Цель: Вызвать у детей интерес к собственной устной речи и речи окружающих людей, потребность к постоянному её совершенствованию.
Задачи:
- Познакомить детей с такой особенностью устной речи, как тембр. Учить анализировать и оценивать устную речь с точки зрения такого её свойства, как окраска голоса.
- Развивать умение говорить не только правильно, но и свободно, с учётом ситуации общения. Воспитывать любовь к слову.
Оборудование: компьютерная презентация, магнитофонная запись, учебник “Детская риторика” (Т. А. Ладыженская и др.), детские книги.
Ход урока
1. Повторение ранее изученного материала
Учитель: Как называется наш урок? Что такое риторика? (Наука, которая учит искусно говорить.)
Очень давно, 2500 лет тому назад в школе изучали такую науку, которая называлась Риторика. Это не просто древняя, а древнейшая наука.
Слайд 1. (Приложение 1)
На уроках риторики учили говорить: сообщать, убеждать, объяснять, спорить, договариваться, хвалить, призывать, воспевать, воодушевлять, приветствовать.
Слайд 2
Учили говорить (как): отчётливо, свободно, разумно, складно, понятно, увлекательно, ярко, убедительно, ясно, точно, искусно, умело.
2. Речевая разминка
1) Работа над чистоговорками.
– Откройте учебники на с. 33. Прочитаем маленькое стихотворение. Как называются такие маленькие удивительные стихи? В чём особенность чтения (говорения) чистоговорок? Их произносят громко и медленно. Само название этих стихов говорит о том, как их надо произносить: говори чисто, без ошибок.
(Учитель произносит чистоговорку, ученики хором повторяют её.)
– Зачем мы три раза произносим слог за? (Чтобы правильно произнести слово коза.)
Чтение чистоговорок.
Слайд 3
Ба-ба-ба – из окна торчит труба.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Ре-ре-ре – метём сор во дворе.
Му-му-му – молоко кому?
Су-су-су – очень холодно в лесу.
Та-та-та – у нас в доме чистота.
Чу-чу-чу – молоточком я стучу.
2) Работа над скороговоркой.
Слайд 4
ежата, ужата, У ежа, у ужа.
Прочитайте слова, которые написаны на экране. Составьте предложение, которое является скороговоркой. Почему вы составили именно это предложение?
В чём особенность чтения (говорения) скороговорок? (Произносим громко и быстро.)
Произносим скороговорку всем классом медленно, затем нормально, потом быстрее, потом очень громко.
Работа в минигруппах.
Произнесите скороговорку соседу. Договоритесь, кто это сделает первым.
Кто хочет произнести скороговорку всему классу?
3. Актуализация знаний. Постановка проблемы урока
Мы учимся искусно говорить. Какую же речь мы с вами будем развивать? Какие особенности устной речи вы знаете? (громкость, темп). От чего зависит громкость речи и темп? Сегодня узнаем ещё одну особенность устной речи.
Игра “Отгадай, кто говорит?”
На магнитофон записана речь нескольких детей, читающих весёлые стихи.
1. Внучка.
Утром дед
Спросил у внучки:
– Почему не моешь ручки?
Отвечает внучка:
– Я не белоручка!
(Е. Авдиенко)
2. Кошка.
Говорит мне тихо кошка:
– Пожалей меня немножко!
Не пойму я кошку эту:
Я ей тычу в рот конфету.
Я под самый кошкин нос
Лучший свой значок поднёс.
Я обнял её за шею:
– Вот как я тебя жалею!
Ну, чего ты хочешь, кошка?
Говорит она: – Немножко,
Хоть немножко пожалей –
Отпусти меня скорей.
(А. Гришин).
3. Хомячок.
Любит хомячок жевать
Целый день и всё подряд.
Что в животик не войдёт,
Он за щёчки уберёт.
(Н. Пашковская)
Физкультминутка “Ты загадку отгадай: кто позвал тебя – узнай”
Водящий отворачивается, все ученики маршируют и хором говорят слова: “Ты загадку отгадай, кто позвал тебя – узнай”. По указанию учителя один из учеников называет водящего по имени. Водящий поворачивается и называет имя того, кто его позвал. Если правильно – все хлопают, если неправильно – качают головой.
Игра “Договори словечко!”
В игре участвует весь класс. Водящий, читающий стихотворение стоит спиной к классу. На вопрос отвечает один из учеников (по указанию учителя). Водящий должен по имени назвать того, кто ответ на вопрос, т. е. узнать его по голосу.
- Удивляется народ:
Едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется…
(По щучьему велению)
- Укатился он из дома
По дороге незнакомой…
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный,
Говорливый, простодушный
И румяный… (Колобок.)
- Было яичко у нас золотое,
А осталось лукошко пустое.
Плачет дед, плачет баба,
Но их утешает … (курочка Ряба.)
- Она, как снег, бела и светла.
Она, как снег, боится тепла.
Рады солнцу и дети и курочка,
Ему не рада только …(Снегурочка).
- Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой книжки…
(“Маша и медведь”)
– Почему во всех играх вы угадали, кто говорил?
Вывод: Устная речь каждого человека неповторима, имеет свою особенную окраску, что позволяет нам отличить её от речи других людей. Какова же тема нашего урока?
Слайд 5
Окраска голоса (тембр).
На какой вопрос вы бы хотели получить ответ?
(Зачем люди меняют окраску голоса?)
4. Открытие нового знания
Вспомните сказки, в которых герои изменяли окраску голоса.
Зачем они это делали?
Могут ли люди менять окраску голоса?
5. Инсценировка отрывка из сказки “Три медведя”
Слайд 6
Иллюстрация к сказке “Три медведя”.
Театр открывается!
К началу всё готово!
Помните сказку “Три медведя”? Какие слова произносили недовольные Михайло Иванович, Настасья Петровна и маленький Мишутка?
Кто хлебал из моей чашки?
Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?
Кто ложился на мою постель и смял её?
Сыграйте так, чтобы было понятно, когда говорит Михайло Иванович, а когда Настасья Петровна и Мишутка.
6. Итог
С какой особенностью устной речи познакомились?
Слайд 7
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
7. Рефлексия
Что понравилось на уроке? Что не понравилось?
8. Эмоциональный настрой
На парте карточки разных цветов.
– Подумайте, пожалуйста, какое у вас настроение сейчас, Поднимите ту карточку, которая ,по вашему мнению, соответствует вашему настроению.
Мужество Смелость Любовь Радость Веселье Красота Опасность |
Красный |
Доброта Сочувствие Солнце Тепло Внимание |
Жёлтый |
Жизнь Свобода Надежда |
Зелёный |
Горе Усталость Тоска |
Чёрный |