Цель: Показать способы развития способностей к обучению через тесты на IQ.
Задачи:
- определить, что есть тест на IQ;
- показать способы усиления концентрации внимания;
- помочь учащимся оценить свой творческий потенциал;
- повысить коммуникативные способности учащихся;
- дать возможность учащимся выявить свои способности в математике через специальный тест.
ХОД УРОКА
I. Ввод в тему
На доске:
«Познай себя!» |
IQ |
Ганс Юрген Айзенк |
Положительные |
ЛИЧНОСТЬ |
Отрицательные |
Учитель: «Познай себя!» - призыв, завещанный нам древними греками. Большинство людей испытывают живой интерес к своей личности. Какими качествами, чертами, на Ваш взгляд, должна обладать личность?
В диалоге с учащимися на доске появляется запись:
|
|
комплексы |
|
|
способности |
|
ЛИЧНОСТЬ |
|
характер |
|
интеллект |
|
темперамент |
|
Учащиеся и учитель рассуждают на тему: какую роль играет интеллект, умственные способности человека в его жизни; как определить или оценить свой интеллект.
Учитель: Способности и интеллект человека можно определить с помощью тестов, предлагаемых классиком современной психологии Гансом Юргеном Айзенком. Тестов на IQ. Что такое IQ?
После размышлений и обсуждения, обращаясь к словарю: Intellectualquotient (англ.) – показатель умственного развития, уровня имеющихся знаний и осведомленности, получаемых на основе различных тестовых методик.
Учитель: Система тестов впервые была разработана французским психологом А. Бине (1903 г.)
Тесты на IQ чрезвычайно популярны во всем мире. Они используются при поступлении в учебные заведения, на работу, даже при получении водительских прав.
Показываются виды тестов, например:
1. Для развития скорости мышления.
Серия букв А, В, Д, Ё, З – по какому принципу составлена?
2. На выбор лучшего решения.
Карлик живет на 20-м этаже небоскреба. Каждое утро он входит в лифт, нажимает нужную кнопку и спускается на 1-й этаж. Возвращаясь вечером с работы, он входит в лифт, нажимает кнопку и поднимается на 10-й этаж; потом он выходит из лифта и остаток пути поднимается пешком. Почему он не поднимается в лифте сразу на 20-й этаж?
Ответы: 1. Через одну. 2. Карлик не может дотянуться до кнопки 20-го этажа. Это решение лучше всех, т.к. учитывает условие задачи.
Учитель: Какими качествами, на ваш взгляд, необходимо обладать, чтобы успешно справляться с заданиями теста?
При решении тестов важны:
1) Положительные качества (заполняются на доске после обсуждения с учащимися):
- настойчивость;
- скорость мышления;
- собранность;
- старательность;
- умение включать «механизм» проверки.
Учитель: Чего следует избегать при выполнении теста?
2) Отрицательные качества (заполняются на доске после обсуждения с учащимися):
- небрежность;
- невнимательность;
- поверхностность;
- несобранность;
- недостаточная настойчивость;
- неумение осуществлять проверку.
Учитель: Запомните правила работы с тестами.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТЕСТАМИ
1. Не задерживайтесь слишком долго над задачей. Не знаете - перейдите к следующей.
2. Не сдавайтесь слишком легко.
3. Убедитесь, что вы поняли задание.
Примечание: В готовом виде ребятам ничего не дается. В процессе диалога рождаются ответы, что есть личность, качества, необходимые при решении тестов и т.д. Конспект урока на доске может немного отличаться от предлагаемого в данном уроке.
II. Практическая часть
Учащимся предлагается для тренировки небольшой математический тест, а заодно, выявить свой IQ по математике.
Каждый тест дается под определенным кодом - рисунком : солнышко, звездочка, снежинка и т.д. На доске таблица: такие же коды - в столбце и номера заданий теста - в строке таблицы. При работе с тестом, отвечая на задание, учащийся заносит свой ответ в таблицу. При этом доска с таблицей может быть закрыта (по желанию учащегося). В конце урока учитель дает правильные ответы. Подводится итог – рефлексия на урок, на самоощущения. По желанию учащихся их деятельность на уроке может быть оценена.
Математический тест (20 мин.)
1. Уравнения
В каждое из следующих уравнений необходимо вписать одно пропущенное число:
а) 8х7=14х(?)
б) 12+8- 21=16+(?)
в) 0,0625х8=0,25:(?)
г) 0,21:0,25=0,6х0,7х(?)
д) 256:64=512Х(?)
2. Цепи
Увидеть закономерность и вписать в пустой кружок нужное число (действия нахождения данного числа записать):
1)
2)
3)
3. Последовательности
В каждой строке записана числовая последовательность. Впишите в скобки числа, продолжающие эти последовательности.
а) 3;6;12;24; (…)
б) 81;54;36;24; (…)
в) 2;3;5; 9;17; (…)
г) 7;13;19;25; (…)
д) 9;16;25;36; (…)
4. «Пироги»
Впишите недостающее число в каждый пустой сектор (объясните найденную закономерность).
5. Матрицы
Впишите пропущенные числа в пустые квадраты. (Объяснить.)
6. Законы и формы
Формы данных фигур связаны с арифметическими действиями над числами внутри них. В каждом наборе числа, вписанные в фигуру, используются для получения числа, не вписанного в фигуру. Впишите в каждый ряд пропущенное число.
1)
2)
3)
7. Двойные квадраты
Числа каждого ряда составляют определенную последовательность. Найдите ее и впишите в пустые квадраты каждого ряда по два числа. Пример: числа в левых квадратах с каждым шагом увеличиваются на один. Числа в правых квадратах с каждым шагом увеличиваются вдвое.
8.
а) Если 42=Ах(А+1), то А=(…)
б) Если 162х98=ВхВ, то В=(…).