Цель урока:
1. Раскрыть особенности размножения и
индивидуального развития птиц.
2. Доказать взаимосвязь сложности поведения
головного мозга, органов чувств; развивать
умение анализировать, сравнивать; вовлекать
учащихся в активную познавательную деятельность
путём обеспечения разнообразными источниками
информации и формирование у учащихся способов
работы с ними;
3. Воспитывать чувство любви к природе, понимание
её хрупкости, необходимости защиты
Оборудование: муляж “Головной мозг птицы”, муляж “Строение яйца птицы”, живой объект, таблицы “Птицы”, "Эмбриональное развитие хордовых", мультимедийная презентация, раздаточный материал, лабораторное оборудование.
ХОД УРОКА
I. Сообщение темы и постановка целей урока.
Имя сегодняшнего урока “Феномен жизни” (Слайд № 1 Имя урока появляется на интерактивной доске )
– Как вы понимаете эти слова? Чему будет посвящен сегодняшний урок?
Тема урока посвящена размножению и развитию птиц. (Слайд № 2 Тема урока появляется на интерактивной доске)
Цели урока: (сообщает учитель)
Содержание урока: (выполнена запись на доске)
- Внутренние органы птицы.
- Система органов размножения: органы размножения самца; органы размножения самки.
- Строение и развитие яйца. (Л/р № 8.)
- Развитие зародыша.
- Типы развития птенцов.
II. Актуализация знаний:
1. Назовите системы органов птиц на слайде и перечислите органы, входящие в систему. (Слайд № 3)
2. Закончить заполнение сравнительной характеристики классов хордовых (1 чел. – на интерактивной доске (Слайд № 4 ), остальные – в тетради, в последовательно заполняемой таблице, где остался свободным столбец “Птицы”.
- Проверка заполнения – (Слайд № 5 На доске появляется правильный вариант заполнения. Осуществляется взаимопроверка_– учащиеся меняются тетрадями с соседом по парте, выставляют оценку карандашом.)
- Работа по выполнению опорного конспекта по классам земноводных, пресмыкающихся, птиц (1 чел. в тетради)
- Особенности строения головного мозга у пресмыкающихся и птиц. (Слайд № 6 )
А) Определите, к какому классу животных относятся отделы головного мозга, функции которых описаны во 2 столбце (Появляется на слайде путем нажатия клавиши)( в 3 столбце (Появляется на слайде путем нажатия клавиши).
Б) Функции каких отделов головного мозга описаны во 2 строке (3,4 строках (Поочередно появляются на слайде путем нажатия клавиши)
Отдел мозга |
Пресмыкающиеся |
Птицы |
Обонятельные доли | Запах воспринимают с помощью ноздрей и языка | Развиты слабо (кроме киви и падальщиков) |
Передний мозг | Хорошо развит, появляются зачатки коры больших полушарий, выработка условных рефлексов | Сильно развит, больше площадь коры больших полушарий, сложные инстинкты. |
Мозжечок | Слабо развит | Развит очень хорошо, точная координация движений |
Средний мозг | Недостаточно развит | Хорошо развиты зрительные бугры, совершенное зрение. |
5. Приспособленность птиц к полёту
Какие приспособления к полету имеются у птиц во (далее – по слайду) (Слайд № 7 )
(На слайде путем нажатия клавиши (или 1 щелчка левой кнопкой мыши) поочередно появляются признаки, дети рассказывают, какие приспособления к полету в строении внутренних органов имеют птицы)
ПРИЗНАК |
ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ПОЛЁТУ |
Внешнее строение |
Тело обтекаемое, покрыто перьями, передние конечности преобразованы в крылья, небольшая голова, крупные глаза, подвижная шея. |
Скелет |
Кости полые, наполнены воздухом, облегчение скелета и увеличение прочности происходит за счёт срастания костей головы, позвоночника, конечностей. |
Мышцы |
Мощная летательная мускулатура (25% от массы тела). |
Пищеварительная система | Быстрое переваривание и усвоение пищи, короткая толстая кишка, кишечник быстро опорожняется. |
Дыхательная система |
Усложнение: появление ( вторичных третичных бронхов); воздушных мешков, через лёгкие воздух, богатый кислородом, проходит и при вдохе и при выдохе. |
Кровеносная система |
4 – камерное сердце; кровь к органам поступает артериальная, быстрый обмен веществ, газообмен, быстрое движение крови, интенсивная работа сердца. |
Нервная система |
Совершенствование зрительного анализатора, слуха, точная координация движений, высокий уровень нервной деятельности, сложное поведение. |
Органы выделения |
Отсутствует мочевой пузырь. Частое выделение мочевой кислоты в виде кашицы (уменьшает расход воды). |
6. Фронтальная проверка знаний особенностей строения внутренних систем в связи с их функциями (беседа по вопросам).
- Назовите приспособления обмена веществ птиц для поддержания и сохранения тепла..
- Чем объяснить употребление птицами большого количества пищи?
- Чем отличается обмен веществ птиц от обмена веществ у пресмыкающихся?
- Как связаны между собой интенсивность обмена веществ и совершенствование кровеносной системы птиц?
7. ИТОГ: по блоку “Актуализация знаний”.
- Прогрессивные черты организации птиц.
- Тест – игра по теме “ Пресмыкающиеся и птицы” (Слайд № 8)
(На слайде поочередно появляются признаки, характеризующие либо класс птиц, либо класс пресмыкающихся)
Задание детям :если указан признак, характеризующий пресмыкающихся– встаете (правильность проверяется по изменению окраски букв признака на слайде в зеленый цвет. Если указан признак, характеризующий птиц – остаетесь сидеть (синий цвет)
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛ А
1.Органы размножения:
– Вспомните таблицу “Сравнительная характеристика классов хордовых”. Что можете сказать об органах размножения птиц? (Семенники у самцов, яичники у самок)
– Рассказ учителя с показом по таблице.
