Задачи:
- привитие интереса к математике;
- пробуждение активной творческой мысли;
- развитие математического кругозора;
- привитие навыков коммуникативной культуры.
БЛИН – ШОУ
Развлекательно – познавательная программа для учащихся 5 – 6-х классов. (Организуется и проводится старшеклассниками.)
Оснащение:
1) большой круг солнца с лучами;
2) блины, молоко;
3) чучело Масленицы;
4) плакаты, выполненные детьми: «Блин не клин – брюха не распорет», «Без блинов – не масленица, без пирогов – не именины», «Не житье, а масленица», «Как на масляной неделе в потолок блины летели»;
5) репродукции картин Б.Кустодиева «Масленица», В,Сурикова «Взятие снежного городка».
«… Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красив и горяч, как горячее всепрогревающее солнце, блин полит растительным маслом – это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей». (А.И.Куприн)
Удлинился день, обильно закапало с крыш – к самому крыльцу подступил древний славянский праздник Масленица. Как говорили в старину, пора по горам покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.
Много славных и добрых праздников
Нам осталось от старины.
По традиции наших прадедов
Зиму мы проводить должны.По обычаям нашей сторонушки
На границе Зимы и Весны
Выпекают румяные солнышки –
Знаменитые наши блины.Будет пир!
На весь мир!
Но мудра поговорка у нас
Делу - время, потехе - час!Мы народную мудрость усвоили
И на деле – не на словах:
Развлекать мы вас приготовились,
Математику в союзники взяв.
Масленица – самый веселый и шумный народный праздник. Празднуют Масленицу на последней неделе перед Великим постом, который длится семь недель и заканчивается Пасхой. Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты ещё можно употреблять – вот и пекут блины масленые. Каждый день недели имеет свое название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать. Конечно, сейчас трудно соблюсти все обычаи и обряды, ведь масленичная неделя у нас – это обычная рабочая неделя. Но узнать о них будет интересно многим. Ведь Масленица – это не только блины, которые бывали в прежние времена и дома, и в гостях, и в трактире, и прямо на улице. В Масленицу долг каждого человека – помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это и направлены все масленичные традиции.
Понедельник – «встреча». В понедельник все встречали Масленицу, звали её, приглашали во двор.
Душа ль ты моя, Масленица,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь!
Приезжай ко мне в гости
На широкий двор.
На горах покататься,
В блинах поваляться.
В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки: чем дальше катятся салазки, тем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай, длиннее лен. А ещё для того, чтобы лучше росли растения, нужно кататься на качелях – чем выше, тем лучше. В старину москвичи Масленицу справляли у Красных ворот. И здесь сам царь Петр Великий открывал Масленицу и катался на качелях с офицерами.
Я предлагаю вспомнить, какую роль сыграл Петр Первый в развитии математической науки. При прямом участии Петра в России организуются первые светские школы, преподавание в которых носило ярко выраженную математическую специализацию. Царь Петр Первый понимал значение математики в военно – техническом обучении. Петр и сам был неплохим математиком. И если по-русски он писал с ошибками, то с чертежами и математическими приборами обращался свободно. В 14 лет он услышал от князя Долгорукого, что у того есть инструмент, которым можно брать дистанции и расстояния, не доходя до того места. Петр пожелал увидеть этот инструмент. И когда Долгорукий сказал, что он у него украден, то велел купить себе такой во Франции. Князь привез ему астролябию, а также готовальню с математическими инструментами. Голландец Тиммерман стал обучать Петра, и вскоре он знал математику в объеме, необходимом для квалифицированного инженера. Царь даже участвовал в составлении математических книг – редактировал первые издания знаменитой «Геометрии словенски землемерие» Якова Брюса. Царь был лично знаком и переписывался со знаменитым математиком того времени Г.В.Лейбницем.
