Урок биологии в 7-м классе по теме "Размножение и развитие птиц". Лабораторная работа "Строение куриного яйца" (мультимедийный урок)

Разделы:


Цель урока:

1. Раскрыть особенности размножения и индивидуального развития птиц.
2. Доказать взаимосвязь сложности поведения головного мозга, органов чувств; развивать умение анализировать, сравнивать; вовлекать учащихся в активную познавательную деятельность путём обеспечения разнообразными источниками информации и формирование у учащихся способов работы с ними;
3. Воспитывать чувство любви к природе, понимание её хрупкости, необходимости защиты

Оборудование: муляж “Головной мозг птицы”, муляж “Строение яйца птицы”, живой объект, таблицы “Птицы”, "Эмбриональное развитие хордовых", мультимедийная презентация, раздаточный материал, лабораторное оборудование.

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы и постановка целей урока.

Имя сегодняшнего урока “Феномен жизни” (Слайд № 1 Имя урока появляется на интерактивной доске )

– Как вы понимаете эти слова? Чему будет посвящен сегодняшний урок?

Тема урока посвящена размножению и развитию птиц. (Слайд № 2 Тема урока появляется на интерактивной доске)

Цели урока: (сообщает учитель)

  • закрепить знания об особенностях строения систем внутренних органов птиц в связи с полётом;
  • раскрыть особенности размножения и развития птиц.

Содержание урока: (выполнена запись на доске)

  1. Внутренние органы птицы.
  2. Система органов размножения: органы размножения самца; органы размножения самки.
  3. Строение и развитие яйца. (Л/р № 8.)
  4. Развитие зародыша.
  5. Типы развития птенцов.

II. Актуализация знаний:

1. Назовите системы органов птиц на слайде и перечислите органы, входящие в систему. (Слайд № 3)

2. Закончить заполнение сравнительной характеристики классов хордовых  (1 чел. – на интерактивной доске (Слайд № 4 ), остальные – в тетради, в последовательно заполняемой таблице, где остался свободным столбец “Птицы”.

    1. Проверка заполнения – (Слайд № 5 На доске появляется правильный вариант заполнения. Осуществляется взаимопроверка_– учащиеся меняются тетрадями с соседом по парте, выставляют оценку карандашом.)
    2. Работа по выполнению опорного конспекта по классам земноводных, пресмыкающихся, птиц (1 чел. в тетради)
    3. Особенности строения головного мозга у пресмыкающихся и птиц. (Слайд № 6 )

А) Определите, к какому классу животных относятся отделы головного мозга, функции которых описаны во 2 столбце (Появляется на слайде путем нажатия клавиши)( в 3 столбце (Появляется на слайде путем нажатия клавиши).

Б) Функции каких отделов головного мозга описаны во 2 строке (3,4 строках (Поочередно появляются на слайде путем нажатия клавиши)

Отдел мозга

Пресмыкающиеся

Птицы

Обонятельные доли Запах воспринимают с помощью ноздрей и языка Развиты слабо (кроме киви и падальщиков)
Передний мозг Хорошо развит, появляются зачатки коры больших полушарий, выработка условных рефлексов Сильно развит, больше площадь коры больших полушарий, сложные инстинкты.
Мозжечок Слабо развит Развит очень хорошо, точная координация движений
Средний мозг Недостаточно развит Хорошо развиты зрительные бугры, совершенное зрение.

5. Приспособленность птиц к полёту

Какие приспособления к полету имеются у птиц во (далее – по слайду) (Слайд № 7 )

(На слайде путем нажатия клавиши (или 1 щелчка левой кнопкой мыши) поочередно появляются признаки, дети рассказывают, какие приспособления к полету в строении внутренних органов имеют птицы)

ПРИЗНАК

ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ПОЛЁТУ

Внешнее строение

Тело обтекаемое, покрыто перьями, передние конечности преобразованы в крылья, небольшая голова, крупные глаза, подвижная шея.

