Тема урока: «Формула пути».
Цель урока: знакомство детей с формулой пути s= v х t и обучение использовать ее для решения задач на движение.
Образовательная задача: научить выявлять зависимости между величинами, характеризующими движение тел – скоростью, временем, расстоянием, научить детей строить формулы, выражающие эти зависимости.
Развивающая задача: развивать навыки устного счета, умения сравнивать, анализировать и делать выводы.
Воспитательные задачи: развивать самостоятельность детей, умение преодолевать трудности в учении, используя проблемные ситуации, разноуровневые задания, самостоятельные упражнения; способствовать формированию интереса к предмету. Учить слушать товарища, рассуждать и доказывать.
Средства обучения: 1) учебник; 2) карточки с формулами и их названиями, карточки с числами для визуального поиска учебного материала.
Оформление кабинета: 1) зрительно-координаторные тренажеры (зрительные метки); 2) чертежи и таблицы.
Ход урока
Урок сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение 1)
I. Организационный момент
Цель: активизировать внимание детей; для лучшего настроя на работу использую релаксационные упражнения.
- На перемене мы отдохнули, а сейчас нас ожидает серьезная работа: нам предстоит сделать еще одно важное математическое открытие. Я думаю, что оно может пригодиться каждому из вас. Закройте глаза и повторите: «Я внимательный, сдержанный, любознательный, аккуратный. Я все смогу. Я готов работать. Я преодолею все трудности». Упражнение «Подари улыбку гостям и одноклассникам».
II. Повторение
Цель: развитие навыка устного счета, учить доказывать, повторить формулы площади, периметра, объема, подвести к изучению новой формулы – формулы пути.
1. Новое всегда опирается на уже имеющиеся знания, поэтому начинаем урок с повторения.
- Вычислите удобным способом выражения, соединяя последовательно ответы. Определите, какая геометрическая фигура получится. (Ответы соединяем отрезками цветной бумаги.) На доске записаны выражения и ответы.
360 – 97 + 97 = (360)
18 + 19 + 20 + 21 + 22 = (100)
562 – (462 + 60) = (40)
2 х 18 х 5 = (180)
- Какая геометрическая фигура получилась? (Прямоугольник, квадрат.)
- Чем необычен квадрат? (У квадрата все стороны равны.)
2. По классу развешаны карточки с изученными формулами, названия формул на доске закрыты, открываются последовательно после прочтения их детьми. Использую технологию В.Ф.Базарного – визуальный поиск наглядного учебного материала.
- Вычислите: периметр квадрата со стороной 12 м.
- Как узнали? (12 м прибавили к 12 м, а потом умножили на 2; или 12 м умножили на 4.)
- Что помогло в вычислении? (Формула.)
- Найдите ее. (Все дети показывают на формулу рукой, один ученик вывешивает ее на доску.)
- Вычислите: площадь прямоугольника со сторонами 8м и 30м.
- Периметр прямоугольника со сторонами 8м и 12м. (Дети называют ответ и доказывают, как его нашли. По классу находят формулы и вывешивают на доску.)
- Какие формулы еще знаете? (Дети называют). Найдите их по классу.
На доске:
Периметр квадрата Р = а х 4
Периметр прямоугольника Р = (a + b) х 2 = a х 2 + b х 2
Площадь квадрата S = a х a
Площадь прямоугольника S = a х b
Объем параллелепипеда V = a х b х c
Деление с остатком a = b х c + r , r < b
Объем куба V = a х a х a
- Итак, как называются все эти записи? (Формулы.)
- Для чего они нам нужны? (Помогают решать задачи, находить площадь, периметр, объем фигур.)
3. Постановка проблемной ситуации перед детьми.
- А теперь решите такую задачу: мотоциклист проехал за 3 часа 90 км. С какой скоростью он двигался? (Ответы детей.)
- Как узнали? (90 км разделили на 3 часа.)
- Какая формула пригодилась для решения этой задачи? (Никакая.)
- Можно ли использовать данные формулы для решения задач на движение? (Нет.)
- Почему? (Другие величины.)
- Какие величины характеризуют движение? (На доску вывешиваются карточки с названием величин.)
Cкорость v |
Время t |
Расстояние s |
- А как же нам быть при решении задач на движение? (Надо вывести формулу.)
III. Сообщение темы урока. (Проблемная ситуация)
- Какова же тема нашего урока? (Составим формулу пути и будем решать задачи на движение.)
- Правильно. Мы сегодня познакомимся с формулой пути, связывающей величины: скорость, время и расстояние. Будем учиться использовать ее при решении задач на движение.
- А может, она нам не нужна? Может она не имеет практического значения? Давайте подумаем вместе. (Нужна.)
- Для чего, где можно применить эту формулу? (На соревнованиях, для составления расписания поездов, самолетов, автобусов и т.д.)
IV. Работа по учебнику
Цель: построить формулу пути, первичное закрепление.
1. Раскройте учебник на стр. 4, задание 1. (На доске чертеж и таблица, как в учебнике.) Фронтальная работа.
