Урок математики по теме "Координатная плоскость" (экскурсия по "Небесному зоопарку")

Разделы: Математика


Цели:

  • Закрепить навыки и умения наносить координаты на плоскость и определять координаты точки.
  • Развивать внимательность, навыки самоконтроля, познавательный интерес, приобщать к творчеству.
  • Воспитывать ответственное отношение к учебному труду.

Учебные материалы:

  • презентация, сопутствующая ходу урока (см. Приложение).
  • мультимедийный проектор
  • компьютер
  • раздаточный материал.

Оформление школьной доски:

  • Девиз урока: “Чтобы обрести себя в жизни, нужно развивать два абсолютно необходимых качества – любопытство к явлениям окружающего мира и любовь к труду”.
  • Путеводитель по “Небесному зоопарку” (см. Приложение 1).

Ход урока

Вступление

( На экран проецируется карта звёздного неба.)

Мир звёзд чрезвычайно разнообразен, интересен и увлекателен. Небо над нашей головой усыпано множеством маленьких сверкающих точек. Они кажутся такими, потому что находятся от нас очень далеко. На самом деле звёзды – это огромные раскалённые газовые шары. Самые горячие из них – голубые, затем – жёлтые, как наше солнце, и красные. Есть звёзды – гиганты и звёзды – карлики. Небо всегда притягивало к себе своей неизвестностью и загадочностью. Когда люди в древности наблюдали звёздное небо, они обратили внимание на отдельные группы звёзд – ярких и таинственных. Это были созвездия. Фантазия помогла им в них увидеть очертания сказочных героев или животных, поэтому почти с каждым созвездием связаны

какая – нибудь легенда или миф. Мы сегодня познакомимся с некоторыми из них, посетив небесный зоопарк. Её обитателей мы будем находить по координатам.

1. Определим по координатам первых обитателей зоопарка:

а) ( 7; 5,5 ), ( 3; 7 ), ( 0; 7,5 ), ( -3; 5,5 ), ( -6; 3 ), ( -8; 5 ), ( -5; 7 ), ( -3; 5,5 )

б) ( -15; -7 ), ( -10; -5 ), ( -3; -6 ), ( 5,5; - 6), ( 5; -10 ), ( -1; -10 ), ( -3; -6)

(Обучающиеся выполняют задание, затем на экран проецируется изображения созвездий Большой и Малой Медведиц, звучит легенда.)

Ответ:

Легенда гласит:

Самый знаменитый олимпиец Зевс был большим поклонником прекрасного пола. Однажды он обратил внимание на прекрасную девушку Каллисто. По истечении года у Каллисто родился сын Аркас. Про это узнала венценосная жена Зевса Гера. Она разлучила мать с сыном, превратив её в медведицу, но на этом не остановилась. Аркас вырос и стал храбрым и сильным юношей, замечательным охотником. Однажды он охотился в лесу, и Гера наслала на него большую медведицу. Аркас уже нацелился на неё, но что – то остановило его. Это Зевс вовремя подоспел на помощь и не допустил смерти Каллисто от рук сына. Позже Зевс превратил и Аркаса в медведя. С того времени на небе загорелись два очень ярких созвездия: это Большая Медведица – Каллисто и Малая Медведица - Аркас.

Самые яркие, хорошо видимые невооружённым глазом звёзды обеих Медведиц образуют на небе фигуры, очертаниями похожие на ковш. На кончике “хвоста” Малой Медведицы располагается самая известная звезда – Полярная. Она указывает всем путешественникам на суше и на море направление на север.

2. Перейдём к другому обитателю зоопарка.

Задание. Определить и записать координаты точек созвездия, по часовой стрелке, начиная с точки, имеющей самую большую ординату.

(Обучающиеся выполняют задание, затем на экран проецируется координаты точек созвездия, его изображение, звучит легенда.)

Ответ: ( 6; 8 ), ( 5; 7 ), ( 1; 1 ), ( 0 ; 0 ), ( - 4; 2 ), ( -7; 6 ), ( - 4; 5,5 ), ( -2; 5 ), ( 5; 7 ).

Об этом животном легенда рассказывает:

Бог виноделия и праздников Дионис весело шествовал по земле, всех покоряя жизнелюбием и обаянием. Он учил людей выращивать виноград и делать из его спелых гроздьев божественный напиток – искристое вино. Его сопровождала весёлая свита, в числе которой был бог сатиров, состязающихся в весёлых рифмах - Пан ( древние римляне его называли Фавном.

Однажды Пан, сидя под деревом в парнасском лесу, играл на свирели. Вдруг на него напал разбуженный музыкой дракон Пифон. С испуга Пан бросился в бегущий рядом глубокий ручей. Дионис, чтобы спрятать его то Пифона, превратил Пана в козла, но с большим рыбьим хвостом вместо ног. Так появился Козерог, которого позже боги поместили на небо, как созвездие с тем же названием.

