Тема: «Путешествие в Древнюю Грецию» (повторительно - обобщающий урок по теме «Древняя Греция»)
Цели урока:
1. Расширить и углубить знания учащихся по истории Древней Греции на основе использования исторических источников и литературы.
2. Активизировать мыслительную деятельность учащихся, способствовать развитию умений и навыков познавательной деятельности, приобретенных на предыдущих уроках.
3. Повысить культуру общения у детей, воспитание бережного отношения к памятниками культуры.
Задачи:
1. Рассмотреть в нестандартной игровой форме следующие проблемы:
а) природа и географическое положение стран Древней Греции;
б) общественный строй в Древней Греции;
в) военно-политическая история страны;
г) религия и культура Древней Греции.
2. Выявить важнейшие закономерности и причинно - следственные связи в истории Древней Греции.
Оборудование:
1. Карты: «Древнейшие» «Древняя Греция»
2. Схема путешествия по Древней Греции.
3. Плакат «Боги Древней Греции»
4. Картографический материал к конкурсам.
5. Призы, лавровый венок для награждения победителя.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в Древнюю Грецию.
- Я долго думала, как можно необычно организовать наше путешествие. И вот на днях, придя утром на работу, на своем столе я обнаружила волшебный сундучок, а в нем была карта и послание нам с вами. Давайте прочтем?
Учащиеся: - Да! (Вместе.)
Учитель (читает): «Я, много раз совершивший путешествия в разные страны, совсем постарел, и дряхлые кости не дают возможности мне пройти путь в город мудрецов, который, зашифрован на этой карте.
Слышал я, что в школе № 8 г. Армавира есть знатоки истории Древней Греции, и решил доверить вам этот бесценный документ. Отправляйтесь в путь, дети мои, а мне потом отправьте послания о своих приключениях».
Учитель (обращается к учащимся): Ребята, это письмо отправил один из очень известных моряков, о путешествиях которого вы совсем недавно говорили на уроках истории и литературы? (Учащиеся, высказывая разные версии, приходят к выводу, что это Одиссей.) Ну что же, вы согласны совершить путешествие по карте Одиссея?
Учащиеся: - Да!
Учитель: - Тогда в путь. Давайте взглянем на карту. Смотрите, здесь есть еще и какой-то текст. (Учитель обращается к схеме, в левом верхнем углу которой написан отрывок из Панчатантры и читает его.)
«Никто еще одной могучей силой
Не стал велик и не бывал унижен.
Ведь в этом мире лишь дела людские
Несут почет или ведут к презренью»
- Замечательные слова, и они как нельзя лучше символизируют историю Древней Греции. Давайте возьмем их в качестве девиза нашего путешествия. А теперь в дорогу. Вы видите, что у нас на пути будет много преград, которые мы будем преодолевать в ходе различных конкурсов. За правильные ответы вы будете получать лавровый листок, и в конце нашего путешествия, тот из вас, кто наберет большее количество листков и станет почетным гостем города мудрецов. Кстати, почему лавровый лист выбран как приз? (Учащиеся отвечают, что из листа лавра в Древней Греции делали венок для победителя.)
Учитель: - Молодцы, ребята. Вот мы с вами и начали свое путешествие по морю «Общество». Сейчас двое из вас отправятся в разведку (будут выполнять
индивидуальные задания у доски), а с остальными мы проведем блиц - опрос. (Желающие выходят к переносным доскам и выполняют задания по карточкам.)
Учитель: - Итак, ребята, я задаю вам вопросы, касающиеся устройства жизни древнегреческого общества, а вы даете на них ответы:
- Демос - народ.
- Метеки - переселенец в Афины.
- Граждане - коренные жители Греции.
- Демократия - власть народа.
- Акрополь - холм.
- Агора - главная площадь Афин.
- Илоты - жители Лаконии, «захваченные».
- Хитон - рубаха из легкой ткани.
- Эллены - народ Греции.
- Стратег - военачальник.
