Программа “Школа 2100”, по которой я работаю с 1999 года, ставит перед учителем задачу: формировать функционально грамотную личность, т.е. человека, думающего и действующего с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющего свободно добывать знания и использовать их для решения жизненно необходимых задач. Для достижения данной цели использую в своей работе деятельностный метод, который позволяет включить учеников в самостоятельную учебную деятельность. Деятельностный подход к обучению школьника, поставленный современной педагогикой во главу угла, переносит акценты с конечного результата на систему действий, необходимых для получения этого результата. Важно не то, что ты сделаешь, а как ты будешь это делать, ведь правильные действия приведут к качественному результату.
Считаю важным научить на уроках математики правильному и чёткому выполнению определённой последовательности действий. Формирование алгоритмического мышления – одна из важнейших задач современной школы, так как современный уровень развития науки и техники требует формирования у учащихся навыков именно такого мышления. В начальном курсе математики алгоритмы представлены в виде правил, последовательности действий, схем.
В своей работе отрабатываю навыки алгоритмического мышления на уроках рефлексии, цель которых - сформировать способность к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности. Учащимся приходится на этапе локализации затруднений на математическом языке проговорить возникшие затруднения, проанализировать их и, применяя изученные алгоритмы, схемы, таблицы, построить проект выхода из создавшейся ситуации. На уроке по теме “Приёмы внетабличного умножения и деления”(2 класс) приходится повторить правила умножения и деления суммы на число, правила деления и умножения круглых чисел, правила о взаимосвязи компонентов деления и умножения. Это позволяет формировать математическую речь, способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности. Такая кропотливая работа помогает отработать и закрепить изученный материал, действуя по плану. В процессе фиксации правил и алгоритмов активизируется зрительная память, внимание, логическое мышление. Кроме того, у учащихся появляется возможность в соответствии со своими способностями выбрать свой максимум из предложенных заданий, что позволяет осуществлять разноуровневое обучение. Учащиеся, выполнившие без ошибок, предложенную работу, сами выбирают задание повышенного уровня, что повышает учебную мотивацию. Это могут быть задания повышенного уровня сложности на данную тему, задания опережающего характера, где придётся применить алгоритм для другого типа задания. На уроке по отработке навыков внетабличного умножения и деления предлагаю, используя изученный алгоритм, вывести правила деления с остатком.
Этап построения проекта выхода из затруднений считаю одним из самых сложных и интересных в работе по данной методике. Интересен он тем, что перед тобой сидят маленькие учёные, которые в процессе научного спора выводят новое для них знание, т. е. создают проект выхода из затруднения. Им приходится вспомнить все имеющиеся у них знания по данной теме, это способствует формированию аналитического мышления. На уроке “Сложение дробей с одинаковыми знаменателями”(4 класс) на этапе рефлексии при поиске выхода из затруднения учащиеся применили, изученный ими ранее алгоритм сложения натуральных чисел по числовому лучу.
К таким урокам готовлю: эталоны для этапа актуализации; самостоятельную работу; подробный образец для самостоятельной работы; алгоритм исправления ошибок; эталон для самопроверки самостоятельной работы; подробный образец дополнительных заданий; задания для выбора. Планирую свою деятельность так, чтобы у учащихся возникала реальная необходимость к самостоятельному поиску выхода из создавшейся ситуации. Примеры для самостоятельной работы подбираю разного уровня, это позволяет реализовать принцип психологической комфортности.
Во время работы актуализируются мыслительные операции: анализ, сравнение, аналогия. Данные уроки способствуют формированию у учащихся способности к коррекции собственной деятельности, к организации проекта по выходу из затруднения, учат давать самооценку результата деятельности, подготавливают к целеполаганию последующей деятельности. Чаще всего планирую уроки рефлексии при изучении тем, связанных с новыми правилами вычислений, новыми типами задач, уравнений. В 4 классе при изучении геометрической линии (Тема “Измерение углов с помощью транспортира”) на этапе рефлексии предлагаю вывести алгоритм построения углов с помощью транспортира. Учащиеся, опираясь на известные правила, легко выводят данный алгоритм, что позволяет сделать их соавторами открытия, почувствовать себя исследователями. После этих уроков снижается уровень тревожности, повышается мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно значимом уровне, возрастает процент правильно выполняемых заданий по данной теме. Математическая речь становится более грамотной, что помогает при изучении других дисциплин. Использовала данную методику и при проведении родительского собрания в первом классе “В семье ребёнок - первоклассник”.