Вторник назывался «заигрыши». В этот день дети и молодежь усаживали в санях чучело, изображающее Масленицу, надевали на него шубу шерстью вверх, шапку, подпоясывали кушаком, обували в лапти и возили по деревням. Когда темнело, молодежь устраивала общие вечеринки. На вечеринках пели, веселились, играли. Сейчас и мы поиграем.
Игра. Играют два ученика. На столе стоят пирамиды, цилиндры, призмы. Ученикам завязывают глаза, надевают варежки. Им необходимо перенести каждому на свой стул определенные геометрические тела, одному – пирамиды, другому – призмы.
За потеху и веселье всех угощаем блинами. После поедания блинов предлагаем решить задачу: «Бабушка печет блины. К приходу её внука из школы на тарелке лежат 17 блинов. Придя, внук тотчас же начинает их есть. Пока он ест четыре блина, бабушка подкладывает на тарелку 3 новых. Маленький обжора уходит, съев 24 блина. Сколько блинов осталось на тарелке? (На тарелке осталось 11 блинов.)
Среда – «лакомка». Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступали по поговорке: «Что есть в печи – все на стол мечи!».
Задача: Четырнадцать человек делят большой пирог. Первый берет себе 1/5 часть пирога, второй – 1/6 часть оставшегося. Эти двое с трудом съели свои порции, а остальные решили разделить остаток пирога поровну. Какая часть пирога досталась каждому из них? (Каждому досталась 1/18 часть пирога.)
Молодцы, справились с задачей. Пора и песню спеть.
Как на масленой неделе
Со стола блины летели,
И сыр, и творог –
Всё летело под порог!Как на масленой неделе
Из печи блины летели.
Весело было нам!
Весело было нам!Как на масленой неделе
В потолок блины летели.
Ой, блины мои, блины,
Блины масленые…
А как вы думаете, почему длины круглые? Какие бывают блины? С чем их едят?
Задача:Мама напекла блинов с разной начинкой: 20 с мясом, 10 – с творогом, 15 – с повидлом. Какое наименьшее количество блинов надо взять (разламывать нельзя), чтобы среди них обязательно оказался блин с повидлом? (31 блин.)
Четверг назывался широкий или разгуляй. Веселье усиливалось. Днем молодежь веселилась на улице, разгуливая с песнями и гармониками или устраивая хороводы. Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивались катания на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке).
Задача:Разбейте циферблат часов, на котором нанесены числа от 1 до 12 (арабские), с помощью отрезков на три части таким образом, что сумма чисел в каждой из этих частей была одной и той же.
(11 + 12 + 1 + 2 = 9 + 10 + 3 + 4 = 8 + 7 + 6 + 5)
Игра «Жмурки с колокольчиком». Для игры понадобится небольшой колокольчик, две повязки на глаза, полотенце. Двум участникам завязывают глаза, одному привязывают колокольчик к ноге, второму дают в руки полотенце. Кто водит, а кто убегает, можно выяснить с помощью считалочки:
Как у нас на сеновале
Две лягушки ночевали.
Утром встали, блины съели,
И тебе водить велели.
По сигналу ведущего игрок с колокольчиком убегает от противника, который старается «осалить» его полотенцем. Болельщики игрока с колокольчиком пользуются правом подсказки. Когда игрок с полотенцем подходит близко к противнику, они кричат «Огонь!» и тем самым предупреждают своего игрока. Игра продолжается недолго, затем выходит другая пара.
Пятница – «тёщины вечерки», отдыхали, судачили, блинами отъедались. А какие же продукты нужны, чтобы испечь блины?
Игра. Приготовлены карточки с названиями различных продуктов. Игрокам необходимо выбрать те, из которых готовят блинное тесто.
Задача. Масса бидона с молоком 32 кг, без молока – 2 кг. Какова масса бидона, заполненного молоком наполовину? (17 кг)
Задача. Из корзины яиц взяли половину всего количества яиц, потом еще половину остатка, затем половину нового остатка и, наконец, половину следующего остатка. В итоге, в корзине осталось 10 яиц. Сколько яиц было первоначально в корзине? (160 яиц)
В субботу устраивали «посиделки». В эти дни ходили кродственникам в гости на блины. В городах устраивали балы, маскарады.
