Цель: формирование навыка правописания слов с проверяемой безударной гласной в корне.
Задачи:
образовательные:
- подвести учащихся путем самостоятельного поиска к выводу о том, что для подбора однокоренного проверочного слова надо проанализировать значение проверяемого слова;
- слова одной части речи можно проверить словами других частей речи;
- активное вовлечение учеников в учебную деятельность, дифференциацию и индивидуализацию обучения;
развивающие:
- создать условия для развития речи и мыслительных операций: мышления, внимания, наблюдательности;
- развивать: умение строить рассуждения, анализировать, сопоставлять, делать выводы и обобщения; коммуникативные отношения при работе в паре;
воспитательные:
- осуществлять нравственное воспитание: учить слушать друг друга, вести диалог, доказывая свое мнение;
- прививать культуру интеллектуального труда;
мотивационные:
- стимулировать мотивацию учения через деловое сотрудничество и коллективный поиск;
- развивать интерес учащихся к изучению русского языка, практические навыки которого необходимы в жизни.
Форма: традиционный урок.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы:
- репродуктивные: беседа, упражнение, самостоятельная работа;
- проблемный: частично-поисковый.
Подход: программно-целевой, включающий мониторинг, направленный на формирование ключевых компетентностей.
Формы организации:
- деятельности учащихся: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальные задания;
- педагогической деятельности: сотрудничеств возможность работы на уровне потенциала, учет индивидуальных особенностей учащихся.
Средства и оборудование:
- учебник Т.Г. Рамзаевой “Русский язык” 3класс, М., 2004;
- орфографические словарики П.А. Грушникова. М., Просвещение, 1987;
- карточки для каждого ученика с заданиями по уровням;
Структура и содержание урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный. (1 мин) |
|
|
2. | Мобилизующий. (3мин) | Вовлечение учащихся в активную учебную деятельность. | Коллективный поиск закономерностей, повторение изученного, сопоставление, рассуждение. |
3. | Минутка чистописания. (4мин) | Создание условий для:
|
|
4. | Словарно-орфографическая работа. (7мин) | Организация работы:
|
|
5. | Актуализация знаний. (3мин) | Деловое сотрудничество. |
|
|
|
||
6. | Изучение нового материала. (11мин) | Деловое сотрудничество. |
|
|
|
||
7. | Физкультминутка. Первичное закрепление нового материала.(2мин) |
|
|
8. | Закрепление изученного материала. (12мин) |
|
|
9. | Итоговая рефлексия. (1мин) |
|
|
10. | Домашнее задание. (1мин) | Отвечает на вопросы учащихся. | Задают вопросы. |
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мобилизующий этап
(Устная работа.)
Учитель:
- Подбери антонимы к словам: утро, длинный, смеяться, зима, тепло, сладкий, больной, мальчик, трус.
- Используя карточки с гласными буквами, покажи, какая буква пропущена в следующих словах, написанных на доске:
д_ла, з_ма, к_са, стр_на, в_да, р_ка. Ответы аргументируйте.
У. Что общего у слов, записанных на доске?
Дети. (Варианты ответов.) Все слова – имена существительные; имена нарицательные; отвечают на вопрос что?; состоят из двух слогов; ударение падает на второй слог; в корне каждого слова есть безударная гласная, которую можно проверить, изменяя слово.
III. Минутка чистописания
На доске написаны слова: яма маяк мясо сырая
У. Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает гласный звук, обеспечивающий мягкость согласного. Какая это буква? В каком слове она находится?
Д. Я предполагаю, что сегодня мы будем писать букву я. В слове мясо она обозначает гласный звук, обеспечивающий мягкость согласного [м`].
У. Какой порядок букв представлен в следующей цепочке? Яяа Яяе Яяё
Д. Заглавная Я, строчная я чередуются с гласными буквами по порядку их написания в алфавите.
У. Напишите эту цепочку букв до конца строки в указанной последовательности.
IV. Словарно-орфографическая работа. Самостоятельная интеллектуальная деятельность
У. Запишите словарные слова, в которых буква я обозначает два звука, но не стоит в начале слова. (Красная площадь, крестьяне, до свидания, аллея, заяц.)