- Дем - округ.
- Ареопаг - совет знати.
Учитель: - Теперь мы посмотрим, как справились со своей задачей разведчики. (Учитель вместе с учащимися анализируют ответы тех, кто работал у доски, за правильный ответ дается лист лавра.)
Учитель: - Мы с вами проплыли го морю «Общество», а теперь нужно обогнуть остров «Имена». На берегу нас встречают три стражника, но чтобы они разрешили нам посетить остров, мы должны внимательно выслушать слова, которые владыка острова приказал высечь на камне и ответить на два вопроса (записаны на доске).
- Как звали этого человека?
- Какими деяниями гордились?
• Этот, человек был архонтом, который записал древние обычаи, ставшие законом. Этот человек ввел и новые законы: по словам древних греков, они были «писанными чернилами, а кровью». За все преступления, включая такие ничтожные, как кража кисти винограда или овощей, полагалась смертная казнь. (Дракон)
• В 594 г. до н.э. знать и демос единодушно избрали его архонтом. Его наделили большой властью с тем, чтобы он положил конец кровавым раздорам и спас отечество. Происходил он из знатного рода, нужды не знал, но и богатым не был. О новом правителе говорили немало хорошего: был исключительно честен, одарен умом, писал стихи. Установил новые работы законы. Они были записаны на деревянных выбеленных досках в рост человека и выставлены для всеобщего ознакомления на городской площади. Что важного было в законах?
- Отменил жестокие законы Дракона.
- Повелел выкинуть долговые камни.
- Установил народный суд.
- Отпустил на волю всех должников.
В действительности же не угодил ни кому и навлек на себя ненависть большинства афинян. Он был вынужден покинуть Афины. (Солон)
• Он написал знаменитую греческую поэму. Древние греки глубоко чтили его и помнили тысячи строк из поэмы. Но сталась загадкой вся жизнь поэта. Существовала легенда, что он был слепым. (Гомер)
(После каждого выступления учащиеся дают ответы на поставленные вопросы, а учитель их комментирует.)
Учитель: Ну что, же, ребята остров «Имена» остался позади и у нас на пути новые препятствия. Здесь нам придется разделиться: часть из вас продолжит путешествие по реке «Карта». У вас на столах лежат контурные карты с заданиями. Вы выполняете эти задания в течение пяти минут, затем сдаете нашим гостям, которые оценят ваши работы и наградят призами.
Нам также необходимо преодолеть холм «Воин» и для этого понадобиться двое смельчаков, разбирающихся в военной истории Древней Греции. Кто желает? (два учащихся по желанию выходят к доске) Ребята, видите, что у подножия этого холма на карте прикреплен конверт с заданиями. Вскройте его, читайте задания и выполняйте их, но обязательно с использованием карты.
Через четыре минуты мы будем слушать ваши ответы. А с вами, ребята (обращается к основному классу), мы будем прокладывать дорогу через религиозный лес. Мы знаем, что путь через лес всегда труден, поэтому постараться придется каждому из вас. Для того чтобы пройти через религиозный лес, мы поиграем игру «Вспоминай-ка». Вас здесь фактически две команды: 1-й ряд — одна команда, 2-й ряд — вторая команда. Одна команда открывает имя любого бога на плакате, а вторая дает ответ на вопрос чему покровительствовал?
Учитель: - Мы уже почти выбрались из леса, но в конце пути Одиссей приготовил для нас каверзный вопрос. Известно, что греки приносили жертвы богам. Почему они так делали?
(Ответ: Древнегреческое общество было религиозным. Действиями богов греки объясняли дождь и засуху, морские бури, смену времен года, неурожаи, болезнь.)
Учитель: - Молодцы! Отряд, который шел через религиозный лес, справился со всеми трудностями. Насколько справились со своими заданиями группа, что работала контурными картами, оценят гости (эти учащиеся сдают свои работы). Теперь мы вместе с вами слушаем ответ тех, кто поднимался на холм «Воин».