2 класс, Л. Г. Петерсон “Математика”, 2 класс, часть 3.
Тема: Внетабличное умножение и деление.
Тема урока: Деление двузначного числа на однозначное.
Тип урока: рефлексия
Основные цели:
- повторение и закрепление учебного материала;
- формирование алгоритма рефлексивного мышления;
- развитие мыслительных операций, внимания, память, речи, познавательных процессов.
Оборудование:
- учителя: опорные конспекты; таблица типичных ошибок; алгоритм деления двузначного числа на однозначное;
- учащихся: учебник; тетрадь; тетрадь опорных конспектов; карточки разного цвета.
Этапы урока | Содержание | Примечания | ||||||||
I. Самоопределение к деятельности. | Не вычисляя значения выражений,
докажите, что они равны. Каким свойством деления воспользовались для обоснования ответа? (Распределительным свойством деления). Восстановите опорный конспект в тетрадях. Объясните, что это значит. (Чтобы разделить сумму на число, надо каждое слагаемое разделить на это число). При решении каких примеров мы можем воспользоваться этим свойством? (При делении двузначного числа на однозначное). Сформулируйте тему урока. |
На доске записаны выражения: (20 + 12) : 2; Один ученик пишет на доске. (а + в) : с = а : с + в : с |
||||||||
II. Актуализация знаний и фиксация в деятельности. | 1. Повторение способов действий. Что необходимо сделать, чтобы разделить число? (Надо его разложить на удобные для деления слагаемые). 2. Индивидуальная деятельность. Возьмите синие карточки и решите за 4 минуты примеры, используя все изученные свойства.
3. Самопроверка. 4. Коллективная проверка, во время которой учащиеся проверяют работы друг друга. |
На доске открывается тема, вывешивается
опорный конспект. На доске с обратной стороны по вариантам записаны решения выражений. Учащиеся сверяют с образцом. Если правильно – ставят +, если нет -. |
||||||||
III.Локализация затруднений. | – Проверяя ваши тетради, я пришла к
выводу, что все ошибки по данной теме можно
разбить на четыре вида. Сейчас мы вместе выведем
эти затруднения. Если ошибка допущена в примерах вида 80 : 5 =, 70 : 5 =, то какой это тип ошибки? (Деление круглых чисел). Если ошибка допущена в подсчётах при выполнении деления, то какое умение не сформировано? (Незнание таблицы деления). Учащийся не смог выполнить деление слагаемых? (Неверно разложил на удобные слагаемые). А какой четвёртый тип ошибки вы заметили? (Неверное использование распределительного свойства деления). Определите ваш тип ошибки и поставьте его номер. |
На доске учитель вывешивает пронумерованные типы ошибок. | ||||||||
IV. Построение проекта выхода из затруднения. | Что же надо знать и уметь, чтобы не
допускать таких ошибок? Выучить таблицу деления. Повторить способы деления круглых чисел. Повторить распределительное свойство деления. Научиться раскладывать число на удобные слагаемые. Восстановите опорные конспекты, которые понадобятся для ликвидации ваших ошибок. |
На доске опорные конспекты. | ||||||||
V. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. | У кого нет ошибок? Хорошо, возьмите
оранжевые карточки и выполните предложенные
задания. Те, у кого есть ошибки, возьмите красные карточки, найдите пример, относящийся к вашему типу ошибки, решите его, сверьте с образцом и исправьте ошибку в первом задании. Красные карточки: 81 : 9 =, 500 : 5 =, 60 : 2 =, 72 : 8 =, 30 : 10 =, 81 : 7 =, 480 =…+…(каждое слагаемое должно делиться на 20), 60 =…+…(каждое слагаемое должно делиться на 6). Оранжевые карточки: Найди ошибки, обоснуй ответ: 39 : 3 = 12, 640 : 20 = 30; Выпиши в тетрадь суммы, которые делятся на 6: 12 + 12, 25 + 11, 48 + 15, 24 + 5, 36 + 54, 32 + 40. |
|||||||||
VI. Рефлексия деятельности. | Учащиеся анализируют свою работу,
выясняют, соответствовал ли урок поставленной
цели, достигли ли они положительный результат. Урок продолжается далее по теме. |