У. Сегодня мы познакомимся с новыми словарными словами. Чтобы узнать как правильно их написать, обратитесь за помощью к орфографическому словарику П.А.Грушникова.
(Работа в парах. Запись слов в тетрадь. Проверка.)
У. Составьте предложение, в которое вошли бы эти два слова одновременно.
(Запись предложения.)
V. Актуализация знаний
У. Сегодня мы будем совершенствовать свои знания в области применения очень важного правила. Посмотрите на доску, прочитайте хором.
В н_зине т_мнел с довый д_мишко.
У. Скажите, какое правило надо вспомнить при написании всех слов данного предложения?
Д. Я думаю, что для написания всех слов данного предложения мы должны вспомнить правило о правописании безударных гласных.
У. Определите, в какой части слова находятся безударные гласные?
Д. Безударные гласные находятся в корне слова.
У. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне?
Д. Я знаю, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне, надо найти проверочное слово, а если гласная непроверяемая и слово нам незнакомо, то надо обратиться к орфографическому словарю.
У. Подумайте: слова в нашем предложении с проверяемой безударной гласной или нет?
Д. Я думаю, что эти слова с проверяемой безударной гласной в корне, значит мы будем подбирать проверочные слова.
У. Какие слова мы называем проверочными?
Д. Я знаю, что проверочными являются слова, в которых тот же корень, что и в проверяемом, но “опасное место” стало безопасным.
У. Какие способы подбора проверочных слов мы используем для проверки безударной гласной в корне?
Д. Для проверки безударной гласной в корне мы используем два способа. Мы можем изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.
У. Сегодня для проверки безударных гласных в корне, мы будем подбирать однокоренные слова и пойдем от значения слова к правильной букве. Вспомните, какие слова называют однокоренными?
Д. Однокоренные или родственные – это слова, которые имеют общую часть, а также их можно объяснить с помощью одного и того же слова.
VI. Изучение нового материала. Поисково-исследовательская работа
У. Вернемся к предложению. Работаем с первым словом. Что обозначает слово низина?
Д. Я могу предположить, что низина – это низкое место.
У. Правильно. Сможем ли мы, опираясь на значение слова, грамотно его написать?
Д. Я думаю, что слово низкое является проверочным для слова низина, так как это однокоренное слово с ударением на гласную корня.
У. Какими частями речи являются слова низина и низкое?
Д. Определяю части речи: что? – низина – это имя существительное; какое? (место) – низкое – это имя прилагательное.
У. Опираясь на наше рассуждение, сделайте вывод.
Д. Я уверен, что в слове низина надо писать безударную гласную и, доказал проверочным словом низкое. К проверяемому имени существительному подобрал проверочное слово имя прилагательное.
У. Переходим ко второму слову нашего предложения. Что обозначает слово темнел?
Д. Я понимаю так: темнел значит был тёмным.
У. Правильно. Подумайте, сможет ли нам слово тёмным помочь в грамотном написании слова темнел?
Д. Я убежден, что слово тёмным – это родственное слово и ударение падает на корень, значит, оно будет проверочным для слова темнел.
У. Какими частями речи являются слова темнел и темным?
Д. Определяю части речи:
что делал? – темнел – это глагол;
каким? – тёмным – это имя прилагательное.
У. Опираясь на наше рассуждение, сделайте вывод.
Д. Я уверен, что в слове темнел надо писать безударную гласную е, доказал проверочным словом тёмным. Глагол проверил именем прилагательным. Убедился, если в корне проверочного слова буква ё, то в проверяемом слове пишу гласную е.
На доске продолжается запись
У. Продолжаем рассуждать. Объясните значение слова садовый.
Д. Я думаю так: садовый значит находящийся в саду.
У. Соглашусь с вашим ответом. Попробуйте, опираясь на значение слова садовый, подобрать проверочное слово?
Д. Я попробую так: садовый – сад, садик.
У. Какими частями речи являются проверяемое и проверочные слова?
Д. Определяю часть речи: какой?- садовый – это имя прилагательное; что?- сад – это имя существительное.
У. Опираясь на наше рассуждение, сделайте вывод.
Д. Я уверен, что в слове садовый надо писать безударную гласную а, доказал проверочным словом сад. Имя прилагательное проверил именем существительным.
На доске продолжается запись:
У. Переходим к последнему слову нашего предложения. Объясните значение слова домишко, пользуясь однокоренными словами.