Скелет

Кости полые, наполнены воздухом, облегчение скелета и увеличение прочности происходит за счёт срастания костей головы, позвоночника, конечностей.

Мышцы

Мощная летательная мускулатура (25% от массы тела).
Пищеварительная система Быстрое переваривание и усвоение пищи, короткая толстая кишка, кишечник быстро опорожняется.

Дыхательная система

Усложнение: появление ( вторичных третичных бронхов); воздушных мешков, через лёгкие воздух, богатый кислородом, проходит и при вдохе и при выдохе.

Кровеносная система

4 – камерное сердце; кровь к органам поступает артериальная, быстрый обмен веществ, газообмен, быстрое движение крови, интенсивная работа сердца.

Нервная система

Совершенствование зрительного анализатора, слуха, точная координация движений, высокий уровень нервной деятельности, сложное поведение.

Органы выделения

Отсутствует мочевой пузырь. Частое выделение мочевой кислоты в виде кашицы (уменьшает расход воды).

6. Фронтальная проверка знаний особенностей строения внутренних систем в связи с их функциями (беседа по вопросам).

  1. Назовите приспособления обмена веществ птиц для поддержания и сохранения тепла..
  2. Чем объяснить употребление птицами большого количества пищи?
  3. Чем отличается обмен веществ птиц от обмена веществ у пресмыкающихся?
  4. Как связаны между собой интенсивность обмена веществ и совершенствование кровеносной системы птиц?

7. ИТОГ: по блоку “Актуализация знаний”.

  1. Прогрессивные черты организации птиц.
  2. Тест – игра по теме “ Пресмыкающиеся и птицы” (Слайд № 8)

(На слайде поочередно появляются признаки, характеризующие либо класс птиц, либо класс пресмыкающихся)

Задание детям :если указан признак, характеризующий пресмыкающихся– встаете (правильность проверяется по изменению окраски букв признака на слайде в зеленый цвет. Если указан признак, характеризующий птиц – остаетесь сидеть (синий цвет)

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛ А

1.Органы размножения:

– Вспомните таблицу “Сравнительная характеристика классов хордовых”. Что можете сказать об органах размножения птиц? (Семенники у самцов, яичники у самок)

Рассказ учителя с показом по таблице.

Органы размножения расположены в полости тела. У самцов бобовидной формы парные семенники расположены в области крестца. Ко времени размножения их размеры увеличиваются в тысячу раз. От семенников отходят семяпроводы, открывающиеся в клоаку.

У самок развивается обычно только один левый яичник. Располагается он у передней части левой почки. Редукция (исчезновение органа в связи с утратой его функций) правого яичника связана с откладыванием крупных яиц, покрытых жёсткой скорлупой. Через узкий таз возможно продвижение только по одному яйцу.

2. Выполнение лабораторной работы №8 по инструктивной карточке, используя тест статьи “Развитие яйца” (с 220 – 221 учебника) (Слайд № 9. На слайде-тема лабораторной работы и схема строения яйца.) Учащиеся выполняют лабораторную работу, выполняя записи на инструктивных карточках, заранее подготовленных и розданных учителем.)

Инструктивная карточка

Лабораторная работа № 8.

Тема: Изучение строения куриного яйца.

Цель: изучить особенности строения куриного яйца

Оборудование: лабораторные инструменты, живой объект.

Ход работы

Исследуйте строение птичьего яйца.

1. Рассмотрите форму куриного яйца. (Слайд 10. На слайде вначале появляется целое куриное яйцо) Разбейте скорлупу и вылейте содержимое яйца в чашку Петри. Скорлупу сохраните. На слайде появляется фото скорлупы с подскорлуповой оболочкой.

Вы рассмотрели 2 оболочки: известковую скорлупу и подскорлуповую оболочку. А как вы думаете, почему вымытые яйца быстрее портятся? (Во время этого смывается надскорлуповая оболочка, которая препятствует проникновению микробов внутрь яйца.). Приведите “за” и “против” появления динозавра на данном слайде.

