Урок: «Исследование логарифмического уравнения».
Тип урока: Исследовательская работа.
Цель: Продолжить формирование исследовательских умений учащихся через решение логарифмических уравнений с параметрами; умения самостоятельно проводить исследования.
Оборудование: Карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель распределяет учащихся по группам, выдает каждой группе карточку с задачей и карточку предписаний, проводит инструктаж. Учитель формулирует задание для всех групп.
Формулировка предполагаемого задания:
При каких значениях a сумма loga(2x-1) и loga(2x-7) равна 1 хотя бы при одном значении x?
II. Работа в группах (носит дифференцируемый характер)
1 Группа
Группу составляют учащиеся с высокими учебными возможностями. В карточке предписаний для группы записаны только этапы исследовательской деятельности.
1.Проведите анализ условия задачи, которое необходимо решить. |
2 Группа
Группу составляют учащиеся с выше средними учебными возможностями. Раздается карточка предписаний, где проблема формируется учителем.
1. Проведите анализ условия задачи, которое необходимо решить.
5. Сформулируйте вывод. |
3 Группа
Группу составляют учащиеся со средними учебными возможностями. Решение исследовательской задачи они выполняют самостоятельно, но при необходимости могут обращаться за консультацией к учителю. В карточке предписаний записаны не только этапы исследовательской деятельности, но и план решения.
1. Проведите анализ условия задачи, которое необходимо решить. а) Произведите замену переменных: 2x=y, y Є ____; б) Уравнение примет вид: loga(___) + loga(___)=1; в) ООУ: г) loga(y-1)(___)=1; (y-1)(y-7)=___; ___ +7-a=0; D=_____ ; Y1,2= ; Y1=_____; y2=____; 5. Вывод. Заметим, что корень y=_____ удовлетворяет условию y>7 при всех a>0. Значит, решением является _____. |
4 Группа
Группу составляют учащиеся с низкими учебными возможностями. Решение задачи выполняют частично самостоятельно, при необходимости могут обращаться за консультацией к учителю.
1. Проведите анализ условия задачи, которое необходимо решить. 2. Проблема, над которой вы должны работать: «Найти значения a, при которых уравнение loga(2x-1) + loga(2x-7)=1 имеет хотя бы один корень». 3. Решите две частные задачи по плану: 1) Составьте логарифмическое уравнение при a=16; 2) Выполните необходимые преобразования логарифмического уравнения; 3) Произведите замену 2x=y, y Є ____; 4) Выполните преобразование и решите квадратное уравнение; 5) Найдите корни логарифмического уравнения; 6) Составьте логарифмическое уравнение, самостоятельно выбрав значения a, и решите его по заданному плану. 4. Выполните поставленную задачу по плану (вставьте пропуски): а) Произведите замену переменных: 2x=y, y Є ____; б) Уравнение примет вид: loga(___) + loga(___)=1; в) ООУ: г) loga(y-1)(___)=1; (y-1)(y-7)=___; ___ +7-a=0; D=_____; Y1,2= ; Y1=_____ ; y2=____ ; 5. Вывод. Заметим, что корень y=_____ удовлетворяет условию y>7 при всех a>0. Значит, решением является _____. |
Образец выполнения исследовательского задания.
Задача:
При каких значениях aсумма loga(2x-1) и loga(2x-7) равна 1 хотя бы при одном значении x?
Проблема:
Найти значения a, при которых уравнение loga(2x-1) + loga(2x-7)=1 имеет хотя бы один корень.
Сбор фактического материала (решение частных задач):
Пусть a=16, имеем уравнение log16 (2x-1) + log16(2x-7)=1;
log16(2x-1) (2x-7) = log1616;
(2x-1) (2x-7)=16.
Произведем замену переменных
2x=y, y>0, тогда (y-1)(y-7)=16:
Y2-y-7y+7-16=0;
Y2-8y-9=0;
D=64-4*1*(-9) =100;
Y1,2= ;
Y1=9; y2=-1.
y2=-1 не удовлетворяет условию y>0, таким образом, 2x=9, x=log29.
