Урок математики в 5-м классе. Урок-игра по теме "Умножение десятичных дробей"

Разделы: Математика


Тема: «Умножение десятичных дробей».

Цели:

1) создать условия для закрепления правила умножения десятичных дробей;
2) развивать вычислительные навыки, логическое мышление;
3) совершенствовать умение выполнять арифметические действия с десятичными дробями;
4) воспитывать интерес к предмету, чувство взаимопомощи при работе в группах.

Оборудование: мультимедиа, интерактивная доска, карточки «Математическое лото», «Ромашка» с заданиями.

Ход урока

Урок сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение)

I. Организационный момент (сообщение темы урока, цели)

(Слайд №1)

На этом уроке мы с вами, ребята, отправимся в поход. Как вы думаете, что нам потребуется для того, чтобы поход прошел успешно?

II. Устный счет (примеры показаны на интерактивной доске) (Слайд №2)

1)

а) 0,3∙3=0,9
+ 0,1=1
- 0,4=0,6
: 5=0,12
∙ 7=0,84
+ 0,16=1
0,3=0,3

 

б) 0,7∙5=3,5
+ 1,5=5
0,8=4
0,9=3,6
+ 1,8=5,4
: 9=0,6
+ 0,1=0,7

2) Найдите значение выражения (Слайд №3):

а) 7,64х, при х = 10; 100; 1000
б) 34,5а, при а = 0,1; 0,01; 0,001.

III. «Переправа» (Слайд №4)

Для того чтобы переправиться через реку, нам нужна лодка. А лодка на замке, ключ у лодочника. Чтобы получить ключ нужно решить задачи.

I группа: №1399

1) 12,6-8,8=3,8 (км/ч)
2) 3,8:2=1,9 (км/ч)

(Класс решает на местах, 2 человека - у доски.)

II группа: № 1400

80:((12,5 + 2,5) + (12,5 - 2,5))=80 (15 + 10)=80 : 25=3,2 ч

IV. «Мозаика» (Слайд №5)

Нужно составить картину из треугольников, на которых написаны задания для каждого учащегося. Решая примеры, ребята закрывают пустые треугольники на магнитной доске, которая разделена на 12 треугольников с записанными ответами к данным заданиям.

1) 0,2 ∙ 0,3 = 0,06
2) 0,25 ∙ 0,4 = 0,1
3) 0,03 ∙ 1,7 = 0,051
4) 0,4 ∙ 0,08 = 0,032
5) 2,3 ∙ 0,018 = 0,0414
6) 0,64   0,13 = 0,0832

 

7) 1,7 ∙ 2,3 = 3,91
8) 2,46 ∙ 0,8 = 1,968
9)12,5 ∙ 0,8 = 10,00
10) 0,64 ∙ 35 = 22,4
11) 7,5 ∙ 0,068 = 0,51
12) 15,2 ∙ 0,34 = 5,168

Физминутка

V. «Математическое лото» (Слайд №6)

1) 4,2 + 1,3 = 5,5 (ф)
2) 8,3 + 4,5 = 12,8 (и)
3) 53,5 : 5 = 10,7 (а)
4) 0,8 ∙ 0,92 = 0,736 (л)
5) 0,25 ∙ 0,48 = 012 (к)
6) 7,3 - 5,84 = 1,46 (а)

 

1) 0,9 + 2,8 = 3,7 (к)
2) 6 - 0,91 = 5,09 (у)
3) 0,08 ∙ 3,4 = 0,192 (н)
4) 3,6 ∙ 0,7 = 2,52 (ж)
5) 57,28 : 8 = 8,16 (у)
6) 0,35 ∙ 0,6 = 0,210 (т)

Решив задания, I группа получила слово «Фиалка», а II группа - «Кунжут».

I группа рассказывает о фиалке, а II группа - о кунжуте.

Фиалка – нежный весенний цветок. Обычно она прячется от ярких солнечных лучей в тенистом лесу. Возможно, такая особенность этого цветка стала причиной появления одной легенды. Согласно древнегреческому мифу, прекрасная нимфа пряталась от преследовавшего ее Аполлона. Чтобы помочь нимфе, всемогущий бог Зевс превратил ее в маленькую скромную фиалку, которая смогла укрыться в лесу.

В сказке «Али-Баба и 40 разбойников» для того, чтобы попасть в пещеру, нужно было произнести заклинание: «Сезам, откройся!». А знаете, что такое сезам? Оказывается, это тропическое травянистое однолетнее растение. Его высота 2,5 метра. У сезама есть и второе название – кунжут – его знают любители халвы и прочих восточных сладостей. Кунжутом посыпают булочки и печенье, а еще из него делают масло. Ну, а волшебные слова про сезам можно объяснить тем, что его спелые стручки открываются с громким щелчком при малейшем прикосновении.

VI. «Ромашка» (Слайд №7)

Каждая группа получает «Ромашку» с заданиями, решив которые, ребята прочитают высказывание В.И Ленина о знаниях «Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше»

I

1) 15х = 0,15
х = 0,15 : 15
х = 0,01 (если)
  2) 3,08 : у = 4
у = 3,08:4
у = 0,77 (я)
  3) 3а + 8а = 1,87
11а = 1,87
а = 0,17 (знаю)
4) 7z - 3z = 5,12
4z = 5,12
z = 5,12 : 4
z = 1,28 (что)
  5) 4х – х = 8,7
3х = 8,7
х = 2,9 (знаю)
  6) 3у + 5у = 9,6
8у = 9,6
у = 1,2 (мало)

II

1) а : 1,2 = 7,2
а = 7,2 ∙ 1,2
а = 8,64 (я)
  2) 6р - 14,21 = 75,19
6р = 75,19 + 14,21
6р = 89,40
р = 89,4 : 6
р = 14,9 (добьюсь)
  3) 7t + 3,18 = 25,3
7t = 25,3-3,18
7t = 22,12
t = 22,12 : 7
t = 3,16 (того)
4) 295,1 : (n-3) = 13
n - 3=295,1 : 13
n - 3 = 22,7
n = 22,7 +3
n = 25,7 (чтобы)
  5) 15 ∙ (k - 0,2) = 21
k - 0,2 = 21 : 15
k – 0,2 = 1,4
k = 1,4 + 0,2
k = 1,6 (знать)
  6) 34 ∙ (m + 1,2) = 61,2
m + 1,2 = 61,2 = 34
m + 1,2 = 1,8
m = 1,8 – 1,2
m = 0,6 (больше)

Итог урока: Добились ли мы поставленной перед уроком цели? Почему так считаете?

Какие трудности вы испытывали в ходе выполнения данных заданий?

Выставление оценок.

Домашнее задание

№ 1410, 1414 (а).