Оборудование: Компьютер с проектором, персональные компьютеры для поведения тестирования, карточки для проведения самостоятельной работой.
Приложение:
- Тестовая работа в тестовой оболочке «Краб». (Данное приложение можно получить по запросу у автора статьи.)
- Самостоятельная работа. (Приложение 1)
- Презентация к уроку. (Приложение 2)
Цели урока:
- закрепление пройденного материала по теме: «Сложение и вычитаний обыкновенных дробей»;
- развитие практических навыков решения уравнений, примеров и задач на сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями и смешанных чисел, на представление неправильных дробей в виде смешанных чисел и наоборот; развитие математического мышления;
- воспитание у учащихся познавательного интереса к предмету.
План урока:
- Организационный момент: (1 мин.)
- Решение уравнений по вариантам. (5-7мин.)
- Решение задачи на движение. (5-7 мин.)
- Разгадывание кроссворда. (5-7 мин.)
- Устная работа (2-3 мин.)
- Решение задачи на работу. (3-5 мин.)
- Решение задачи на нахождения периметра прямоугольника. (5-7 мин).
- Нахождение значений выражений по вариантам. (5-7 мин.)
- Устное решение уравнений. (3-5 мин.)
- Решение задачи
- Устная работа
- Нахождение значений выражений, содержащих десятичные дроби и смешанные числа по вариантам
- Выполнение тестовой работы. (8-10 мин.)
- Итог урока (1 мин)
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Сегодня мы с вами продолжаем изучение математики, путешествуя по сказкам. У нас повесть – сказка, с ее помощью мы повторим сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел.
А начинается она так.
«У одних родителей был мальчик. Звали его дядя Федор. Потому что он был очень серьезный и самостоятельный. В четыре года научился читать, а в шесть уже сам себе варил суп. В общем, он был очень хороший мальчик». [1]
Не продолжите сказку? Ну, а может, быть скажете, как она называется.
Повесть – сказка «Дядя Федор, пес и кот». (Слайд 2)
Автора этой повести вы узнаете, решив самостоятельно, уравнения по вариантам и назвав букву соответствующую его корню. (Слайд3)
2. Решение уравнений
Вариант 1 |
Вариант 2 |
|
Вариант 3 |
Вариант 4 |
|
(Слайд 4) Автор этой повести Успенский
Учитель. Продолжим нашу сказку. «И все было бы хорошо, только мама дяди Федора зверей не любила. Особенно кошек. А дядя Федор зверей любил, и у него с мамой всегда были разные споры. (Слайд 5)
А однажды было так. Идет себе дядя Федор по лестнице и бутерброд ест. Видит, на окне кот сидит и говорит дяде Федору: «Неправильно ты, бутерброд ешь» [1]. Так и познакомились.
Дядя Федор пригласил, кота жить к себе его мама очень сильно рассердилась и сказала: «Выбирай или кот, или я».
Дяде Федору кота было жалко, поэтому он с вечера сложил свои вещи в рюкзак, а утром когда мама с папой ушли на работу, написал им письмо и поехал с котом на автобусе в деревню». [1]
Решив, задачу комментированием мы узнаем, сколько же километров наши герои должны проехать на автобусе. (Слайд 6)
3. Решение задачи на движение
Задача 1. В пути дядя Федор и кот были два часа. В первый час они проехали км, во второй на км больше. Найдите весь путь.
Решение:
1) (км) – проехали за второй час.
2) (км) – весь путь.
Ответ: км весь путь.
4. Разгадывание кроссворда
Учитель: «Ехать, было, хорошо никто им не мешал разговаривать». [1]
По дороге они придумали для кота фамилию, которую вы мне назовете, разгадав кроссворд. (Слайд 7)
1. Знак арифметического действия.
2. Результат сложения.
3. Число, имеющее более двух делителей.
4. Натуральное число, которое имеет только два делителя.
5. Наименьшее общее кратное.
6. Результат вычитания.
7. Натуральное число, которое делится.
8. Натуральное число, на которое делится без остатка.
9. Наибольший общий делитель.
(Слайд8)
Учитель: Кот получил фамилию Матроскин.
«- Очень мне нравится эта фамилия, - сказал кот - она не дразнительная. Не то что, например, Иванов или там Петров.
- Чем это они дразнительные? - спросил дядя Федор.
- А тем, что всегда можно говорить: «Иванов без штанов, Петров без дров».
Тут автобус остановился, и они приехали в деревню.
Деревня красивая. Кругом лес, поля и речка. И народу в деревне живет очень мало, и пошли они себе дом подбирать» [1], а мы с вами поработаем устно.
5. Устная работа
Выполните цепочку вычислений. (Слайд 9)
6. Решение задачи на работу
Учитель: «И тут к ним пес подбегает. Лохматый такой, взъерошенный, весь в репейниках. (Слайд10)
- Возьмите меня к себе жить! – говорит, - Я буду дом охранять.
Кот долго не соглашался и только после того, как узнал, что пес жил у того же профессора, который его научил говорить, сказал – «Возьмем».