Посмотрите, к нам Баба Яга на метле мчится.
Баба Яга:
Я – Бабусенька,
Я – Ягусенька.
На метле летаю, страху нагоняю.
В праздник я не буду злой,
Стану доброй, озорной.
Дети (хором):
Бабка-Ёжка, костяная ножка!
С печки упала, ножку сломала.
Игра. Все дети становятся в круг. Баба – Яга показывает на детей, они называют числа от 1 до 30. Но если число делится на 3, они его не называют, а трижды топают ногой.
В воскресенье народ прощался с Масленицей. И день этот называли «проводы,прощеный день». В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды. Дети обязательно просили прощения у родителей за шалости и непослушание. И, облегчив душу, все весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу.
- Масленицу провожаем – весну встречаем.
- С крыши капели, грачи прилетели.
- Воробьи чирикают, они весну кликают.
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица широкая.Ты не в среду пришла
И не в пятницу,
Ты пришла в воскресенье,
Всю недельку веселье.Блины масляные,
Шаньги мазаные.Мы катаемся с горы
От зари и до зари.
А сегодня, в воскресенье,
Наше кончилось веселье.Прощай, прощай,
Наша Масленица!
Подведение итогов, вручение подарков – сувениров.
Литература
- «Весенние мотивы». Серия «Праздник в школе». Минск, ИООО «Красико – Принт», 2003.
- Волина В.В. «Праздник числа». Москва, «Знание», 1994.
- Заболотнева Н.В. «Олимпиадные задания по математике. 5 – 8 классы». Волгоград, «Учитель», 2005.
- «Семья принимает гостей». Москва, «Культура и традиции», 1996.
- Сухова З.В. «Юности честное зерцало…». Журнал – сборник сценариев для библиотек «Читаем, учимся, играем». Выпуск №8, 2003.
- Фарков А.В. «Математические олимпиады в школе. 5 – 11 классы». Москва, «Айрис – пресс», 2006.
- Чудакова Н.В. «Энциклопедия праздников». Москва, «АСТ», 1997.
«АБСОЛЮТНАЯ ВЕРШИНА В СОВРЕМЕННОЙ МАТЕМАТИКЕ»
1 ведущий. «Абсолютная вершина в современной математике» - удачная метафора академика Б.В.Гнеденко, точно характеризующая творческий облик Андрея Николаевича Колмогорова, одного из замечательнейших математиков ХХ века.
2 ведущий. Широта научного кругозора и разнообразие научных устремлений Андрея Николаевича уникальны. Несомненно, впечатляет даже простое перечисление названий освоенных им современных разветвлений математической науки, обогащенных результатами его собственных исследований и открытий:
1. Метрическая теория функции.
2. Математическая логика.
3. Геометрия.
4. Функциональный анализ.
5. Топология.
6. Теория приближений.
7. Дифференциальные уравнения.
8. Теория стрельбы.
9. Теория информации.
10. Теория вероятностей.
11. Случайные процессы.
12. Математическая статистика.
1 ведущий. Родился Андрей Николаевич Колмогоров 25 апреля 1903 года. Мама его умерла в этот же день. А мальчика назвали в честь любимого ею литературного персонажа.
Вопрос первой тройке игроков: «Назовите фамилию этого литературного героя». (Болконский)
2 ведущий.Воспитывали Андрея тётушки, материны сёстры. Они развивали в ребенке любознательность и интерес к книгам, наукам, природе. Сёстры Колмогоровы устроили в своем доме маленькую школу, в которой велись занятия с десятком детей разного возраста. В школе издавался рукописный журнал.
Задание второй тройке игроков: «Как назывался этот журнал?» («Весенние ласточки».)
