Урок математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Разделы: Математика


Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Цели для учащихся:

  • обобщение и систематизация знаний изученного материала;
  • закрепление и осмысление изученного в виде соответствующих навыков и умений;
  • расширение сведений о приобретённых представлениях.

Цели для учителя:

  • расширение методической квалификации;
  • усовершенствование педагогической техники;
  • изучение психологических особенностей детей;
  • изучение педагогических способностей.

Задачи:

  • обучающие;
  • развивающие;
  • воспитывающие с учётом:

- формирования понятий по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»;
- отработки знаний, умений, навыков по данной теме;
- научности, достоверности изложенного материала;
- доступной логической формы изложения материала;
- профессионально – ориентированной направленности урока;
- изучение новых подходов к обобщению темы на основе сотрудничества учителя и учащихся;
- психологической стороны урока;
- раскрытия новых возможностей в изучении личности ученика.

Оборудование: доска, цветные мелки, наглядно-иллюстративный материал, дидактический материал.

Ход урока

Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, формулирует тему, поставленные цели.

- Друзья, мы сегодня совершим путешествие по городу МАСТЕРОВ. Целью нашего путешествия будет совершенствование своего мастерства при сложении и вычитании десятичных дробей. Вы сегодня – класс мастеров; вы всё сможете, вы самые умные, у вас всё получится.

Распахнулись двери города, а там – работа! Все показывают своё мастерство. Тут и мы не отстанем – покажем, что умеем.

Концентрация внимания – «улитка» (глазами к центру).

Начинаем мы своё путешествие с улицы Незнайки.

Работа:

а) устная

- увидеть и исправить ошибки: (задания на табличках для устного счёта, учитель при помощи детей исправляет ошибки - передвигает).

Улица Цирковая: проулок Клоунов – клоун решил пошутить и стёр несколько запятых, попробуем их восстановить:

- расставить запятые, чтобы равенства получились верными (задания записаны на доске, после ответов детей учитель цветным мелом делает отметку на доске):

32 + 18 = 5 3 + 108 = 4,08 736 - 336 = 4 57 – 4 = 1,7

Проулок Жонглеров – жонглировали буквами и перепутали их, попробуем восстановить прежний порядок (выполнив задание,  у учащихся получится слово – умница).

  3,2+1,8=
7,36-3,36=
1,08+3=
63-2,7=
2,8+7,5=
12,2-4,7=
 

Вот видите, прошли всего 1 улицу и 2 проулка,  а уже получили похвалу.

б) письменная

А теперь отправимся на улицу Учёных. Перед вами карточки с четырьмя примерами, решите их.

(Работа по карточкам; обратитьвнимание на результаты 1 и 2 примеров =3, =4,6; в 3 и 4 примерах обратить внимание на обязательную запись цифры 0 в разряде сотых).

Взаимопроверка.

На улице Цветочной около фонтана разбили цветник треугольной формы.

Вырастили красивые цветы. Решили огородить сеткой. Хватит ли 41,5 м сетки? (попробуйте увидеть два способа решения). (применяется сочетательное свойство).

На улице Здоровья позаботимся о глазах (несколько упражнений для  глаз).

На улице Шерлока Холмса живит сыщики и разведчик    (работа по индивидуальным карточкам ).

Уважаемый разведчик!  Расшифруй слово, используя код.

К=30,14 О=0,174 У=1,17 Д=10,15 Н=8,2 С=10,4 А=0,49 Р=29,15 К=7,5

1) 48,36 + Х = 78,5

     2)   У + 0,896 = 1,07

3) Х – 7,36 = 3,04

     4)   9 – У = 1,5

5) 0,74 – Х = 0,25

 

№ уравнения

1

2

3

4

5

буква

 

 

 

 

 

Итог:

1

2

3

4

5

к

о

с

к

а

Коска в переводе с греческого – запятая. Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый учёный средневековья аль-Коши  Джемшид Ибн Масуд, работавший в Самарканде в начале 15 века. Запись была 2|456. В России учение о десятичных дробях  изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году.

На улице Снежной всегда снег, давайте попробуем его расчистить.

(Дифференцированные задания на три группы;  снежинки заменить числами.)

1.

2.

3.

а) найди значение выражения:  2,346 + (72,07 – 0,597) = *
б) реши уравнение 93 – (71,8 - *) = 22,48

Подведение итогов:

Все мастера сегодня молодцы; вспомним,  о чём сегодня говорили, что нового узнали, где сделали акцент? Учитель сообщает оценки за урок. А закончить наше путешествие по городу мастеров хочется словами: «Ух, ты, дробь десятичная! Какая ты удобная и практичная! Будите место запятых знать, задачи любые сможете решать!»