Интегрированный урок в 5-м классе. Музыка + литература + изобразительное искусство по теме "Милая, добрая, нежная…"

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


Цель: Воспитание любви к матери через сравнительное восприятие произведений музыки, литературы, изобразительного искусства.

Задачи:

  • Cоздать условия для развития воображения и фантазии учащихся через перевод с информационно-логического в эмоционально-образное содержание образование.
  • Активизировать внутренние ресурсы учащихся, развивать творческое воображение, фантазию, необходимые для активного восприятия произведений искусства в повседневной жизни.
  • Развивать ассоциативное мышление школьников, умение сравнивать и сопоставлять, способность к рефлексии.
  • Способствовать становлению позитивного отношения к искусству, пробудив интерес ребёнка к произведениям искусства.

Музыкальный ряд:

  • “Здравствуйте, мамы!” (К.Ибряев, Ю.Чичков)
  • “Аве, Мария” Ф.Шуберта в исполнении Л.Паваротти

Зрительный ряд:

  • “Мадонна де Гранде” Р.Санти
  • “Мадонна де Велло” Р.Санти
  • “Сикстинская мадонна” Р.Санти

Литературный ряд:

  • “Аве Мария”, третья песня Эллен из поэмы В.Скотта “Дева озера” (перевод А.Плещеева)
  • Р.Гамзатов “Что знает мир большой о нашей маме…”
  • Л.Татьяничева “Мадонна”
  • Фрагменты сочинений ребят о маме

Игры:

img1.gif (80 bytes) Пластическое интонирование

img2.gif (62 bytes) Ассоциативная игра

img3.gif (86 bytes) Рефлексия – “Самостоятельное оценивание”

Ход урока

1. Организационный момент

(Музыкальное приветствие на интонациях песни К.Ибряева, Ю.Чичкова “Здравствуйте, мамы!”)

2. Объявление темы урока

(Чтение фрагмента из стихотворения С.Есенина.)

“Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись,
Слушай, под эту гармонику снежную
Я расскажу про свою тебе жизнь.”

– Ребята, к кому обращается поэт Сергей Есенин? ( К матери.)

– Сегодня мы с вами поговорим об образе матери в произведениях искусства.

3. Повторение ранее изученного материала (работа над песней)

(Проигрываю аккомпанемент к песне “Здравствуйте, мамы”.)

– На прошлом уроке мы с вами разучивали песню Юрия Чичкова “Здравствуйте, мамы”. Вспомните, какие чувства возникли у вас при исполнении? Опишите их. ( Нежность, радость, любовь…)

– Какие музыкально-выразительные средства помогают нам пережить такие светлые чувства? (Восходящая мелодия, песенно-танцевальный характер музыкального движения, постепенное динамическое развитие музыкальной фразы: от “р” до “f ”.)

? Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте (руки подняли вверх)

Все мамы планеты Земля (руки опустили вниз).

– На какое слово придётся кульминация в первой фразе? (На 3-ье слово здравствуйте”.)

– Как завершается фраза? (Затихает.)

– Почему к концу фразы поём тише? (Так как главное спели.)

Исполняем первую фразу и показываем направление мелодии вверх жестом, отражающим внутреннее эмоциональное состояние. По такому же принципу должна прозвучать и вторая фраза:

Пусть зорьки лучистые, ясные (руки подняли вверх)

Над вами восходят звеня (руки опустили вниз).

– На что обращаем внимание в припеве? (Слушаем басы в аккомпанементе, острое вступление – синкопа, разделяемся по голосам: мальчикидевочки):

М: “Говорим спасибо”

Д: “Мы, родные, вам.”

По такому же принципу исполняются вторая и третья фразы:

М: Ведь земля красива
С вами и моложе
Д: добротою мам.
и родней она,

Вместе: Ведь без вас не может наступить весна! (2 раза)

– Ребята, сейчас вы исполните песню. Кому вы хотели бы её посвятить? (Маме.)

– Какие чувства вы желаете вызвать своим исполнением? (Нежность, любовь, радость…)

img6.gif (157 bytes) – -звучит песня Ю.Чичкова “Здравствуйте, мамы” в исполнении класса.

Рефлексия “Самостоятельное оценивание”.

– Ребята, оцените своё исполнение по пятибалльной шкале – измерителя уровня результата при условии использования плюсов и минусов для большей объективности и широты оценочных возможностей. (Учащиеся оценивают своё исполнение и класса в целом.)

– Как вы думаете, вашим мамам понравилась бы песня Ю.Чичкова? (Ответы ребят.)

4. Работа по теме урока

“Милые, добрые, нежные…” ? наши мамы. В них начало нашей жизни. От них – и самая нежная ласка, и лучшая обнова. От них – тепло и радость в доме. Материнский напев остаётся с нами на всю жизнь. Только часто ли слышат мамы ответную песню любви?

– Вот уже 10 лет наша страна в последнее воскресение ноября отмечает ежегодный российский праздник День Матери, утверждённый указом президента РФ Б.Н.Ельцина от 30 января 1998 года № 120. В нашей школе также этот праздник отмечается проведением различных конкурсов, концертов, творческих мероприятий.