1 ведущий.Математический раздел в этом журнале поручили пятилетнему Андрею. Впоследствии Андрей Николаевич рассказывал, что еще до поступления в гимназию он любил придумывать задачи, подмечал интересные свойства чисел. Эти «открытия» публиковались в домашнем журнале. Вот одно из «открытий» шестилетнего Колмогорова. Он заметил, что:
12 = 1; 22 = 1 + 3; 32 = 1 + 3 + 5; 42 = 1 + 3 + 5 + 7.
Предлагаем вам дома проверить, выполняется ли это свойство для квадратов нескольких следующих чисел. Попробуйте сформулировать это свойство.
2 ведущий. В доме Колмогоровых Андрея приучали к труду: мальчик заготавливал дрова на зиму, собирая сучья в саду, участвовал в сельскохозяйственных работах, пришивал пуговицы к своей одежде. Так вот из практики произошла такая задача: «Сколькими способами можно пришить пуговицу, имеющую четыре дырочки?» Для решения задачи считалось обязательным, чтобы ни одна дырочка не оставалась свободной. Уважаемые зрители, предлагайте, пожалуйста, свои способы. (Проводится игра со зрителями. Пуговицы-кружочки заготовлены заранее.)
1 ведущий. Во время учебы в гимназии Андрей увлекался биологией, физикой, математикой, социологией, любил играть в шахматы. В 17 лет перед Андреем встала проблема: в каком ВУЗе продолжить образование? Свой первый научный доклад он сделал не по математике.
Вопрос третьей тройке игроков: «Назовите область знаний, в которой Андрей выполнил самостоятельную научную разработку». (История.)
2 ведущий. Известный историк, профессор С.В.Бахрушин признал ценность работы Андрея и ободрил начинающего исследователя. Но когда юноша спросил профессора, нельзя ли ему опубликовать свой результат, он получил такой ответ: «Ну, что Вы, молодой человек! Вы же нашли пока только одно доказательство. Для историка этого мало. Нужно по крайней мере пять доказательств». Возможно, что разочарование, испытанное в эту минуту, и повлияло на решительный поворот его устремлений в сторону математики, где для установления истины достаточно одного доказательства.
1 ведущий. В 1920 году Андрей поступает на физико-математический факультет МГУ. Главной фигурой среди математиков в те годы, центром притяжения большинства любознательных студентов был профессор Николай Николаевич Лузин. Уникальный и неповторимый коллектив молодежи, жившей радостной, напряженной, насыщенной математической жизнью, имел своё название.
Задание для финальной игры: «Как называли себя студенты и аспиранты – участники семинаров и бесед – общений с Н.Н.Лузиным?» (Лузитания.)
2 ведущий.В 60 – 80-е годы главное место в творческой жизни Андрея Николаевича Колмогорова занимала плодотворная деятельность в области школьного математического образования. Он любил работать с учащимися, проявляющими интерес и способности к математике. Для них организовывал летние школы, олимпиады, факультативные курсы. По его инициативе и настойчивости был создан журнал «Квант». Предметом особой гордости Андрея Николаевича стал знаменитый 18-й интернат в Москве, созданный для того, чтобы наиболее способные и заинтересованные школьники из небольших городов и поселков смогли получить углубленное физико-математическое образование на столичном уровне. В интернатском гимне есть такие строки:
Здесь ученого элемента
Плотность очень велика:
Аспирант и полдоцента
На процент ученика.
Суперигра. Назовите автора этого гимна. (Ю. Ким)
1 ведущий. Современные ученики 10-11-го классов три раза в неделю общаются с Андреем Николаевичем. Учебник «Алгебра и начала анализа. 10 - 11 классы» под редакцией А.Н.Колмогорова выдержал уже несколько изданий.
Литература
- «Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов» под редакцией А.Н.Колмогорова, Москва, «Просвещение», 2007.
- Виленкин Н.Я. и другие «Математика. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений». Москва, «Мнемозина», 2004.
- Кордемский Б.А. «Великие жизни в математике». Москва, «Просвещение», 1995.
- «Я познаю мир. Детская энциклопедия. Математика». Москва, «Просвещение», 1999.