Гимназический урок по математике в 8-м классе по теме "Познай себя"

Разделы: Математика


Цель: Показать способы развития способностей к обучению через тесты на IQ.

Задачи:

- определить, что есть тест на IQ;
- показать способы усиления концентрации внимания;
- помочь учащимся оценить свой творческий потенциал;
- повысить коммуникативные способности учащихся;
- дать возможность учащимся выявить свои способности в математике через специальный тест.

ХОД УРОКА

I. Ввод в тему

На доске:

«Познай себя!»

IQ

Ганс Юрген Айзенк

Положительные
качества

ЛИЧНОСТЬ

Отрицательные
качества

Учитель: «Познай себя!» - призыв, завещанный нам древними греками. Большинство людей испытывают живой интерес к своей личности. Какими качествами, чертами, на Ваш взгляд, должна обладать личность?

В диалоге с учащимися на доске появляется запись:

 

 

комплексы

 

 

способности

 

ЛИЧНОСТЬ

 

характер

 

интеллект

 

темперамент

 

Учащиеся и учитель рассуждают на тему: какую роль играет интеллект, умственные способности человека в его жизни; как определить или оценить свой интеллект.

Учитель: Способности и интеллект человека можно определить с помощью тестов, предлагаемых классиком современной психологии Гансом Юргеном Айзенком. Тестов на IQ. Что такое IQ?

После размышлений и обсуждения, обращаясь к словарю: Intellectualquotient (англ.) – показатель умственного развития, уровня имеющихся знаний и осведомленности, получаемых на основе различных тестовых методик.

Учитель: Система тестов впервые была разработана французским психологом А. Бине (1903 г.)

Тесты на IQ чрезвычайно популярны во всем мире. Они используются при поступлении в учебные заведения, на работу, даже при получении водительских прав.

Показываются виды тестов, например:

1. Для развития скорости мышления.

Серия букв А, В, Д, Ё, З – по какому принципу составлена?

2. На выбор лучшего решения.

Карлик живет на 20-м этаже небоскреба. Каждое утро он входит в лифт, нажимает нужную кнопку и спускается на 1-й этаж. Возвращаясь вечером с работы, он входит в лифт, нажимает кнопку и поднимается на 10-й этаж; потом он выходит из лифта и остаток пути поднимается пешком. Почему он не поднимается в лифте сразу на 20-й этаж?

Ответы: 1. Через одну. 2. Карлик не может дотянуться до кнопки 20-го этажа. Это решение лучше всех, т.к. учитывает условие задачи.

Учитель: Какими качествами, на ваш взгляд, необходимо обладать, чтобы успешно справляться с заданиями теста?

При решении тестов важны:

1) Положительные качества (заполняются на доске после обсуждения с учащимися):

- настойчивость;
- скорость мышления;
- собранность;
- старательность;
- умение включать «механизм» проверки.

Учитель: Чего следует избегать при выполнении теста?

2) Отрицательные качества (заполняются на доске после обсуждения с учащимися):

- небрежность;
- невнимательность;
- поверхностность;
- несобранность;
- недостаточная настойчивость;
- неумение осуществлять проверку.

Учитель: Запомните правила работы с тестами.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТЕСТАМИ

1. Не задерживайтесь слишком долго над задачей. Не знаете - перейдите к следующей.

2. Не сдавайтесь слишком легко.

3. Убедитесь, что вы поняли задание.

Примечание: В готовом виде ребятам ничего не дается. В процессе диалога рождаются ответы, что есть личность, качества, необходимые при решении тестов и т.д. Конспект урока на доске может немного отличаться от предлагаемого в данном уроке.

II. Практическая часть

Учащимся предлагается для тренировки небольшой математический тест, а заодно, выявить свой IQ по математике.

Каждый тест дается под определенным кодом - рисунком : солнышко, звездочка, снежинка и т.д. На доске таблица: такие же коды - в столбце и номера заданий теста - в строке таблицы. При работе с тестом, отвечая на задание, учащийся заносит свой ответ в таблицу. При этом доска с таблицей может быть закрыта (по желанию учащегося). В конце урока учитель дает правильные ответы. Подводится итог – рефлексия на урок, на самоощущения. По желанию учащихся их деятельность на уроке может быть оценена.

Математический тест (20 мин.)

1. Уравнения

В каждое из следующих уравнений необходимо вписать одно пропущенное число:

а) 8х7=14х(?)
б) 12+8- 21=16+(?)
в) 0,0625х8=0,25:(?)
г) 0,21:0,25=0,6х0,7х(?)
д) 256:64=512Х(?)

2. Цепи

Увидеть закономерность и вписать в пустой кружок нужное число (действия нахождения данного числа записать):

1)


2)


3)

3. Последовательности

В каждой строке записана числовая последовательность. Впишите в скобки числа, продолжающие эти последовательности.

а) 3;6;12;24; (…)
б) 81;54;36;24; (…)
в) 2;3;5; 9;17; (…)
г) 7;13;19;25; (…)
д) 9;16;25;36; (…)

4. «Пироги»

Впишите недостающее число в каждый пустой сектор (объясните найденную закономерность).

 

5. Матрицы

Впишите пропущенные числа в пустые квадраты. (Объяснить.)

 

6. Законы и формы

Формы данных фигур связаны с арифметическими действиями над числами внутри них. В каждом наборе числа, вписанные в фигуру, используются для получения числа, не вписанного в фигуру. Впишите в каждый ряд пропущенное число.

1)

2)

3)

7. Двойные квадраты

Числа каждого ряда составляют определенную последовательность. Найдите ее и впишите в пустые квадраты каждого ряда по два числа. Пример: числа в левых квадратах с каждым шагом увеличиваются на один. Числа в правых квадратах с каждым шагом увеличиваются вдвое.

8.

а) Если 42=Ах(А+1), то А=(…)
б) Если 162х98=ВхВ, то В=(…).