Ожидаемые учебные результаты
После этого занятия учащиеся смогут:
Знания
- назвать нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в области охраны природы
Умения и навыки
- соотносить конкретный юридический казус с определенной статьей КоАП
Отношения, ценности,внутренние установки
- выразить свое отношение к необходимости принятия и соблюдения законов, охраняющих природную среду
Основные используемые понятия
- Административное правонарушение
- КоАП
- Красная книга
- Заповедник
Основная деятельность на занятии
Работа в малых ролевых группах, решение казусов
Ресурсы к занятию
- Столы расставить так, чтобы создать несколько рабочих групп (в зависимости от количества учащихся)
- Карточки с казусами для групп
- КоАП
- УК
- Карточки с названием ролей для театра- экспромт.
План занятия (45 мин.)
- Мотивация (7 мин.) театр- экспромт “Лесная поляна
- Объявление темы занятий, учебных результатов, хода занятий (2мин.)
- Новый материал (5 мин.)
Краткая характеристика административно-правовых нарушений в области охраны окружающей природной среды. Знакомство с гл. 8 КоАП .
- Интерактивная часть (25 мин.)
- Работа в малых ролевых группах с казусами и со статьями КоАП.
- Формирование групп (1 мин.)
- Разъяснение задания, распределение казусов (2 мин.)
- Выполнение задания учащимися (7 мин.)
- Презентация работы групп и консультация “ юристов” (15 мин.)
- Подведение итогов занятия (5 мин.)
– Что мы делали на занятии?
– Что нового узнали?
– Какие трудности у вас были во время игры?
– Почему ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды предусмотрена не только статьями КоАП , но и статьями УК ?
– Важно ли вам было узнать об ответственности за правонарушения в области природоохраны?
Ход занятия
(Пояснения к отдельным элементам плана занятия.)
1. Мотивация
Театр-экспромт “ Лесная полянка” (Заранее приготовленные карточки с названиями ролей раздаются учащимся. Текст зачитывается вслух. Участники (лучше задействовать всех учащихся) исполняют свои роли по ходу действия:
Лесная полянка. Она похожа на красивый ковер, вытканный доброй феей: мягкая зеленая травка, цветы (синие, желтые, красные). Вокруг поляны стоят деревья и кустарники: осинки, березки, елочки, шиповник, рябинка, старый кедр. Дует легкий ветерок. Деревца приветствуют его шелестом листьев, покачиванием веток. Муравьи-трудяги построили на полянке свой домик. Бабочки летают с цветка на цветок. В ветвях кедра гнездо птички, в котором, открыв рты, ждут маму голодные птенцы. Торопится, летит мама-птица, несет детям крупного червяка.
Под корнями кедра соорудил себе нору осторожный барсук. Сейчас он отдыхает.
С громкими криками на полянке появляется группа ребят (3-4 чел.).
Они поймали бабочек и посадили их в большую банку. Сорвали цветы. Разорили муравейник. Возле норы барсука развели костер. Срубили деревца, сделали из них шалаш и утомленные прилегли отдохнуть.
В это время усиливается ветер, от его дуновения все сильнее разгорается костер. Чихает, задыхается в своей норе барсук. Тревожно летает вокруг своего гнезда птица, кричат испуганные птенцы. Совсем погибла бы полянка, если бы ни тучка. Подгоняемая ветром, она принесла с собой дождь, который затушил костер.
По окончании “спектакля” несколько вопросов:
– Кто обитал на полянке до прихода ребят?
– Что делали дети на поляне? Какую пользу или вред они принесли своим вторжением?
– Кого или что спас дождь?
– А что уже невозможно было спасти?
– Часто ли вы или ваши знакомые, придя в лес, поступаете подобным образом?
– Нужно ли наказывать людей за подобное отношение к природе?
2. Объявление темы занятия
(Перед объявлением возможно небольшое вступление: “Сегодня мы узнаем, существует ли в российском законодательстве наказание для тех, кто “обижает” природу. Какие нормативно-правовые акты предусматривают ответственность за подобные правонарушения.) Итак, тема нашего занятия: …
3. Новый материал
Краткая характеристика административных правонарушений в области охраны окружающей природной среды дается в процессе знакомства с названиями статей главы 8 Кодекса об административных правонарушениях.
4. Интерактивная часть
- Формирование групп (по 4–5 чел.)
- Разъяснение задания .Получив карточку с юридическим казусом, несколько человек из группы готовятся проинсценировать описанные события. Остальные участники группы (“юристы”) работают с КоАП РФ, определяя являются ли действия граждан правомерными или противоправными и с какой статьей их можно соотнести.
- Выполнение задания.
Предлагаемые юридические казусы:
- Огнев и Искорцева после окончания школы устроили пикник в лесу и развели костер. От костра неожиданно загорелся сухостой. Огнев и Искорцева пытались потушить пожар, но не смогли. В результате значительная часть соснового леса выгорела.
- Гражданки Цветкова и Рублева в лесу, который недавно объявлен национальным парком, рвали ландыши (ландыши занесены в Красную книгу) с целью их продажи на рынке.
- Ребята ходили по лесу и от нечего делать разоряли гнезда, муравейники, кидали камни в норы животных. Они были задержаны лесником.
- Двое братьев любили ездить на рыбалку с лодкой и сетью на заповедное озеро. Однажды их на месте лова остановил инспектор рыбоохраны.
- Граждане Дровосеков и Пильников без лесорубочного билета (ордера) заготавливали древесину на строительство.
- Презентация работы групп и консультация “юристов”.
Участники каждой группы представляют “свой” казус. Ребята, работавшие с УК и КоАП РФ, объясняют данную ситуацию с точки зрения закона и, по возможности, пытаются определить, какую ответственность понесут правонарушители.