- Прочитайте задачу. Что такое аэросани? (Предположения детей.)
- Что такое 45 км/ч? (Скорость.)
- Что значит, едут со скоростью 45 км/ч? (Каждый час проезжают 45 километров. Движение равномерное.)
- Давайте заполним таблицу. Прошел 1 час, на какой отметке оказались аэросани? (На отметке 45 километров.) Как узнали? (Скорость умножили на время, 45 км/ч умножили на 1 час.)
- Прошел 2 часа, 3часа, …, t часов?
- Что заметили? (Время увеличивается, расстояние увеличивается, скорость постоянная.)
- Как мы находили расстояние? (Скорость умножали на время.)
- Какая формула получилась? (На доску вывешивается табличка с формулой: s = v xt.)
- Чем является в формуле величина s? (Произведением.)
- А величины v и t? (Множителями.)
- Расположите их в треугольнике.
- Объясните, что получилось? (Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время.)
- Зная эту формулу, можно вывести еще две формулы, какие? (Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время. Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.)
Итог: Мы вывели формулу пути. А может мы ошиблись? Как проверить правильность наших выводов? (Посмотреть в учебнике.)
2. Прочитайте внимательно правило на стр. 4 - 5. (Дети читают объяснение записи формулы пути.)
- Что-то новое узнали? (При записи величин движения используют строчные буквы v, t, s.)
- Почему? ( Чтобы не путать их с обозначением площади – S, и объема – V.)
- Молодцы! Зная эту формулу, будем решать задачи.
V. Физминутка
По углам класса развешаны карточки. Использую метод зрительно - координаторных тренажеров: упражнение со зрительными метками. Развивается внимание.
По команде учителя дети, стоя около парт, фиксируют взгляд на карточке, не более 5 - 7 секунд.
- Какие геометрические фигуры увидели на карточке № 3?
- Сколько божьих коровок на карточке № 2?
- Каких животных узнали на карточке № 1?
- Если они захотят устроить соревнование по бегу, кто из них победит? Почему? (Скорость больше.)
VI . Выполнение заданий на закрепление нового материала
Цель: Закрепить умение находить расстояние по данной скорости и времени.
Работа над заданием №2 (аналогичное заданию № 1) – дети второго ряда работают по цепочке.
- Движение какое? (Равномерное.)
- Что мы знаем? (Скорость и время.)
- Что надо найти? (Расстояние.) Как? (Скорость умножить на время.)
Задание 4. Цель: Учить детей, пользуясь формулой пути, находить величины s, t, v, их взаимосвязь.
а) Выполняется коллективно, на доске и в тетрадях. Один ученик объясняет и доказывает, как он нашел данную величину.
|
|
б) выполняется самостоятельно детьми, один ученик работает на индивидуальной доске.
Взаимопроверка: поменяйтесь тетрадями, проверьте у соседа правильность выполнения.
- Кто ошибся? О чем забыл? (Запись наименований у величин движения.)
3. Задание 5 по рядам – индивидуальная работа, сильный ученик оказывает помощь соседу.
Цель: Решить задачу, используя формулу пути.
Проверка фронтальная.
- Что известно? Что надо найти? Как?
Итог: Молодцы! Справились с этими заданиями.
- Кому было трудно, в чем испытывали затруднения? (Дети делятся своими проблемами.)
- Не огорчайтесь. Мы продолжим работу на следующих уроках, и вы сможете легко решать задачи на движение.
4. В заключение урока предлагаю вам вспомнить решение уравнений.
Задание 10 – дифференцированно: с уравнением под буквой б) справятся все, под буквой а) – нужно подумать, а под в) – нужно очень хорошо подумать. Выберите то уравнение, с которым вы справитесь. По классу развешаны карточки с ответами: 5, 6, 8, 4, 30, 60, 80, 50, 24, 35, 66.
- Кто правильно и первый решит уравнение, найдет карточку с ответом.
- Расположите ответы в порядке возрастания. Переверните другой стороной. Что получилось? (На обратной стороне карточек написано слово «молодцы».)
- А как бы вы оценили свое настроение и работу на уроке? Покажите жестом. (Использую прием рефлексии.)
VII. Домашнее задание
- Я думаю, вы хорошо потрудились на уроке, дома продолжите закрепление.
Задание 13 по вариантам. (Решение примеров с несколькими действиями.) Перед решением примера вспомните порядок выполнения действий. Будьте внимательны.
На стр. 4 - 5 выучите правило.
- Решение задач на движение, используя формулу пути. Кто испытывал на уроке затруднения, рекомендую выполнить задание 6 а), остальным ребятам – задание 7.
- А кто хочет заработать дополнительный плюс к пятерке – задание 9. (Нахождение объема параллелепипеда.)
VIII. Итог урока
- Что нового «открыли» мы для себя на уроке? (Формулу пути.)
- Чему важному учились? (Узнавать скорость, время, расстояние.)
- Как узнать, сколько метров проплывает окунь за 8 минут, если будет плыть со скоростью 80 м/мин?
- Если останется время, можно выполнить дополнительно задание 8 – решение задачи на движение.