– Я знаю, что вы писали сочинения о маме. Мне они очень понравились. Какие чувства вдохновили вас на создание литературных портретов своих мам?

(Ответы детей, фрагменты сочинений зачитывают сами ребята).

5. Восприятие (рассматриваем картины)

– Мы с вами живём в третьем тысячелетии… Как вы думаете, ребята, какое событие было самым важным и отчего пошёл отсчёт нашего летоисчисления? (Рождение Иисуса Христа.)

– Подумайте о том, какая же это была великая женщина, подарившая нам Иисуса, и подберите название стихотворению, которое я сейчас прочту.

“…Наперекор изменчивой молве,
Художники прославили в веках
Не девушку с венком на голове,
А женщину с младенцем на руках.
Девичья красота незавершённа:
В ней нет ещё душевной глубины.
Родив дитя, рождается мадонна.
В её чертах миры отражены.”

(Ответы ребят…)

– Этому образу, образу Мадонны, многие художники посвящали свои произведения. Особенно прославился Рафаэль Санти. Художник жил и творил около пяти веков назад, и самые знаменитые “Мадонны” рождены его кистью. Сегодня мы с вами обратимся только к трём картинам и посмотрим, какими средствами Рафаэль Санти смог передать все те чувства, о которых вы здесь так хорошо говорили. (На доске представлены три репродукции Р.Санти, но все они завешаны листками бумаги. Открываем последовательно.)

– Итак, давайте посмотрим первую картину (открываю). Она называется “Мадонна де Гранде”. Художнику в момент написания картины было всего 20 лет. Но уже в таком юном возрасте его интересовал образ матери Иисуса Христа, образ Мадонны.

– Посмотрите, сколько здесь персонажей? (Два.)

– Какой фон у картины? (Чёрный.)

– Правильно, словно из тьмы, из небытия явился нам этот образ. Образ Мадонны выписан идеально, её черты прекрасны… А красный цвет её блузки, является одновременно центром картины, словно притягивает нас с вами своим теплом… И ребёнок протягивает свои ручки. Она совершила то, что ей было предрешено судьбой, и она счастлива. Повторюсь, художнику Р.Санти было всего двадцать лет.

Следующую картину, которую мы с вами рассмотрим, он уже написал в двадцать восемь лет. Картина называется (открываем вторую репродукцию) “Мадонна де Велло”.

– Изменился ли сюжет картины? Что нового появилось в ней? (Появился ещё один герой – Святой Иосиф, изменился фон.)

– Правильно, всё это как бы расширило наше пространство. Играющий и очень “земной” ребёнок приблизил нас к образу.

– Ребята, какие чувства у вас вызывает эта Мадонна, какой она вам кажется?

(Молода, красива, нежна…)

– Не правда ли, все эти слова можно отнести и к нашим мамам?

– А сейчас я вам “приоткрою” самую знаменитую мадонну Рафаэля. Картину, которую художник написал практически к концу жизни. А прожил он всего 37 лет, но успел оставить нам после себя целую галерею “Мадонн”. Итак, вот она – “Сикстинская мадонна”…

– Посмотрите, как изменился её образ, что совершенно новое появилось в выражении её лица? (Она обеспокоена, озабочена.)

– Правильно, её заботит судьба младенца, которого держит на руках. Она знает, чувствует, каким нелёгким будет путь её сына – Иисуса Христа. Как часто и мы с вами ловим такую же тревогу в глазах наших мам…

– Посмотрите на фон, который напоминает облака. Вглядитесь внимательно, я думаю, в этом заключена некая загадка знаменитой Мадонны. (Детские лица.)

– Да, вы правы, ребята, это не облака. Там –тысячи и тысячи детских головок, которые придут вослед Иисусу Христу… Такие же, как и мы с вами… И их примут такие же тёплые мамины руки, примут, обогреют и пустят в Путь…

6. Слушание музыки

– Сейчас мы обратимся ещё к одному образу мадонны, но уже музыкальному. Это песня австрийского композитора Франца Шуберт “Аве Мария”. Песня прозвучит в исполнении великого итальянского тенора Лучиано Паваротти.

(звучит “Аве, Мария” Ф.Шуберта)

“Аве, Мария! Пред тобой
Чело с молитвой преклоняю…
К тебе, заступнице святой,
С утёса мрачного взываю…
Людской гонимые враждою,
Мы здесь приют себе нашли…
О, тронься скорбною мольбою
И мирный сон нам ниспошли! ”

– Представьте себе, что вы рассказываете о песне “Аве, Мария” другу, который её не слышал. Вызовите у него желание её послушать. Постарайтесь передать в голосе настроение песни, подберите нужную интонацию. Начните словами:

Когда я слушаю песню “Аве, Мария”…(ассоциативная игра )

– Ребята, как вы думаете, есть ли на свете миссия более благородная, чем миссия быть Мамой? (Ответы ребят.)

– И закончить наш урок я хочу фрагментом из поэмы Расула Гамзатова:

“Что знает мир большой о нашей маме,
Хоть скромных подвигов её не счесть?
Какой художник красками, словами
Её опишет и воздаст ей честь…”