И пошли они выбирать дом. (Слайд 11)
Дальше…
Наутро дядя Федор, пес и кот дом в порядок приводили. Паутину сметали, мусор выносили, печку чистили. Особенно кот старался, а от Шарика пользы мало было. Он только носился от радости, лаял и чихал во все углы». [1]
Дядя Федор не выдержал и послал его в огород работать. А мы с вами решим задачу. (Слайд 12)
Задача 2. Дядя Федор может убрать дом за 5 часов, а кот Матроскин за 7 часов. Какая часть дома останется не убранной после двухчасовой совместной работы?
Решение:
Ответ: всего огорода осталось не убранной.
7. Решение задачи на нахождения периметра прямоугольника
Учитель: Вы помните, что Шарик трудился в огороде. Давайте, решим задачу, и узнаем, как он поработал. (Слайд 13)
Задача 3. Шарик прополол участок огорода прямоугольной формы, длина которого м, а ширина на м больше длины. Найдите периметр участка.
Решение:
Ответ: Периметр участка метра.
8. Нахождение значений выражений, содержащих смешанные числа по вариантам
Учитель: И пес заработал, так что только земля летела во все стороны. Проработав целый день, они мыться на речку отправились и, главное, Шарика купать. Он в воду залез, а дядя Федор его намыливал и шерсть расчесывал. А кот по берегу ходил и все грустил о разных океанах. Он же был морской кот, только воды боялся. Потом они пошли домой, навстречу им какой-то дядя бежит. Румяный такой, в шапке.
Ну, вы наверно догадались это еще один герой нашей сказки. (Слайд 14)
Почтальон Печкин. И очень нашим героям захотелось узнать сколько ему лет, а чтоб на него ответить решим примеры по вариантам, а результаты сложим. (Слайд 15)
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4.
+ + + = 51
Ответ: 51 год.
9. Устная работа
Учитель: Однажды кот говорит: (слайд 16)
- Что это мы все без молока и без молока? Так и умереть можно. Надо бы корову купить.
- Надо бы - соглашается дядя Федор. - Да где денег взять?» [1]
И решили наши герои клад искать, для этого они отправились в лес. А мы с вами поработаем устно. (Слайд 17)
Угадайте корень уравнения:
, , .
Переведите обыкновенную дробь или смешанное число в десятичную а десятичную в обыкновенную дробь или в смешанное число.
10. Решение задачи
Учитель: (Слайд 18) Пришли домой, посмотрели - очень денег много оказалось в сундуке. Не только корову – целое стадо можно купить, но решили корову сначала взять напрокат. Как решили, так и сделали. Через некоторое время привел Матроскин на веревке корову. Корова рыжая, мордастая и важная такая. Не сразу наши герои с ней подружились, но молока корова давала очень много. [1] Сколько? Вы ответите, решив, задачу комментированием. (Слайд 19)
Задача 4. Всего корова за три дня дает 30 литров молока. В первый второй день литра, во второй и третий литра. Сколько литров молока давала корова в каждый из этих дней?
Решение:
Ответ:
11. Устная работа
Учитель: «Так они жили дружно и весело, один Печкин не как с коровой не мог подружиться. И все думал, как же узнать, откуда мальчик дядя Федор в деревне появился. (Слайд 20)
Однажды решил дядя Федор домой письмо написать, увидел, что деревенские мальчишки змея в поле запускают, и к ним побежал, а коту велел письмо дописать, написав два предложения, кот услышал, что в подполе мыши заскреблись, и побежал он за пылесосом, а Шарику велел письмо дописать, и заканчивалось оно так «До свидания. Ваш сын» [1]
А как заканчивалось, письмо вы мне скажете, если правильно выполните устно следующую работу. Переведите смешанные числа в неправильные дроби, неправильные дроби в смешанные числа и назовите букву. (Слайд 21)
Учитель: «Прочитали родители дядя Федора это письмо и чуть с ума не сошли, они полчаса в себя приходили, все лекарства в доме выпили». [1] (Слайд 22)
12. Решение примеров, содержащих десятичные дроби и смешанные числа
«А затем написали 22 письма и разослали их во все деревни с названием «Простоквашино». И стали ждать ответ. Им ответил почтальон Печкин. И мама, и папа после этого стали в дорогу собираться» и как раз вовремя. Дядя Федор очень сильно простудился. (Слайд 23)
«И тут в дверь постучали. Это приехали папа и мама дяди Федора и сразу давай ему температуру мерить».
Какая была температура у мальчика, вы ответите, самостоятельно решив примеры по вариантам и сложив их результаты
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4.
9,3 + 11,3 +7,8 +10,6 = 38,9
Ответ: 38,9 градусов.
15. Выполнение тестовой работы
Учитель: Все наши герои принялись лечить дядю Федора и конечно подружились. И когда у мальчика спала температура, они стали собираться в город и на память всем подарили подарки и обещали часто приезжать в «Простоквашино». [1] (Слайд 24)
На этом наша сказка-повесть закончилась, а мы сейчас с вами выполним тестовую работу на компьютере. Часть учащихся (более слабая) получает самостоятельную работу. (Приложение 1)
16. Подведение итогов урока
Выставление оценок за тестовую работу в журнал.
Литература
1. Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот». Издательство «Детская литература» - Москва, 1985 г.
2. Н.Я. Виленкин и др. Математика 6 класс. Мнемозина - Москва, 2007 г.