3. Переходим к следующему обитателю зоопарка. Но вот беда. Нам неверно указали его координаты.

Задание. В координатах, записанных ниже абсцисса указана верно, а ордината на одну единицу больше. Запишите верные координаты и постройте созвездие.

  • 1 ветвь: ( -2; 8 ), ( 4; 9 ), ( 5; 6 ), ( -1; 0 ), ( - 3; 2 ), ( -2; 8 )
  • 2 ветвь: ( -2; 8 ), ( -5; 10 ), ( -5; 7 )

Ответ:

  • 1 ветвь: ( -2; 7 ), ( 4; 8 ), ( 5; 5 ), ( -1; -1 ), ( - 3; 1 ), ( -2; 7 )
  • 2 ветвь: (-2; 7 ), ( -5; 9 ), ( -5; 6 )

(Обучающиеся выполняют задание, затем на экран проецируется изображение созвездия, звучит легенда.)

Ответ

Речь идёт о Фениксе, который приходился братом царевны Венеры.

После её похищения, Феникс немедленно отправился на её поиски и долго странствовал по свету, пока не узнал, что его сестра похищена самим великим Зевсом. Тогда он смирился с роком и основал новое царство Финикию. А когда пришло время распроститься ему с земной жизнью, боги превратили его в золото – розовую птицу, оперение которой раскрашено в цвета полярных сияний. Апполон поместил птицу в священную рощу. По воле богов бессмертный Феникс каждые пятьсот лет покидает рощу Апполона, чтобы навестить свою вторую родину – Финикию. Там он сгорает в пламени божественного огня, а затем вновь рождается из пепла. Поэтому Феникс является символом возрождения и новой жизни. Ему посвящено созвездие Феникс.

4. Теперь мы разделимся с вами на две группы, каждая из которой определит путь самостоятельно.

I  вариант

Задание: Постройте по координатам созвездие следующего обитателя зоопарка и дайте ему название.

  • 1 ветвь: ( -10; 3 ), ( - 5; -2 ), ( 0; 4 ), ( 6; -1 ), ( 8; -1 )
  • 2 ветвь: ( 0; 4 ), (3; 5 ) ( 6; 6 ), ( 4; 8 )

Единорог

Голубь

II вариант

Задание: Постройте по координатам созвездие следующего обитателя зоопарка и дайте ему название.

  • 1 ветвь: ( -10; 2 ), ( - 8; 0 ), ( -3; 0 ), ( -2; -1 ), ( 0; 1 ), ( 2; -1 )
  • 2 ветвь: ( -2; -1 ), (-3; -8 )

Единорог

Голубь

(Задания обучающиеся выполняют самостоятельно по вариантам, сдают тетради учителю, после чего на экран поочерёдно проецируются изображения созвездия I варианта и зачитывается легенда, затем изображение созвездия II варианта и зачитывается легенда.)

Единорог

Память об этом животном, жившем в первом тысячелетии, а затем истреблённом, сохранилась только в древних легендах. В рукописи об Индии, принадлежащем перу эллинского историка Ктесия, встречаются такие строки: “ Там водятся дикие ослы ростом с лошадь. Тело у них белое, голова тёмно – красная, а глаза голубые. На лбу рог. Порошок, соскобленный с этого рога, применяется как лекарство от смертельных ядов”. Возможно, в последней фразе содержится ключ к разгадке тайны его исчезновения: его истребили, охотясь за целительным рогом, от которого он и получил своё название - Единорог.

Голубь

Это созвездие получило название в память об описанной в Библии истории Всемирного потопа, когда благочестивый Ной с домочадцами и домашними животными был спасён по воле Бога. Многие дни скитался их ковчег по бушующему океану. Однажды вконец измученный Ной с угасающей надеждой на спасение решил всё – таки выяснить, в каком направлении находится суша. С этой целью он выпустил на волю голубя из клетки. Умная птица вскоре возвратилась, неся в клюве оливковую веточку. И Ной понял, что земля близко и мало того, она богата, раз там растут оливковые деревья. Вскоре ковчег действительно пристал к берегу. Ной и все его спутники плакали от счастья и поклялись любить эту землю и трудиться на ней. А умную птицу Боги поместили на небо с тем же названием – Голубь.

Домашнее задание

Придумать и изобразить на координатной плоскости фигуру любого животного, птицы, рыбы и тд.

Заключение

В древности люди очень сильно увлекались астрологией. В наше время она не считается наукой, однако звёзды говорят, что каждый ребёнок рождается талантливым. Дерзайте и будущее будет вашим. Звёзды всегда на стороне весёлых и находчивых.

Используемая литература

  1. За страницами учебника математики. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин – М.: Просвещение, 1999.
  2. Сказки звёздного неба. С.И. Дубкова – Издательство “ Белый город”, 2004.
  3. Мир и человек. Географический атлас. Под редакцией И.К.Ждановой – ГУГК, 1987.