Д. Я предполагаю, что домишко – это маленький ветхий домик.
У. Правильно. Сможет ли слово домик помочь нам правильно написать безударную гласную в слове домишко?
Д. Я уверен, что слово домик является проверочным для слова домишко, так как это однокоренное слово с ударением на корень, и мы сможем правильно написать безударную гласную.
У. Определите, какими частями речи являются проверочное и проверяемые слова.
Д. Определяю части речи: что? – домишко – это имя существительное; что? – домик – это тоже имя существительное.
У. Опираясь на наше рассуждение, сделайте вывод.
Д. В слове домишко пишу безударную гласную о, доказал проверочным словом домик. Имя существительное проверил именем существительным.
На доске дописывается:
Предложение на доске закрывается.
У. Запишите предложение по памяти. Вспомните, как работали над каждым словом. Обозначьте орфограмму. (Проверка написанного.)
У. Итак, посмотрите внимательно запись на доске. Вспомните наиболее важные моменты в нашем рассуждении и обобщите их.
Общий вывод
Д. Чтобы не ошибиться в правописании слов с безударными гласными в корне, надо найти проверочное слово, в котором безударный гласный звук стал бы ударным.
– Я понял: для подбора однокоренного проверочного слова надо проанализировать значение проверяемого слова.
– Слово одной части речи можно проверить словами других частей речи.
– Я запомнил: если в корне проверочного слова пишется буква ё, то в корне проверяемого слова нужно писать гласную е.
VII. Физкультминутка. Первичное закрепление нового материала
У. Внимательно смотрите на слова, которые я буду показывать. Если вы сможете проверить безударную гласную, опираясь на значение слова, вы хлопаете в ладоши, если нет, то встаете из-за парты. Решение обоснуйте.
Сорняк, волчата, слеза, тропа, парник, горчит, шкафы, рогатый, зерновой, лентяй, гнездо, проходная, печной, кормилец, пчела, кошатница, столбы..
VIII. Упражнение
Упражнение в использовании приема “от значения слова – к нужной букве” при подборе однокоренных слов для проверки безударной гласной в корне слова.
1. Предложенную фразу замени одним словом с безударной гласной в корне. Запиши, обозначь орфограмму. Аргументируй ответ.
Он собирает грибы (грибник). Желтая часть яйца (желток). Он ремонтирует печи (печник). Слабый человек (слабак). |
Здесь живут гости города (гостиница). Она умеет петь ( певица). Помещение, где живут кони (конюшня). Эту рубашку сделали из колец (кольчуга). |
2. Задания по выбору по уровням (карточки). Мониторинг.
Вариант I (стартовый уровень). Прочитай. Перед каждым словом пиши проверочное. Иди от значения слова к нужной букве.
… – к_силка, … – уг_стить, … – св_стеть, … – выб_гать, … – т_плеет, … – ч_рнота, …- к_рмление, … – б_леет, … – к_фейный, … – л_ сник.
Вариант II (базовый уровень). Найди имена прилагательные с безударными гласными в корне слова. Проверь их именами существительными. Иди от значения слова к нужной букве. Пиши сначала проверочное слово, затем проверяемое.
… – ст_пной, … – ро_кий, … – зв_риные, … – в_твистый, … – сп_ртсмен, … – б_льной, … – сколь_кий, … – д_машний, … – ни_кий, … – м_довая, … – бли_кое, … – т_пличный, … – к_рмовая, … – св_ тлячок, … – кл_новые.
Вариант III (творческий уровень). Подбери к данным словам антонимы с безударной гласной в корне. Проверь. Иди от значения слова к нужной букве.
Грустный день – (…) …, дикие животные – (…)…, вредный продукт – (…)…, легкий груз – (…) …, тёплая зима – (…)…, трус – (…)…, богач – (…)…, сытый – (…)….
IX. Итог урока. Рефлексия
У. Над правописанием каких слов мы работали на уроке? Что нового вы узнали? Что для вас было уже легко? Что ещё вызывало затруднение? А что показалось самым интересным?
X. Домашнее задание
Подбери восемь слов с безударной гласной в корне, которые можно проверить, опираясь на их значение. Пиши сначала проверочное слово, а затем проверяемое.