Урок русского языка в 3-м классе по теме "От значения слова — к правильной букве"

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование навыка правописания слов с проверяемой безударной гласной в корне.

Задачи:

образовательные:

  • подвести учащихся путем самостоятельного поиска к выводу о том, что для подбора однокоренного проверочного слова надо проанализировать значение проверяемого слова;
  • слова одной части речи можно проверить словами других частей речи;
  • активное вовлечение учеников в учебную деятельность, дифференциацию и индивидуализацию обучения;

развивающие:

  • создать условия для развития речи и мыслительных операций: мышления, внимания, наблюдательности;
  • развивать: умение строить рассуждения, анализировать, сопоставлять, делать выводы и обобщения; коммуникативные отношения при работе в паре;

воспитательные:

  • осуществлять нравственное воспитание: учить слушать друг друга, вести диалог, доказывая свое мнение;
  • прививать культуру интеллектуального труда;

мотивационные:

  • стимулировать мотивацию учения через деловое сотрудничество и коллективный поиск;
  • развивать интерес учащихся к изучению русского языка, практические навыки которого необходимы в жизни.

Форма: традиционный урок.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы:

  • репродуктивные: беседа, упражнение, самостоятельная работа;
  • проблемный: частично-поисковый.

Подход: программно-целевой, включающий мониторинг, направленный на формирование ключевых компетентностей.

Формы организации:

  • деятельности учащихся: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальные задания;
  • педагогической деятельности: сотрудничеств возможность работы на уровне потенциала, учет индивидуальных особенностей учащихся.

Средства и оборудование:

  • учебник Т.Г. Рамзаевой “Русский язык” 3класс, М., 2004;
  • орфографические словарики П.А. Грушникова. М., Просвещение, 1987;
  • карточки для каждого ученика с заданиями по уровням;

Структура и содержание урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный. (1 мин)
  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности учащихся к уроку.
  3. Сообщение темы и цели урока.
  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности к уроку.
  3. Осмысление практической значимости знаний.
2. Мобилизующий. (3мин) Вовлечение учащихся в активную учебную деятельность. Коллективный поиск закономерностей, повторение изученного, сопоставление, рассуждение.
3. Минутка чистописания. (4мин) Создание условий для:
  1. развития мышления, наблюдательности,
  2. совершенствования почерка.
  1. Поиск закономерностей.
  2. Работа над красотой и правильностью написания гласных букв.
4. Словарно-орфографическая работа. (7мин) Организация работы:
  1. индивидуальной со словарем учебника,
  2. в парах со словариком П.А.Грушникова,
  3. творческой.
  1. Самостоятельная интеллектуальная деятельность.
  2. Работа в парах.
  3. Творческая работа.
5. Актуализация знаний. (3мин)

Деловое сотрудничество.

  1. Организация фронтальной работы учащихся.
  2. Вовлечение учащихся в активную учебную деятельность.
  3. Подготовка к изучению нового материала.
  1. Повторяют необходимое для изучения нового материала.
  2. Развивают речь и мышление.
6. Изучение нового материала. (11мин)

Деловое сотрудничество.

  1. Направляет деятельность учащихся на формирование умения анализировать, рассуждать, делать выводы, обобщать.
  2. Задавая вопросы, помогает сделать выводы и обобщения.
  1. Поисково-исследовательская деятельность.
  2. Развивают речь и мыслительные процессы.
  3. Формулируют выводы, опираясь на вопросы учителя.
7. Физкультминутка.

Первичное закрепление нового материала.(2мин)

  1. Руководит фронтальной работой.
  2. Организует физическую и умственную активность учащихся.
  1. Выполняют физические движения.
  2. Упражняются в проверке слов с безударной гласной в корне.
  3. Аргументируют ответы.
8. Закрепление изученного материала. (12мин)
  1. Организует индивидуальную и дифференцированную работу учащихся с учетом их возможностей.
  2. Мониторинг.
  1. Упражняются в проверке слов с безударной гласной.
  2. Выполняют задания по уровням.
  3. Осуществляют контроль за своей деятельностью.
9. Итоговая рефлексия. (1мин)
  1. Организует фронтальную работу.
  2. Помогает сформулировать выводы, задавая вопросы.
  1. Формулируют выводы, опираясь на вопросы учителя.
  2. Констатируют достижение цели урока.
10. Домашнее задание. (1мин) Отвечает на вопросы учащихся. Задают вопросы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мобилизующий этап

(Устная работа.)

Учитель:

  1. Подбери антонимы к словам: утро, длинный, смеяться, зима, тепло, сладкий, больной, мальчик, трус.
  2. Используя карточки с гласными буквами, покажи, какая буква пропущена в следующих словах, написанных на доске:

д_ла, з_ма, к_са, стр_на, в_да, р_ка. Ответы аргументируйте.

У. Что общего у слов, записанных на доске?

