Цели:
- Раскрыть значение природы в жизни человека.
- Установить взаимосвязь между названиями некоторых растений, животных, грибов и их особенностями.
- Расширить кругозор, обогатить словарный запас учащихся.
- Формировать бережное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы.
- Воспитывать наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы.
Оборудование: Проектор, слайдовая презентация. Выставка книг, посвящённая растениям, животным. Аудиозапись “Птицы России”, песня “Может, знает лес” в исполнении Н. Расторгуева. Учебник А.А. Плешакова “Мир вокруг нас” 1 класс. Индивидуальные листы для раскрашивания. Изображения Мудрой Черепахи, Муравьишки Вопросика и Лесовичка.
См. Приложение 1 (mp3) (Приложение можно просмотреть, связавшись с автором статьи)
См. Приложение 2 (mp3)
Ход урока
Класс оформлен в виде леса: деревья, птицы, бабочки, грибы, цветы.
Учитель: Добрый день, ребята и взрослые! Подарите друг другу свои улыбки. Если вы будете улыбаться красоте, доброте, то ваша улыбка вернётся к вам добром и радостью. Окружающий нас мир – это большое волшебное зеркало. Для того, чтобы оно отражало добро, его нужно изучать, любить и беречь.
– На каждом уроке к нам приходят Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик (изображения). Сегодня Муравьишка приглашает нас на прогулку, а куда – отгадайте:.
Кто, как только жарко станет
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой –
Скинет с плеч её долой. (Лес.)
Слад 1, 2. (См. Приложение. Тема и цели урока).
– Сегодня мы с нашими героями отправимся в лес. А там с нами будет ещё один герой Лесовичок (изображение). Он поможет нам увидеть, услышать и узнать много интересного.
Слайд 3. Лес (Звучит песня “Может знает лес”.).
Слайд 4. Лес. (На фоне леса слова…)
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи
Ты же видишь мы свои!
– Замечательный писатель, большой любитель природы Михаил Пришвин (его книги присутствуют на выставке) писал:
Слайд 5. (портрет писателя)
“Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.
– Действительно, человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес?
Почему мы с лесом дружим?
Для чего он людям нужен?
Слайд 6.
- Лес – наше богатство.
- Лес – это зелёный наряд нашей Земли.
Там, где лес, всегда чистый воздух.
- Лес – это дом для зверей и птиц.
- Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
- Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, грибы, ягоды.
Ритмическая разминка (дети договаривают в рифму):
На-на-на – наконец пришла …
Чи-чи-чи – прилетели к нам …
Ло-ло-ло – всем под солнышком …
Шо-шо-шо – в лесу очень …
– С ранней весны и до поздней осени в лесах, на полянах появляется много цветов. Только стаял снег, а в лесу уже распустился цветок. Узнайте его имя:
Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,-
Солнце глянет – расцветает.
Слайд 7. (Подснежник).
– Почему этот цветок получил такое название?
Работа с книгой: стр. 98. Лесовичок приготовил загадку леса: почему их так назвали? Речь пойдёт о … растениях.
Слайд 8.
– Мудрая Черепаха объяснила названия этих растений. Вы должны её объяснения соединить карандашом с рисунком.
Проверка.
Работа в группах
Задания по рядам: угадать загадку – проверить (на первой парте рисунок растения).
- Он жёлтым цветом распускается.
А после цветения сдувается. (Одуванчик.)
- Голубой бубенчик
На лугу стоит.
И под песню ветра
Весело звенит. (Колокольчик.)
- Почему мы дышим вольно
И судьбой своей довольны.
Хоть растём мы вдоль дорог
И нас топчут сотни ног! (Подорожник.)
Экологическая задача: Сколько цветов погибнет, если каждый сорвёт по 1 цветку? По 2?...
Слайд 9. (цветочная поляна)
Ученик:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все – и я, и ты,
Если мы сорвём цветы.
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
– Итак, ребята, как же нужно относиться к луговым цветам?
Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся.
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружится, вьётся.
– Бабочка – это кто? (Насекомое). Отгадайте загадку и поймёте, с кем хочет нас познакомить. Лесовичок.
Жу-жу-жу-жу
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву Ж всё твержу,
Зная твёрдо букву эту
Я жужжу весной и летом. (Жук.)
Слайд 10. ( учебник с. 99)
– Почему эти жуки получили такое название? (По внешнему сходству.)
Слайд 11.
- Жук-могильщик закапывает в почву мёртвых птиц и зверьков.
- Жук-навозник обыкновенный уносит в норки помёт животных…
(Этих жуков называют санитарами лесов, лугов. Если их достаточное количество, то лес и луг будут в образцовом порядке.)
- Усач большой дубовый имеет большие усы…
– Ребята, какая птица подсказала, как её назвать? (Кукушка.)
Слайд 12. (Кукушка и чибис). Звучит аудиозапись: крик кукушки.
– Во многих странах название “кукушка” звучит похоже на русское: чехи называют эту птицу “кукочка”, болгары – “кукувица”, немцы – “кукук”… Все народы обратили внимание на 1 признак – крик кукушки.
– Птица чибис тоже получила своё название за свой крик “Чьи вы, чьи вы…”
Слайд 13. (Клёст и вертишейка). Звучит аудиозапись голоса птиц.
– Клёст – от старого русского слова “клестить”, что значит “сжимать, сдавливать, стискивать”….
– Вертишейка по-другому вертиголовка или крутиголовка. Вьёт гнездо в дупле, издаёт звуки похожие на шипение змеи, что пугает врагов.
Слайд 14. (Мухоловка и трясогузка). Звучит аудиозапись голоса птиц
– Мухоловка – питается мухами. – Трясогузка – постоянно покачивает хвостиком.
Вывод: птицы получили названия за необычный внешний вид: цвет костюма, необычный клюв, поведение, крик…
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
– Под деревьями можно встретить ...
Маленький, удаленький
Сквозь землю прошёл
Красную шапочку нашёл
Сценка “Лисичка”
Доброй летней порой
Бродим по лесу с сестрой.Я от страха онемел,
В стороне за пень присел..Хоть устали от ходьбы –
В кузовках у нас грибыЯ от ёлки без оглядки,
Заблестели только пятки.Вдруг мне крикнула сестричка:
– Глянь, под ёлкою лисичка!Громко сердце бьётся,
А сестра смеётся:“Нас не съест она, поверь,
То грибок такой не зверь!”
Слайд 15. (лисица и гриб лисичка).
– Почему грибы подберёзовик и подосиновик получили такое название?
– Грибы делятся на две группы: съедобные и несъедобные.
Слайд 16. (грибы)
Домашнее задание
- Найдите и нарисуйте растение или животное, подберите загадку или описание, чтобы ребята смогли отгадать название растения или животного;
- Раскрасьте на индивидуальных листах растение, о котором сегодня шла речь на уроке.
Итог урока
Что узнали нового на уроке?
– Какие цели стояли в начале уроке? Мы их достигли?
– Что понравилось на уроке?
Слайд 17.
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.