Цели:
1) Учить употреблять наречия с другими частями речи.
2) Развивать внимание, мышление.
3) Воспитывать любовь к животным.
Ход урока
1. Организационный момент
Записи на доске:
Звонко, чаще, позавчера.
- Прочитайте слова, записанные на доске.
- Чем сходны слова? (Наречия.) Что такое наречие? (Неизменяемые слова (несклоняемые, неспрягаемые), которые, поясняю, чаще всего глаголы и прилагательные, называются наречиями. Наречия отвечают на вопросы как? каким образом? когда? где? куда? откуда? в какой степени? сколько? насколько?)
Если в начале урока я предложила эти слова, то какова тема урока? («Продолжить узнавать новое о наречии. В конце урока скажите, что нового вы узнали?»)
2. Чистописание
- Какие суффиксы записаны в конце данных наречий? (О, е, а.)
- Чем сходны эти суффиксы? (Гласные буквы.)
- Запишите соединения этих строчных гласных во всех всевозможных вариантах. (О е а, е а о, а е о.)
3. Закрепление умения устанавливать связь наречий с другими словами в предложении.
- Спишите с доски эти 3 наречия. Придумайте к каждому наречию пару с противоположным значением, с таким же суффиксом, как в данных словах. (Звонко – глухо, чаще – реже, позавчера – послезавтра).
- Как называются слова с противоположным значением? (Антонимы.)
- Сегодня мы с вами будем учиться употреблять наречия с другими частями речи
Записи на доске:
кричать |
взапуски |
… |
Иллюстрации животных помещаются позже, по мере разгадывания загадок. Загадка – открыть иллюстрацию.
А) Зимой – белый, летом – серый,
прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
Б) Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком. (Кошка)
В) Похож на оленя, похож на коня.
Забрался в селенье и лег у плетня.
В лесу необъятном друзей не нашлось,
И в гости к ребятам пожаловал…(Лось)
Г) Встает на заре, поет во дворе,
На голове гребешок. Кто же это? (Петух)
- Образуйте смысловые тройки слов, используя по слову из каждого столбика.
Дети проводят стрелки между словами, составляя устно смысловые тройки.
- Составить 3 простых распространенных предложения и одно сложное последнее. (Дети пишут на доске предложения с разбором по членам предложения и частям речи.)
- Чем отличается простое предложение от сложного? (В простом предложении – одна грамматическая основа, в сложном – 2 и более основ.)
Записи на доске:
- Что значит «взапуски» скачет? (Наперегонки)
- Какое существительное лишнее? Почему? (Петух – птица, кошка – женский род, лось – 1 слог.)
- С какой частью речи связаны наречия в этих предложениях? (Они связаны с глаголом.)
4. Наблюдение за образованием наречий от других частей речи.
Записи на доске:
звонко – …
тревожно – …
взапуски – …
медленно – …
Фронтальная работа. По мере ответов детей открываются закрытые слова.
Разобрать записанные на доске пары слов по составу.
звонко – звонкий прил.
тревожно – тревожный прил.
взапуски – запускать гл.
медленно – медленный прил.
- Как образовалось наречие от прилагательных и глаголов? (Убрали окончание, заменили суффикс, приставку.)
5. Работа в парах с использованием раздаточного материала. [2]
Тексты адаптированы для выполнения конкретного задания. Класс делится на 6 групп.
Самостоятельная работа. Вставить вместо пропусков наречия. (Используются слова для справок.)
Проверка. Работа в группах проверяется вслух поочередно. Дети других групп внимательно слушают и отвечают на данные вопросы.
- Какие наречия услышали?
- Что интересного узнали?
Домашнее задание. Стр. 123, № 184 (дополнить словосочетания до простых распространенных предложений, подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения). [1]
6. Итог
- Чем занимались на уроке? (Учились правильно употреблять наречия в предложении, тренировались в разборе наречий по составу.)
- Что нового узнали? (Узнали, с какой частью речи чаще всего связаны наречия, что наречия образуются от других частей речи.)
Оценка комфортности на уроке каждого ученика:
- хорошо, комфортно, все понятно, не очень трудно
- трудно, не очень понятно, не очень интересно
- не понятно, очень трудно, не интересно
Карточки [2]
Лисица [2, т.13, стр.437]
Прежде всего, _____________________ отметим, что лисы относятся к тому же семейству, что и собаки. Лисы _______________ питаются небольшими по размеру птичками, животными и насекомыми. _______________ в случае нехватки пищи лиса наведывается в жилище человека, выкрадывая цыплят и новорожденных ягнят. Лисы очень ______________ понимают, что поймать домашнюю птицу легче, чем охотиться в лесу.
Слова для справок: непременно, часто, только, быстро.
Летучая мышь [2, т.1, стр. 492]
_________________ крупной летучей мышью в мире является так называемая «летучая лисица». Это животное обитает ________________ в тропических странах. Внешне оно ____________________ напоминает небольшую лисицу. Она живет на деревьях и питается _____________________ фруктами.
Слова для справок: наиболее, только, действительно, исключительно.
Многоножка [2, т.2, стр. 170]
_________________ многоножка похожа на длинного червяка. Все ее тело состоит из множества частей, _________________ всего из ста, но бывает и большее количество. У каждой части _____________________ есть пара когтистых лапок (с каждой стороны). При опасности многоножка выделяет едкую жидкость, имеющую ________________ неприятный запах.
Слова для справок: внешне, чаще, обязательно, очень.
Тюлень [2, т.2, стр.147]
___________________ распространенными из всех ластоногих являются тюлени. Они населяют не _________________ океаны, но и озера, например, Байкал или Каспийское море. Особенностью строения тюленя являются короткие конечности, _________________ приспособленные для передвижения по суше. Основное средство защиты тюленя от холода – это _______________ толстый слой подкожного жира.
Слова для справок: только, наиболее, очень, мало.
Фламинго [2, т.13, стр. 430]
Фламинго – это одна из красивейших птиц на земле. Яркая расцветка ее оперения _________________ меняется от бледного до темно-розового. Поскольку они ____________________ пугливы, то ____________________ стараются держаться ________________. Красивое зрелище – огромное пятно нежно-розового цвета на голубой поверхности водоема.
Слова для справок: достаточно, часто, вместе, обычно.
Коала [2, т.12, стр.204]
Этих _________________ неуклюжих и _________________ добродушных зверьков называют австралийскими сумчатыми медведями. Они и в самом деле _________________ похожи на медведей, только очень маленьких. Коала живут __________________ в Австралии. Их невозможно увидеть ни в одном зоопарке мира, потому что эти животные питаются листьями эвкалипта.
Слова для справок: очень, немного, внешне, только.
Список литературы
1. Русский язык 4-й класс в двух частях (система 1-4, автор А.В.Полякова, часть 2), Москва, Просвещение 2007, 268 стр.
2. Популярная энциклопедия для детей «Все обо всем», Москва, Филологическое общество «Слово» 1996, 6320 стр.