Дети. (Варианты ответов.) Все слова – имена существительные; имена нарицательные; отвечают на вопрос что?; состоят из двух слогов; ударение падает на второй слог; в корне каждого слова есть безударная гласная, которую можно проверить, изменяя слово.

III. Минутка чистописания

На доске написаны слова: яма маяк мясо сырая

У. Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает гласный звук, обеспечивающий мягкость согласного. Какая это буква? В каком слове она находится?

Д. Я предполагаю, что сегодня мы будем писать букву я. В слове мясо она обозначает гласный звук, обеспечивающий мягкость согласного [м`].

У. Какой порядок букв представлен в следующей цепочке? Яяа Яяе Яяё

Д. Заглавная Я, строчная я чередуются с гласными буквами по порядку их написания в алфавите.

У. Напишите эту цепочку букв до конца строки в указанной последовательности.

IV. Словарно-орфографическая работа. Самостоятельная интеллектуальная деятельность

У. Запишите словарные слова, в которых буква я обозначает два звука, но не стоит в начале слова. (Красная площадь, крестьяне, до свидания, аллея, заяц.)

У. Сегодня мы познакомимся с новыми словарными словами. Чтобы узнать как правильно их написать, обратитесь за помощью к орфографическому словарику П.А.Грушникова.

(Работа в парах. Запись слов в тетрадь. Проверка.)

У. Составьте предложение, в которое вошли бы эти два слова одновременно.

(Запись предложения.)

V. Актуализация знаний

У. Сегодня мы будем совершенствовать свои знания в области применения очень важного правила. Посмотрите на доску, прочитайте хором.

В н_зине т_мнел с довый д_мишко.

У. Скажите, какое правило надо вспомнить при написании всех слов данного предложения?

Д. Я думаю, что для написания всех слов данного предложения мы должны вспомнить правило о правописании безударных гласных.

У. Определите, в какой части слова находятся безударные гласные?

Д. Безударные гласные находятся в корне слова.

У. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне?

Д. Я знаю, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне, надо найти проверочное слово, а если гласная непроверяемая и слово нам незнакомо, то надо обратиться к орфографическому словарю.

У. Подумайте: слова в нашем предложении с проверяемой безударной гласной или нет?

Д. Я думаю, что эти слова с проверяемой безударной гласной в корне, значит мы будем подбирать проверочные слова.

У. Какие слова мы называем проверочными?

Д. Я знаю, что проверочными являются слова, в которых тот же корень, что и в проверяемом, но “опасное место” стало безопасным.

У. Какие способы подбора проверочных слов мы используем для проверки безударной гласной в корне?

Д. Для проверки безударной гласной в корне мы используем два способа. Мы можем изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.

У. Сегодня для проверки безударных гласных в корне, мы будем подбирать однокоренные слова и пойдем от значения слова к правильной букве. Вспомните, какие слова называют однокоренными?

Д. Однокоренные или родственные – это слова, которые имеют общую часть, а также их можно объяснить с помощью одного и того же слова.

VI. Изучение нового материала. Поисково-исследовательская работа

У. Вернемся к предложению. Работаем с первым словом. Что обозначает слово низина?

Д. Я могу предположить, что низина – это низкое место.

У. Правильно. Сможем ли мы, опираясь на значение слова, грамотно его написать?

Д. Я думаю, что слово низкое является проверочным для слова низина, так как это однокоренное слово с ударением на гласную корня.

У. Какими частями речи являются слова низина и низкое?

Д. Определяю части речи: что? – низина – это имя существительное; какое? (место) – низкое – это имя прилагательное.

У. Опираясь на наше рассуждение, сделайте вывод.

Д. Я уверен, что в слове низина надо писать безударную гласную и, доказал проверочным словом низкое. К проверяемому имени существительному подобрал проверочное слово имя прилагательное.

У. Переходим ко второму слову нашего предложения. Что обозначает слово темнел?

Д. Я понимаю так: темнел значит был тёмным.

У. Правильно. Подумайте, сможет ли нам слово тёмным помочь в грамотном написании слова темнел?

Д. Я убежден, что слово тёмным – это родственное слово и ударение падает на корень, значит, оно будет проверочным для слова темнел.

У. Какими частями речи являются слова темнел и темным?

Д. Определяю части речи:

что делал? – темнел – это глагол;
каким? – тёмным – это имя прилагательное.

У. Опираясь на наше рассуждение, сделайте вывод.

Д. Я уверен, что в слове темнел надо писать безударную гласную е, доказал проверочным словом тёмным. Глагол проверил именем прилагательным. Убедился, если в корне проверочного слова буква ё, то в проверяемом слове пишу гласную е.

На доске продолжается запись

У. Продолжаем рассуждать. Объясните значение слова садовый.

Д. Я думаю так: садовый значит находящийся в саду.

