Административные правонарушения в области охраны природной среды

Разделы: Внеклассная работа


Ожидаемые учебные результаты

После этого занятия учащиеся смогут:

Знания

  • назвать нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в области охраны природы

Умения и навыки

  • соотносить конкретный юридический казус с определенной статьей КоАП

Отношения, ценности,внутренние установки

  • выразить свое отношение к необходимости принятия и соблюдения законов, охраняющих природную среду

Основные используемые понятия

  • Административное правонарушение
  • КоАП
  • Красная книга
  • Заповедник

Основная деятельность на занятии

Работа в малых ролевых группах, решение казусов

Ресурсы к занятию

  • Столы расставить так, чтобы создать несколько рабочих групп (в зависимости от количества учащихся)
  • Карточки с казусами для групп
  • КоАП
  • УК
  • Карточки с названием ролей для театра- экспромт.

План занятия (45 мин.)

  1. Мотивация (7 мин.) театр- экспромт “Лесная поляна
  2. Объявление темы занятий, учебных результатов, хода занятий (2мин.)
  3. Новый материал (5 мин.)

Краткая характеристика административно-правовых нарушений в области охраны окружающей природной среды. Знакомство с гл. 8 КоАП .

  1. Интерактивная часть (25 мин.)
  • Работа в малых ролевых группах с казусами и со статьями КоАП.
  • Формирование групп (1 мин.)
  • Разъяснение задания, распределение казусов (2 мин.)
  • Выполнение задания учащимися (7 мин.)
  • Презентация работы групп и консультация “ юристов” (15 мин.)
  1. Подведение итогов занятия (5 мин.)

– Что мы делали на занятии?

– Что нового узнали?

– Какие трудности у вас были во время игры?

– Почему ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды предусмотрена не только статьями КоАП , но и статьями УК ?

– Важно ли вам было узнать об ответственности за правонарушения в области природоохраны?

 Ход занятия

(Пояснения к отдельным элементам плана занятия.)

1. Мотивация

Театр-экспромт “ Лесная полянка” (Заранее приготовленные карточки с названиями ролей раздаются учащимся. Текст зачитывается вслух. Участники (лучше задействовать всех учащихся) исполняют свои роли по ходу действия:

Лесная полянка. Она похожа на красивый ковер, вытканный доброй феей: мягкая зеленая травка, цветы (синие, желтые, красные). Вокруг поляны стоят деревья и кустарники: осинки, березки, елочки, шиповник, рябинка, старый кедр. Дует легкий ветерок. Деревца приветствуют его шелестом листьев, покачиванием веток. Муравьи-трудяги построили на полянке свой домик. Бабочки летают с цветка на цветок. В ветвях кедра гнездо птички, в котором, открыв рты, ждут маму голодные птенцы. Торопится, летит мама-птица, несет детям крупного червяка.

Под корнями кедра соорудил себе нору осторожный барсук. Сейчас он отдыхает.

С громкими криками на полянке появляется группа ребят (3-4 чел.).

Они поймали бабочек и посадили их в большую банку. Сорвали цветы. Разорили муравейник. Возле норы барсука развели костер. Срубили деревца, сделали из них шалаш и утомленные прилегли отдохнуть.

В это время усиливается ветер, от его дуновения все сильнее разгорается костер. Чихает, задыхается в своей норе барсук. Тревожно летает вокруг своего гнезда птица, кричат испуганные птенцы. Совсем погибла бы полянка, если бы ни тучка. Подгоняемая ветром, она принесла с собой дождь, который затушил костер.

По окончании “спектакля” несколько вопросов:

– Кто обитал на полянке до прихода ребят?

– Что делали дети на поляне? Какую пользу или вред они принесли своим вторжением?

– Кого или что спас дождь?

– А что уже невозможно было спасти?

– Часто ли вы или ваши знакомые, придя в лес, поступаете подобным образом?

– Нужно ли наказывать людей за подобное отношение к природе?

2. Объявление темы занятия

(Перед объявлением возможно небольшое вступление: “Сегодня мы узнаем, существует ли в российском законодательстве наказание для тех, кто “обижает” природу. Какие нормативно-правовые акты предусматривают ответственность за подобные правонарушения.) Итак, тема нашего занятия: …

3. Новый материал

Краткая характеристика административных правонарушений в области охраны окружающей природной среды дается в процессе знакомства с названиями статей главы 8 Кодекса об административных правонарушениях.

4. Интерактивная часть

  1. Формирование групп (по 4–5 чел.)
  2. Разъяснение задания .Получив карточку с юридическим казусом, несколько человек из группы готовятся проинсценировать описанные события. Остальные участники группы (“юристы”) работают с КоАП РФ, определяя являются ли действия граждан правомерными или противоправными и с какой статьей их можно соотнести.
  3. Выполнение задания.

Предлагаемые юридические казусы:

  • Огнев и Искорцева после окончания школы устроили пикник в лесу и развели костер. От костра неожиданно загорелся сухостой. Огнев и Искорцева пытались потушить пожар, но не смогли. В результате значительная часть соснового леса выгорела.
  • Гражданки Цветкова и Рублева в лесу, который недавно объявлен национальным парком, рвали ландыши (ландыши занесены в Красную книгу) с целью их продажи на рынке.
  • Ребята ходили по лесу и от нечего делать разоряли гнезда, муравейники, кидали камни в норы животных. Они были задержаны лесником.
  • Двое братьев любили ездить на рыбалку с лодкой и сетью на заповедное озеро. Однажды их на месте лова остановил инспектор рыбоохраны.
  • Граждане Дровосеков и Пильников без лесорубочного билета (ордера) заготавливали древесину на строительство.
  1. Презентация работы групп и консультация “юристов”.

Участники каждой группы представляют “свой” казус. Ребята, работавшие с УК и КоАП РФ, объясняют данную ситуацию с точки зрения закона и, по возможности, пытаются определить, какую ответственность понесут правонарушители.

5. Подведение итогов (рефлексия)