______________________________________________________________________

2. Рассмотрите белок и желток. Найдите в белке плотные шнуры – канатики (халазы). Напишите от какой части яйца они отходят.

______________________________________________________________________

3. Найдите на желтке беловатое округлое пятнышко – зародышевый диск. Где он расположен? Объясните функциональное значение такого расположения зародышевого диска.

______________________________________________________________________

4. Проведите по желтку лезвием препаровальной иглы Что наблюдаете при этом? Какое предположение можно сделать на основании этого факта?

_______________________________________________________________________

5. Рассмотрите яичную скорлупу через ручную лупу. Не обнаруживаются ли поры? Если обнаруживаются, то как распределены: равномерно или сгруппированы в какой-то части скорлупы? Обоснуйте функции пор.

_______________________________________________________________________

6. Надломите пинцетом кусочек скорлупы и потяните вниз. Рассмотрите подскорлуповую оболочку.

7. Найдите под скорлупой тупой части яйца воздушную камеру. Объясните назначение этой камеры.

_______________________________________________________________________

8. Зарисуйте строение яйца и обозначьте его части.

9. Сформулируйте вывод об особенностях строения яйца.

_______________________________________________________________________

3. Проверка выполнения, подведёние итога: назовите основные части яйца.

4. Задача №315. Юные орнитологи обратили внимание на то, что в гнёздах разных птиц яйца обычно тупым концом обращены к наружной стенке гнезда и вверх. Внимательно изучив строение птичьего яйца, они поняли, какое значение имеет такое положение яиц. Объясните "открытие" юных орнитологов.

5. Развитие зародыша. (Слайд № 11)

Рассказ учителя с опорой на таблицу "Эмбриональное развитие хордовых".

Развитие зародыша прекрасно изучено у домашней курицы. На вторые – третьи сутки у этого зародыша закладываются кровеносная система и нервная системы, хорошо заметны глазные пузыри.

В начале развития передние конечности зародыша похожи на задние, имеется длинный хвост, в шейном отделе заметны жаберные щели. Это свидетельствует о том , что предки птиц имели жабры. На пятые – шестые сутки зародыш приобретает птичьи черты. К концу развития птенец заполняет всю внутреннюю полость яйца.

При вылуплении птенец прорывает пергаментную оболочку, просовывает клюв в воздушную камеру и начинает дышать. При помощи яйцевого зуба (бугорка на надклювье) птенец разламывает скорлупу и выбирается из нее.

IV. Закрепление и обобщение изученного.

1. Вспомним основные этапы развития зародыша в яйце: (Методика “Вставить пропущенное слово” ( Предложения с пропущенными словами записаны на доске.) (Слайд № 12 (После вставки учащимися слов в предложение, записанное на доске, на слайде, после нажатия клавиши, появляется правильная версия предложения)

1.Яйца откладываются по мере созревания, по одному. Оплодотворение яиц происходит в яйцеводе.

  1. Развитие зародыша начинается при проведении яйца по яйцеводу.
  2. Развитие зародыша возобновляется при насиживании яиц.
  3. Заполните схему:

Проверьте правильность заполнения по слайду (Слайд № 13,14)

4. Закончите фразу: (Устное тестовое задание)

Собственно яйцом считается ____. Газообмен между зародышем и средой происходит через ____. Птиц, которые выводят зрячих, способных самостоятельно питаться птенцов называют _____. Птиц, которые долго вскармливают своих птенцов называют ____.

V. Домашнее задание.

Параграф № 47, ответить на вопросы стр.222., подготовить сообщение о птицах занесенных в Красную книгу Краснодарского края.

VI. Итог урока.

Ключевой вопрос урока: Как вы понимаете фразу “Все начинается с яйца”? (Слайд № 15)

Презентация

Приложение