Решение проблемы (решение исходной задачи в общем виде):
Решить уравнение
loga(2x-1) + loga(2x-7)=1.
Произведем замену переменных
2x=y.
Из свойств показательной функции следует, что y Є (0; ).
Уравнение примет вид:
loga (y-1) + loga(y-7)=1;
При допустимых значениях a перейдем к равносильному равнению
loga (y-1)(y-7)=1;
(Y-1)(Y-7)=a;
Y2-8y+7-a=0.
Достаточно найти такие a, при которых хотя бы один корень полученного уравнения был больше 7. D=64-4(7-a) =64-28+4a=36+4a=4(9+a),
Y1,2= ,
Y1=; Y1,2=.
Из двух полученных корней условию y>7 удовлетворяет корень
Y= при a>0.
Значит, решением задачи являются все допустимые значения a.
Таким образом, a Є (0;1)(1;).
Вывод:
Сумма loga(2x-1) и loga(2x-7) равна 1 хотя бы при одном значении x, если
a Є (0; 1)(1;).
III. Анализ результатов решения предложенного задания по группам
Учащиеся формулируют проблему исследования предложенного задания. Из каждой группы приглашается один ученик, предлагается начать обсуждение решения задачи частных случаев: в группах II и III решение задачи при самостоятельно выбранном значении а; в IV группе рассматривается решение задачи при а=16. I группа показывает решение задачи в общем виде.
IV. Первичное закрепление
Учитель предлагает подобную задачу с частичным решением. При обсуждении учащиеся заполняют пропуски вместе с учителем.
Задача:
При каких значениях а сумма и не равна 1 ни при каком значении x?
Решение:
По определению логарифма: а > ____ , a≠_____ .
Решим обратную задачу, то есть найдем при каких а уравнение имеет хотя бы одно решение.
Преобразуем левую часть уравнения: . Сделаем замену переменных. Пусть .
Следовательно, y Є ______. Уравнение принимает вид: .
При допустимых значениях а перейдем к равносильному уравнению (y+2)(y+3)=_____. Из неравенства 0 < y < 1 следует: _____<(y+2)(y+3)<______. Значит, уравнение (y+2)(y+3)=а имеет корни только при _____<a<______. Уравнение не имеет корней при а Є ______.
Ответ: а Є ______.
V. Рефлексия (самооценка)
I этап: «Исследовательские умения»
Каждый ученик получает карточки с критериями оценивания исследовательской работы. Если ученик не справляется с выполнением I этапа «Исследовательские умения», или с каким- то его пунктом, то учитель ему в этом помогает или предлагает готовые формулировки, что учитывается при выставлении баллов. Каждое умение оценивается от 0 до 5 баллов.
II этап: «Специальные умения» (ученик выполняет самостоятельно).
– умение применять свойство логарифмов;
- умение записывать число в виде логарифма;
– умение решать показательные уравнения;
- умение решать квадратные уравнения;
-умение решать частные задачи;
– умение производить выборку корней.
Исследовательские умения |
||||||||
Цель |
Проблема |
План |
Осуществление |
Анализ |
Рефлексия |
Общий балл |
Отметка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Специальные умения |
||||||||
У1 |
У2 |
У3 |
У4 |
У5 |
У6 |
Общий балл |
Отметка |
Итог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица перевода баллов и процентов в отметку
отметка |
5 |
5 |
3 |
2 |
баллы |
30-27 |
26-23 |
22-15 |
14-0 |
проценты |
100-90 |
89-75 |
74-50 |
49-0 |
Каждое умение оценивается от 0 до 5, затем все баллы суммируются. В таблице приведен перевод для 6 умений, исходя из максимального балла 30.
VI. Задание на дом
Задание: При каких значениях а сумма и будет равна единице хотя бы при одном значении х?
Литература
1. Алгебра и начала анализа: дидактические материалы для 10-11 класса. М. И. Башмаков. М.:Дрофа.