У. Соглашусь с вашим ответом. Попробуйте, опираясь на значение слова садовый, подобрать проверочное слово?

Д. Я попробую так: садовый – сад, садик.

У. Какими частями речи являются проверяемое и проверочные слова?

Д. Определяю часть речи: какой?- садовый – это имя прилагательное; что?- сад – это имя существительное.

У. Опираясь на наше рассуждение, сделайте вывод.

Д. Я уверен, что в слове садовый надо писать безударную гласную а, доказал проверочным словом сад. Имя прилагательное проверил именем существительным.

На доске продолжается запись:

У. Переходим к последнему слову нашего предложения. Объясните значение слова домишко, пользуясь однокоренными словами.

Д. Я предполагаю, что домишко – это маленький ветхий домик.

У. Правильно. Сможет ли слово домик помочь нам правильно написать безударную гласную в слове домишко?

Д. Я уверен, что слово домик является проверочным для слова домишко, так как это однокоренное слово с ударением на корень, и мы сможем правильно написать безударную гласную.

У. Определите, какими частями речи являются проверочное и проверяемые слова.

Д. Определяю части речи: что? – домишко – это имя существительное; что? – домик – это тоже имя существительное.

У. Опираясь на наше рассуждение, сделайте вывод.

Д. В слове домишко пишу безударную гласную о, доказал проверочным словом домик. Имя существительное проверил именем существительным.

На доске дописывается:

Предложение на доске закрывается.

У. Запишите предложение по памяти. Вспомните, как работали над каждым словом. Обозначьте орфограмму. (Проверка написанного.)

У. Итак, посмотрите внимательно запись на доске. Вспомните наиболее важные моменты в нашем рассуждении и обобщите их.

Общий вывод

Д. Чтобы не ошибиться в правописании слов с безударными гласными в корне, надо найти проверочное слово, в котором безударный гласный звук стал бы ударным.

– Я понял: для подбора однокоренного проверочного слова надо проанализировать значение проверяемого слова.

– Слово одной части речи можно проверить словами других частей речи.

– Я запомнил: если в корне проверочного слова пишется буква ё, то в корне проверяемого слова нужно писать гласную е.

VII. Физкультминутка. Первичное закрепление нового материала

У. Внимательно смотрите на слова, которые я буду показывать. Если вы сможете проверить безударную гласную, опираясь на значение слова, вы хлопаете в ладоши, если нет, то встаете из-за парты. Решение обоснуйте.

Сорняк, волчата, слеза, тропа, парник, горчит, шкафы, рогатый, зерновой, лентяй, гнездо, проходная, печной, кормилец, пчела, кошатница, столбы..

VIII. Упражнение

Упражнение в использовании приема “от значения слова – к нужной букве” при подборе однокоренных слов для проверки безударной гласной в корне слова.

1. Предложенную фразу замени одним словом с безударной гласной в корне. Запиши, обозначь орфограмму. Аргументируй ответ.

Он собирает грибы (грибник).
Желтая часть яйца (желток).
Он ремонтирует печи (печник).
Слабый человек (слабак).
Здесь живут гости города (гостиница).
Она умеет петь ( певица).
Помещение, где живут кони (конюшня).
Эту рубашку сделали из колец (кольчуга).

2. Задания по выбору по уровням (карточки). Мониторинг.

Вариант I (стартовый уровень). Прочитай. Перед каждым словом пиши проверочное. Иди от значения слова к нужной букве.

… – к_силка, … – уг_стить, … – св_стеть, … – выб_гать, … – т_плеет, … – ч_рнота, …- к_рмление, … – б_леет, … – к_фейный, … – л_ сник.

Вариант II (базовый уровень). Найди имена прилагательные с безударными гласными в корне слова. Проверь их именами существительными. Иди от значения слова к нужной букве. Пиши сначала проверочное слово, затем проверяемое.

… – ст_пной, … – ро_кий, … – зв_риные, … – в_твистый, … – сп_ртсмен, … – б_льной, … – сколь_кий, … – д_машний, … – ни_кий, … – м_довая, … – бли_кое, … – т_пличный, … – к_рмовая, … – св_ тлячок, … – кл_новые.

Вариант III (творческий уровень). Подбери к данным словам антонимы с безударной гласной в корне. Проверь. Иди от значения слова к нужной букве.

Грустный день – (…) …, дикие животные – (…)…, вредный продукт – (…)…, легкий груз – (…) …, тёплая зима – (…)…, трус – (…)…, богач – (…)…, сытый – (…)….

IX. Итог урока. Рефлексия

У. Над правописанием каких слов мы работали на уроке? Что нового вы узнали? Что для вас было уже легко? Что ещё вызывало затруднение? А что показалось самым интересным?

X. Домашнее задание

Подбери восемь слов с безударной гласной в корне, которые можно проверить, опираясь на их значение. Пиши сначала проверочное слово, а затем проверяемое.