Цель:
- Научиться пользоваться алгоритмом метода проектов и правильно оформлять исследовательскую работу.
- Развивающая: Развить познавательные, творческие навыки учащихся. Развивать умения самостоятельно конструировать свои знания.
- Воспитательная: Воспитать творчески думающую личность.
Оборудование: экран, проектор, процессор, компьютерная мышь, компьютерный диск “Открытая физика”.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
– Уважаемые коллеги. Сегодня вы не просто ученики, а исследователи. Мы сегодня будем исследовать зависимость распределения энергии световой волны от порядка расположения в сплошном спектре. Научимся правильно оформлять нашу научную работу. На ваших раздаточных листах и на доске даны алгоритмы, которыми мы сегодня воспользуемся. Процесс нашего урока– проекта состоит из алгоритмов:
II. Работа с учащимися по теме
1) Демонстрация.
Учитель демонстрирует инфракрасную лампу “Дюна” и ультрафиолетовую лампу.
В беседе с учащимися выясняется, что существует сплошной спектр, состоящий из основных 7 цветов радуги. После беседы демонстрируется на экране компьютерная модель “Распределение энергии в сплошном спектре”. Перед учениками встает проблема: как зависит распределение энергии световой волны от порядка расположения в сплошном спектре.
2) Выдвижение гипотезы.
Ученики самостоятельно выдвигают гипотезу: что каждому цвету соответствует определенная энергия в порядке расположения цвета в спектре.
3) Постановка цели. Ученики самостоятельно ставят цель: определить порядок распределения энергии в сплошном спектре.
4) Задачи.
Затем переходим к задачам: на компьютерной модели ““Распределение энергии в сплошном спектре” с помощью компьютерной мышки останавливать слайд на середине каждой цветной полоски спектра и определить силу тока. Определить порядок распределения энергии волн красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового света в сплошном спектре. ( Гипотеза, цель, задачи записываются в раздаточные листы).
5) Методологическая основа.
Изучив работу исследовательскую работу “Зависимость отражательной способности материала от его цвета” ученика 10 класса, дипломанта 1 региональной научной конференции школьников “Шаг в будущее” Лебедева Пети, мы начали искать ответ на вопрос “ Почему светофильтры красного цвета погружаются глубже в снег, чем светофильтры других цветов в порядке расположения цветов в спектре?” Начали искать ответы на этот вопрос, и вышли к новой исследовательской работе “ Распределение энергии в сплошном спектре”.
6) Методика исследования.
Методика исследования задана в раздаточных листах.
- Используя установку, с помощью компьютерной мышки останавливать слайд на середине каждой цветной полоски спектра.
- Определить силу тока при помощи миллиамперметра.
- Все данные заполнить в таблицу.
- Построить диаграмму.
- Сделать вывод, используя формулу закона Джоуля – Ленца W= Q= I2Rt
Зависимость силы тока от цвета
Цвет | Красный | Оранжевый | Желтый | Зеленый | Голубой | Синий | Фиолетовый |
Сила тока, мА |
7). Вывод: Мы определили порядок распределения энергии волн красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового света в сплошном спектре. Наибольшей энергией обладают волны красного цвета, а наименьшей– фиолетового цвета. Наша гипотеза подтвердилась: каждому цвету соответствует определенная энергия в порядке расположения цвета в спектре.
Наша работа интересна тем, что мы впервые написали методику исследования к виртуальной лабораторной работе “ Распределение энергии в сплошном спектре”. Мы сами при помощи компьютерной мышки, перемещая датчик с фиолетового участка до красного участка спектра, следили за силой тока и отмечали показания в середине полоски каждого цвета спектра. Тем самым, мы приняли участие во внедрение ИКТ– технологий (информационно-коммуникативные технологии) по физике.
III. Итог урока
Большое спасибо, уважаемые коллеги, за совместную работу. Мы сегодня хорошо поработали. Я вижу по вашим раздаточным листам, что вы поняли, по какому алгоритму надо оформлять ваши исследовательские работы. Надеюсь, что вы станете участниками всевозможных исследовательских конкурсов. Желаю творческих работ.
Список использованной литературы:
- Учебник по физике.11 класс., Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Издательство “Просвещение”.2001.
- Физика: Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы., Ю.И.Дик, В.А.Ильин, др., Издательство “Дрофа”.1999.
- Абдурахманов С.Д. “Исследовательские работы по физике в 7-8 классах сельских школ”. М. “Просвещение”, 1990.
- Лебедев П.Б. “Зависимость отражательной способности от его цвета”. –М.:ИД “Первое сентября”; ООО “Чистые пруды”, 2008.
- Лебедева Т.К. Разработка описания лабораторной работы к компьютерной модели “Распределение энергии в сплошном спектре”. Редакция “Хотугу кыым” Б-Гора.,2008.
- СD-диск “Открытая физика”.