Органы размножения расположены в полости тела. У самцов бобовидной формы парные семенники расположены в области крестца. Ко времени размножения их размеры увеличиваются в тысячу раз. От семенников отходят семяпроводы, открывающиеся в клоаку.
У самок развивается обычно только один левый яичник. Располагается он у передней части левой почки. Редукция (исчезновение органа в связи с утратой его функций) правого яичника связана с откладыванием крупных яиц, покрытых жёсткой скорлупой. Через узкий таз возможно продвижение только по одному яйцу.
2. Выполнение лабораторной работы №8 по инструктивной карточке, используя тест статьи “Развитие яйца” (с 220 – 221 учебника) (Слайд № 9. На слайде-тема лабораторной работы и схема строения яйца.) Учащиеся выполняют лабораторную работу, выполняя записи на инструктивных карточках, заранее подготовленных и розданных учителем.)
Инструктивная карточка
Лабораторная работа № 8.
Тема: Изучение строения куриного яйца.
Цель: изучить особенности строения куриного яйца
Оборудование: лабораторные инструменты, живой объект.
Ход работы
Исследуйте строение птичьего яйца.
1. Рассмотрите форму куриного яйца. (Слайд 10. На слайде вначале появляется целое куриное яйцо) Разбейте скорлупу и вылейте содержимое яйца в чашку Петри. Скорлупу сохраните. На слайде появляется фото скорлупы с подскорлуповой оболочкой.
Вы рассмотрели 2 оболочки: известковую скорлупу и подскорлуповую оболочку. А как вы думаете, почему вымытые яйца быстрее портятся? (Во время этого смывается надскорлуповая оболочка, которая препятствует проникновению микробов внутрь яйца.). Приведите “за” и “против” появления динозавра на данном слайде.
______________________________________________________________________
2. Рассмотрите белок и желток. Найдите в белке плотные шнуры – канатики (халазы). Напишите от какой части яйца они отходят.
______________________________________________________________________
3. Найдите на желтке беловатое округлое пятнышко – зародышевый диск. Где он расположен? Объясните функциональное значение такого расположения зародышевого диска.
______________________________________________________________________
4. Проведите по желтку лезвием препаровальной иглы Что наблюдаете при этом? Какое предположение можно сделать на основании этого факта?
_______________________________________________________________________
5. Рассмотрите яичную скорлупу через ручную лупу. Не обнаруживаются ли поры? Если обнаруживаются, то как распределены: равномерно или сгруппированы в какой-то части скорлупы? Обоснуйте функции пор.
_______________________________________________________________________
6. Надломите пинцетом кусочек скорлупы и потяните вниз. Рассмотрите подскорлуповую оболочку.
7. Найдите под скорлупой тупой части яйца воздушную камеру. Объясните назначение этой камеры.
_______________________________________________________________________
8. Зарисуйте строение яйца и обозначьте его части.
9. Сформулируйте вывод об особенностях строения яйца.
_______________________________________________________________________
3. Проверка выполнения, подведёние итога: назовите основные части яйца.
4. Задача №315. Юные орнитологи обратили внимание на то, что в гнёздах разных птиц яйца обычно тупым концом обращены к наружной стенке гнезда и вверх. Внимательно изучив строение птичьего яйца, они поняли, какое значение имеет такое положение яиц. Объясните "открытие" юных орнитологов.
5. Развитие зародыша. (Слайд № 11)
Рассказ учителя с опорой на таблицу "Эмбриональное развитие хордовых".
Развитие зародыша прекрасно изучено у домашней курицы. На вторые – третьи сутки у этого зародыша закладываются кровеносная система и нервная системы, хорошо заметны глазные пузыри.
В начале развития передние конечности зародыша похожи на задние, имеется длинный хвост, в шейном отделе заметны жаберные щели. Это свидетельствует о том , что предки птиц имели жабры. На пятые – шестые сутки зародыш приобретает птичьи черты. К концу развития птенец заполняет всю внутреннюю полость яйца.
При вылуплении птенец прорывает пергаментную оболочку, просовывает клюв в воздушную камеру и начинает дышать. При помощи яйцевого зуба (бугорка на надклювье) птенец разламывает скорлупу и выбирается из нее.
IV. Закрепление и обобщение изученного.
1. Вспомним основные этапы развития зародыша в яйце: (Методика “Вставить пропущенное слово” ( Предложения с пропущенными словами записаны на доске.) (Слайд № 12 (После вставки учащимися слов в предложение, записанное на доске, на слайде, после нажатия клавиши, появляется правильная версия предложения)
1.Яйца откладываются по мере созревания, по
одному. Оплодотворение яиц происходит в яйцеводе.
начинается при проведении
яйца по яйцеводу.
Проверьте правильность заполнения по слайду (Слайд № 13,14)
4. Закончите фразу: (Устное тестовое задание)
Собственно яйцом считается ____. Газообмен между зародышем и средой происходит через ____. Птиц, которые выводят зрячих, способных самостоятельно питаться птенцов называют _____. Птиц, которые долго вскармливают своих птенцов называют ____.
V. Домашнее задание.
Параграф № 47, ответить на вопросы стр.222., подготовить сообщение о птицах занесенных в Красную книгу Краснодарского края.
VI. Итог урока.
Ключевой вопрос урока: Как вы понимаете фразу “Все начинается с яйца”? (Слайд № 15)