками звуков ([калбаса])

– Отметьте опасные места и объясните, в чем трудность (Учащиеся ставят ударение и находят безударные гласные: неизвестно, КАЛБАСА или КОЛБАСА, КОЛБОСА или КОЛБАСА, потому что там на месте букв безударные звуки)

– Найдите в рассказе правильно написанное слово – подчеркните его и запишите под звуковой схемой в тетрадь. (Ученики пишут слово КОЛБАСА, используя памятку списывания:

  1. Прочитай, чтобы понять и запомнить.
  2. Отметь опасные места.
  3. Прочитай вслух так, как написано.
  4. Так же повтори, не глядя на запись.
  5. Пиши по памяти, диктуя себе, как было написано. Отмечай опасные места.
  6. Проверь:
  • читай по слогам и слушай себя – все ли звуки верно обозначены;
  • сверяй опасные места – все ли отмечены, правильны ли буквы.)

– Поставьте ударение, там, где буква и звук совпадают, поставьте +, там, где не совпадают –

На доске [а]  см. учебник стр. 45)

– Покажите на схеме в учебнике и на доске, какими буквами обозначен безударный звук [а] (Дети показывают в учебнике, а затем кто-то на доске)

– Какой вывод можно подтвердить? (Безударные гласные – это орфограммы)

– Давайте проверим, правильный вы сделали вывод или нет.

в) Правило – вывод стр. 45

(Дети читают : “Буква на месте безударного звука – это орфограмма”)

4. Закрепление изученного

Упражнение № 101 (Инсценирование)

– А сейчас подумайте, почему в следующем слове Вите удалось написать букву гласного звука правильно?

(Дети смотрят инсценированный фрагмент про лук, а затем обсуждают.)

– Давайте попробуем на месте звука [у] поставить другой звук .

– Посмотрите,, если поменять букву, то и слово лук исчезает. Значит, если гласный звук под ударением можно смело обозначать буквой, как слышишь, не боясь ошибиться.

5. Обобщение по теме

Упражнение № 102

(Дети читают и устно добавляют нужные слова:

“ Буквы безударных гласных звуков – это опасные места или… . Опасные они потому, что можно выбрать … .

На месте ударных звуков чаще всего нет выбора букв, поэтому нет и … .”)

6. Физкультминутка

– Всем сказочным героям в сказках подсказывает, куда идти, волшебный клубочек. А какой предмет показывал дорогу Вите и его коту?

– Вот он поможет и нам провести физминутку.

Ты лети, футбольный мяч,
Не вприпрыжку и не вскачь,
Не сбивайся на пути,
Прямо в ту страну лети,
Где живут ошибки Вити,
Чтобы он среди событий,
Полных страха и тревог,
Сам себе помочь бы смог

7. Углубление полученных знаний

Упражнение № 103

– Но всегда ли буквы ударных гласных – безопасные места при письме? Откройте учебник на стр. 20.

жи-ши с буквой и,

ча-ща с буквой а,

чу-щу с буквой у.”)

Учащиеся делают вывод: хоть в этих слогах гласные под ударением, на их месте тоже есть орфограмма.

– Давайте проверим, что по этому поводу думают учёные.

Дети читают вывод на стр. 47:

8. Закрепление изученного

а) Самостоятельная работа с последующей проверкой. Упражнение № 104.

На доске – слова: КЕФИР, КИСЕЛЬ, СОК, ЧАЙ.

Витя подумал, что бы ему ещё попросить: кисель, кефир, сок или чай. Но он боялся ошибиться. Запишите первым, то слово, в котором на месте гласного он не сделал бы ошибки. Теперь запишите слово, в котором нет безударного гласного, но есть орфограмма, подчеркните её. А теперь запишите оставшиеся слова, отмечая орфограммы, постарайтесь запомнить правильные буквы.

– Какое слово, вы записали первым? (На доске один человек выставляет слово сок)

Кто правильно записал это слово, возьмите красный кружок.

– Какое слово нужно было записать вторым? (Чай.)

Кто правильно записал это слово, возьмите красный кружок.

– Какие орфограммы в слове кисель?

– Кто правильно записал это слово, возьмите красный кружок.

– Какие орфограммы в слове кефир?

Кто правильно записал это слово, возьмите красный кружок.

– Слова кисель и кефир найдите на стр 132 и поставьте галочку. Эти словарные слова нужно выучить дома.

б) Объяснительный диктант.

– Помните, Витя Перестукин сказал, что вода, которая испаряется с рек, морей и океанов, исчезает. И поэтому в Стране невыученных уроков наступила засуха.

– Давайте поможем Вите и жителям сказочной страны. Куда же девается вода из луж, рек озёр ? (Испаряется, затем пар охлаждается и опять выпадает на землю в виде дождя.)

– Ну, а что бы пошёл дождь, нужно без ошибок написать “кричалку”.

– Почему так назвали –“Кричалка”?

– Запишем название “Кричалка”. Есть ли орфограммы в этом слове?

(Ученики действуют в соответствии с памяткой “ Диктант”см. Приложение.)

– Теперь послушайте, сколько предложений я прочитаю:

Я хочу расти, расти! Не боюсь я сырости!

– О чем говорит человек в первом предложении? Какие это предложения? Есть ли там орфограммы?

(Записываем под мою диктовку, диктую орфографически, дети выделяют опасные места.)

– О чем второе предложение?

(Записываем под мою диктовку, диктую орфографически, дети выделяют опасные места.)

9. Итог урока. Рефлексия

– Что же вы сегодня узнали и чему научили Витю? (буквы на месте безударных гласных звуков – орфограммы, жи-ши, ча-ща, чу-щу– тоже орфограммы, хоть и под ударением.

– Возьмите карточку № 2 и отметьте правильные ответы. Занесите их в табличку внизу. Проверьте . На доске таблица:

№ 1 № 2 № 3   img5.gif (67 bytes) 
Б) Б) В)

– Если у вас нет ошибок, нарисуйте в последнем столбце улыбающуюся рожицу , если 1 ошибка, то равнодушную рожицу, если 2-3 ошибки, то грустную рожицу.

Карточка № 2

Вариант 1

1. Поставь галочку возле слова, в котором на месте гласного звука не может быть ошибки:

А) молоко;
Б) вол;
В) чайка.

2. Поставь галочку возле слова, в котором безударного гласного звука нет, а орфограмма есть:

А) барсук;
Б) жир;
В) часы

3.Поставь галочку возле слова, в котором на месте гласного звука есть орфограммы:

А) лак;
Б) сон;
В) апельсин.

№ 1 № 2 № 3
   

 

     

Вариант 2

1. Поставь галочку возле слова, в котором на месте гласного звука не может быть ошибки:

А) билет;
Б) слон;
В) чашка.

2. Поставь галочку возле слова, в котором безударного гласного звука нет, а орфограмма есть:

А) альбом;
Б) часть;
В) ужин

3. Поставь галочку возле слова, в котором на месте гласного звука есть орфограммы:

А) волк;
Б) сук;
В) вермишель.

№ 1 № 2 № 3  
     

– Поднимите руку, у кого 4 красных кружочка, а кого 3? Вы были молодцы и очень постарались.

– Понравился вам урок? Какое у вас настроение? Нарисуйте ротик человечку и прикрепите к доске.

10. Домашнее задание

Стр. 45, 47 правила, упражнение № 105.

– Прочитайте задание. Какой заголовок лучше подойдет для этого рассказа, как вы думаете? Почему? Я предлагаю вам ещё дома хорошо подумать и записать нужный заголовок в тетрадь, а потом выполнить упражнение, указав орфограммы.