Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство по признаку глухости-звонкости

Разделы: Начальная школа


Тема занятия: «Дифференциация звуков, имеющих  акустико-артикуляционное сходство по признаку глухости – звонкости».

Цели и задачи:

1) Уточнение и сравнение артикуляции звуков [Т] - [Д]:

- развитие сложных форм анализа и синтеза на примере слов со звуками [т] - [д], [т,] - [д,];
- развитие навыков слогового анализа,
- обозначение звуков [т]-[д] буквами “т” - “д”;
- написание слов с парными по глухости – звонкости согласными.

2) Активизация словарного запаса по теме «Овощи».

3) Развитие мышления – сравнение предметов по заданным признакам, анализ, обобщение.

4) Воспитание навыков самоконтроля за устной и письменной речью.

Оборудование:

- звуковые профили, буквы «Т» - «Д» печатные и рукописные;
- предметные картинки, карточки, тетради, ручки.

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Работа по теме занятия

1. Сравнение звуков [Т]- [Д]:

а) характеристика - сходство (согласные, твёрдые), различие ([т] - глухой, [д] - звонкий);

б) артикуляция:

- губы разомкнуты,
- зубы разомкнуты,
- язык упирается в альвеолы нижних зубов, а затем отрывается,
- голосовые связки - [т]- не напряжены, не работают,
- [д] - напряжены, работают.

2. Соотнесение звуков [т] - [д] с буквами «т» - «д» (Приложение 1)

 

3. Игра «Акустики»

Учитель называет слова, а учащиеся поднимают правую руку, услышав звук [т], и левую руку – услышав звук [д]:

дом, тачка, лента, дуб, тарелка, табурет, стул, бидон, пальто, заводы, толстый, домашний, конфеты, долина, туфли, точка, подушка.

4. Графический диктант

Учитель диктует слова, учащиеся пишут букву «Т», услышав звук [Т], и букву “Д”, услышав звук [Д]:

лопаТа, раДуга, Домовой, соТы, Таня, слеДы, Духи, Туфли, веТка, веДро, самокаТ, поДушка, коТёнок.

Проверка написания диктанта (на наборном полотне выставлены буквы: Т, Д, Д,Т, Т, Д, Д,Т,Т, Д,Т,Д,Т.)

5. Слоговой анализ слов дыня – тыква (Приложение 2)

- определить количество слогов в слове;
- определить наличие и место звуков [т] - [д];
- выделить слог с заданным звуком;
- назвать соседей заданного звука.

Грамматическое значение слов дыня, тыква - слова, обозначающие предметы.

Лексическое значение слов дыня, тыква – овощи.

6. Работа по лексической теме «Овощи»

Овощи – растения, растут в огородах на грядках. Для того, чтобы вырастить хороший урожай овощей, нужно много потрудиться: их поливают, когда нет дождя, удаляют сорную траву руками или тяпкой (пропалывают). Все овощи растут по-разному: помидоры – на кустиках, огурцы распускают по земле плети, капуста - на одной ножке - кочерыжке. В овощах много витаминов. Овощи употребляют в пищу.
Некоторые овощи едят сырыми (готовят салаты), а другие варят, жарят, пекут в печке.

Записать (самостоятельно) названия овощей, в которых есть звуки - [т] - [д] и буквы  “т”-“д”:

- т -
тыква
капуста
картофель
томаты

 

- д -
дыня
помидор
редька
редис

7. Работа со словами томат – помидор (Приложение 3)

1) лексическое значение:

- томат – пришло из Америки (Перу), означает солнечное яблоко на языке древнего народа майя,

- помидор – пришло из Италии, означает золотое солнечное яблоко;

2) звуко-слоговой анализ слов:

- томат – 5 букв, 5 звуков, 2 слога, 1-ый звук [т],

- помидор – 7 букв, 7 звуков, 3 слога, 1-ый звук [д];

3) придумать и записать предложения со словами томат и помидор.

Физминутка

Пальчиковый массаж – разминание пальцев, поочерёдное растирание большим пальцем указательного, среднего, безымянного, мизинца.

Тики – так, тики – так,
Так ходики стучат.

Дети наклоняют голову вправо – влево в такт словам.

Туки – так, туки – так,
Так колёса стучат.

Поочерёдно правой и левой рукой описывают круг перед собой.

Токи – ток, токи – ток,
Так стучит молоток.

Изображают кулачками молоточки.

Туки – ток, туки - ток,
Так стучит каблучок.

Стучат каблучками.

8. Закончи предложение, выдели звук в слове

Первый месяц весны…
Последний месяц года…
Последний месяц лета…
Первый день недели…
Пятый день недели…

 

март
декабрь
август
понедельник
пятница

9. «Исключи лишнее»

тень
девочка
конфета
ручка
Таня

день
диван
подушка
доска
Толя

дупло
трамвай
кот
пенал
Дима

дерево
домино
котёнок
альбом
Тамара

10. Работа по карточкам. Вставь «Т» или «Д» (Приложение 4)

В словах пропущены буквы «Т» - «Д». Если пропущена буква «Д», найдите числа, указанные в колонке «Д». На рисунке отыщите точки, которые стоят возле этих чисел. Соедините точки прямыми линиями.

Если пропущена буква «Т», найдите числа, в колонке «Т». На рисунке отыщите точки, которые стоят возле этих чисел. Соедините точки прямыми линиями. Получился рисунок, подпишите его.

 

Слово

Д

Т

1.

Гря....ка

1-2

7-1

2.

Бесе...ка

2-3

1-9

3.

Се...ка

9-5

3-5

4.

У...ка

5-2

5-11

5.

Шу...ка

2-4

11-14

6.

Селё...ка

1-8

4-5

7.

Са...

8-13

5-6

8.

Кла...

12-13

6-7

9.

Зага...ка

13-14

7-8

10.

Тетра...ка

14-15

8-9

11.

Сле...

5-4

9-10

12.

Заво...

4-6

10-12

13.

Пило...

12-17

6-10

14.

Горо...

10-11

17-14

15.

Ло...ка

12-16

14-18

16.

Пала...ка

18-20

16-17

17.

Запла...ка

20-19

17-18

18.

Яго...ка

18-15

19-13

11. Слуховой диктант

Учитель диктует предложения, учащиеся записывают их в тетрадь.

Задание: подчеркнуть букву «Т» одной черточкой, а букву «Д» - двумя.

- Собака взяла след. У Томы  помидоры. Дима несёт тыкву.
- Дина кормит кур.

III. Итог занятия