(Учащиеся выслушивают ответы тех, кто работал с карточками у доски и анализирует их.)
- Ну что же, и эти трудности мы с вами преодолели, вновь вы объединились и вот впереди перед нами предстает залив чудес, где можно отдохнуть. Но долгожданный отдых нужно еще заслужить.
Страшное чудовище Алфавит преграждает нам путь и не подпускает нас до тех пор, пока не разгадаем мы его кроссворд. Ребята, сразимся с чудовищем?
Учащиеся: - Да!
Учитель: - Тогда скорее ищем ответы на вопросы кроссворда.
(Учащиеся разгадывают кроссворд.)
Учитель: - Вот мы с вами и оказались в заливе чудес. В Древней Греции было создано множество замечательных памятников, которые по праву называют чудесами света. Некоторые из них мы встретим, отдыхая на побережье. Но хранители этих памятников не пропустят к воротам города мудрецов, пока мы не выслушаем их повествования и не отгадаем, о каких чудесах идет речь?
1-й учащийся: Чудо света, которое я охраняю, было построено 550 г. до н.э. Это сооружение строилось почти 120 лет. Размеры его огромны: длина 110 и ширина 55 метров. Вокруг него возвышались два ряда каменных колон высотой 18 метров. Изнутри сооружение было облицовано мраморными плитами, а в центре главного зала стояло статуя богини, высотой 15 метров. Эта богиня у греков считалась идеалом женской красоты: она была столь прекрасна, что ей не нужно было и участвовать в известном состязании между Афиной, Афродитой и Герой. (Храм гр. Богини Афродиты.)
2-й учащийся: Я охраняю чудо света, которое находиться на юге Греции в храме. По праву считается четвертым чудом света. Когда Фидий воздвиг это сооружение пораженные зрители стали спрашивать: по чьему подобию он ее сделал? Сам же взошел на Олимп, чтобы увидеть, или он сошел с Олимпа, чтобы Фидию показаться? На этом великий скульптор отвечал, что изобразил бога согласно Гомеру.
Высота сооружения 37,5 стопы самого трона - 30 стоп, таким образом, высота - 12,5 метра.
3-й учащийся: Я охраняю чудо света, которое появилось в честь успешной обороны острова Родос. В III в. до н.э. на остров Родос напал македонский царь Димитрий. Однако одолеть свободолюбивых родовцев Димитрию не удалось. В память об этих событиях решили поставить большую статую на свете. Это шестое чудо света. Это сооружение простояло более 50-ти лет, вплоть до землетрясения в 225 г. до н.э. Почти тысячу лет лежала на берегу бухты расколотая статуя. В наши дни поговаривают о восстановлении древнего чуда.
Учитель: - Вот мы и прошли вместе с вами, путешествие по Древней Греции, тот путь, который нам указал Одиссей. Перед нами ворота города мудрецов, но войти в него могут только те ребята, которые набрали больше всего лавровых листов. Итак, кто одержал больше всего побед на пути к городу. Давайте подсчитаем?
(У кого больше всего лавровых листочков получает звание почетного гостя города мудрецов.)
(Выставление оценок за урок.)
Учитель: - Ребята, подошло к концу наше путешествие, и мы заканчиваем наш урок. И в конце я хочу задать вам один единственный вопрос: что дала Древняя Греции следующим поколениям? Что здесь появилось впервые?
(Следуют ответы учащихся.)
Учитель: - Мне хочется поблагодарить вас всех за участие на уроке.
Домашнее задание: написать послание Одиссею от имени участника путешествия.
Список литературы
1. Вигасин А.А., Годер П.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира (учебник);
2. Хрестоматия по истории древнего мира (сост. Е.А. Черкасова. М: Просвещение,1991 г.)
3. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. М.: Просвещение, 1986 г.
4. Никифоров Д.Н. Альбом по древней истории (Под редакцией А.В. Мишулина. М.Учпедгиз, 1948 г.)