Урок окружающего мира в 1-м классе "Почему их так назвали?"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Раскрыть значение природы в жизни человека.
  • Установить взаимосвязь между названиями некоторых растений, животных, грибов и их особенностями.
  • Расширить кругозор, обогатить словарный запас учащихся.
  • Формировать бережное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы.
  • Воспитывать наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы.

Оборудование: Проектор, слайдовая презентация. Выставка книг, посвящённая растениям, животным. Аудиозапись “Птицы России”, песня “Может, знает лес” в исполнении Н. Расторгуева. Учебник А.А. Плешакова “Мир вокруг нас” 1 класс. Индивидуальные листы для раскрашивания. Изображения Мудрой Черепахи, Муравьишки Вопросика и Лесовичка.

См. Приложение 1 (mp3) (Приложение можно просмотреть, связавшись с автором статьи)

См. Приложение 2 (mp3)

Ход урока

Класс оформлен в виде леса: деревья, птицы, бабочки, грибы, цветы.

Учитель: Добрый день, ребята и взрослые! Подарите друг другу свои улыбки. Если вы будете улыбаться красоте, доброте, то ваша улыбка вернётся к вам добром и радостью. Окружающий нас мир – это большое волшебное зеркало. Для того, чтобы оно отражало добро, его нужно изучать, любить и беречь.

– На каждом уроке к нам приходят Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик (изображения). Сегодня Муравьишка приглашает нас на прогулку, а куда – отгадайте:.

Кто, как только жарко станет
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой –
Скинет с плеч её долой. (Лес.)

Слад 1, 2. (См. Приложение. Тема и цели урока).

– Сегодня мы с нашими героями отправимся в лес. А там с нами будет ещё один герой Лесовичок (изображение). Он поможет нам увидеть, услышать и узнать много интересного.

Слайд 3. Лес (Звучит песня “Может знает лес”.).

Слайд 4. Лес. (На фоне леса слова…)

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи
Ты же видишь мы свои!

– Замечательный писатель, большой любитель природы Михаил Пришвин (его книги присутствуют на выставке) писал:

Слайд 5. (портрет писателя)

“Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.

– Действительно, человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес?

Почему мы с лесом дружим?

Для чего он людям нужен?

Слайд 6.

  • Лес – наше богатство.
  • Лес – это зелёный наряд нашей Земли.

Там, где лес, всегда чистый воздух.

  • Лес – это дом для зверей и птиц.
  • Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
  • Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, грибы, ягоды.

Ритмическая разминка (дети договаривают в рифму):

На-на-на – наконец пришла …
Чи-чи-чи – прилетели к нам …
Ло-ло-ло – всем под солнышком …
Шо-шо-шо – в лесу очень …

– С ранней весны и до поздней осени в лесах, на полянах появляется много цветов. Только стаял снег, а в лесу уже распустился цветок. Узнайте его имя:

Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,-
Солнце глянет – расцветает.

Слайд 7. (Подснежник).

– Почему этот цветок получил такое название?

Работа с книгой: стр. 98. Лесовичок приготовил загадку леса: почему их так назвали? Речь пойдёт о … растениях.

Слайд 8.

– Мудрая Черепаха объяснила названия этих растений. Вы должны её объяснения соединить карандашом с рисунком.

Проверка.

Работа в группах

Задания по рядам: угадать загадку – проверить (на первой парте рисунок растения).

  1. Он жёлтым цветом распускается.
    А после цветения сдувается. (Одуванчик.)
  1. Голубой бубенчик
    На лугу стоит.
    И под песню ветра
    Весело звенит. (Колокольчик.)
  1. Почему мы дышим вольно
    И судьбой своей довольны.
    Хоть растём мы вдоль дорог
    И нас топчут сотни ног! (Подорожник.)

Экологическая задача: Сколько цветов погибнет, если каждый сорвёт по 1 цветку? По 2?...

Слайд 9. (цветочная поляна)

Ученик:

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все – и я, и ты,
Если мы сорвём цветы.
Опустеют все поляны
И не будет красоты!

– Итак, ребята, как же нужно относиться к луговым цветам?

Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся.
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружится, вьётся.

– Бабочка – это кто? (Насекомое). Отгадайте загадку и поймёте, с кем хочет нас познакомить. Лесовичок.

Жу-жу-жу-жу
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву Ж всё твержу,
Зная твёрдо букву эту
Я жужжу весной и летом. (Жук.)

Слайд 10. ( учебник с. 99)

– Почему эти жуки получили такое название? (По внешнему сходству.)

Слайд 11.

  • Жук-могильщик закапывает в почву мёртвых птиц и зверьков.
  • Жук-навозник обыкновенный уносит в норки помёт животных…

(Этих жуков называют санитарами лесов, лугов. Если их достаточное количество, то лес и луг будут в образцовом порядке.)

  • Усач большой дубовый имеет большие усы…

– Ребята, какая птица подсказала, как её назвать? (Кукушка.)

Слайд 12. (Кукушка и чибис). Звучит аудиозапись: крик кукушки.

– Во многих странах название “кукушка” звучит похоже на русское: чехи называют эту птицу “кукочка”, болгары – “кукувица”, немцы – “кукук”… Все народы обратили внимание на 1 признак – крик кукушки.

– Птица чибис тоже получила своё название за свой крик “Чьи вы, чьи вы…”

Слайд 13. (Клёст и вертишейка). Звучит аудиозапись голоса птиц.

– Клёст – от старого русского слова “клестить”, что значит “сжимать, сдавливать, стискивать”….

– Вертишейка по-другому вертиголовка или крутиголовка. Вьёт гнездо в дупле, издаёт звуки похожие на шипение змеи, что пугает врагов.

Слайд 14. (Мухоловка и трясогузка). Звучит аудиозапись голоса птиц

– Мухоловка – питается мухами. – Трясогузка – постоянно покачивает хвостиком.

Вывод: птицы получили названия за необычный внешний вид: цвет костюма, необычный клюв, поведение, крик…

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

– Под деревьями можно встретить ...

Маленький, удаленький
Сквозь землю прошёл
Красную шапочку нашёл

Сценка “Лисичка”

Доброй летней порой
Бродим по лесу с сестрой.

Я от страха онемел,
В стороне за пень присел.

.Хоть устали от ходьбы –
В кузовках у нас грибы

Я от ёлки без оглядки,
Заблестели только пятки.

Вдруг мне крикнула сестричка:
– Глянь, под ёлкою лисичка!

Громко сердце бьётся,
А сестра смеётся:

“Нас не съест она, поверь,
То грибок такой не зверь!”

 Слайд 15. (лисица и гриб лисичка).

– Почему грибы подберёзовик и подосиновик получили такое название?

– Грибы делятся на две группы: съедобные и несъедобные.

Слайд 16. (грибы)

Домашнее задание

  1. Найдите и нарисуйте растение или животное, подберите загадку или описание, чтобы ребята смогли отгадать название растения или животного;
  2. Раскрасьте на индивидуальных листах растение, о котором сегодня шла речь на уроке.

Итог урока

Что узнали нового на уроке?

– Какие цели стояли в начале уроке? Мы их достигли?

– Что понравилось на уроке?

Слайд 17.

Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.