Используя элементы технологий развивающего обучения в 5 классах, нужно выбрать такие направления в работе, чтобы период адаптации (переход из младшего звена в среднее) прошёл для учащихся не только безболезненно, но и вселял оптимизм и уверенность в своих силах. Для этого нужно дать каждому возможность реализовать себя.
Одно из направлений развивающего обучения – это выбор методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия школьников в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления.
Развитие творческого мышления – одно из направлений в нашей работе. Приходить к истине в процессе творчества очень нравится детям, и поэтому даже слабый ученик начинает втягиваться в этот процесс.
Для того чтобы развить творческое мышление, нужно стимулировать творческую активность, а для этого необходимо:
- Обеспечить благоприятную атмосферу. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка способствует свободному проявлению многоаспектного мышления.
- Поощрение высказывания оригинальных идей.
- Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа применительно к самым разнообразным областям.
- Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
- Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Вот некоторые приёмы, виды работ, которые мы используем на уроках литературы в 5-х классах.
- Приём рефлексии (Мотивационное упражнение, которое создаёт стимул, побуждающий к выполнению задания, формирует интерес к изучению данной темы.) ( На примере изучения темы «Образы родной природы в стихах русских поэтов»).
- Приём выбора учебного задания, темы, средства обучения (На примере выбора темы к сочинению «Моё любимое время года»).
- Некоторые приёмы развития различных форм мышления: ассоциативного, наглядно- образного, абстрактно – теоретического (На примере изучения стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» Антитеза.)
- Создание творческого продукта (Показать пример антитезы в мини – сочинении на тему: «Как влияет погода на моё настроение»).
- Приём стартовой актуализации жизненного опыта учащихся (На примере изучения творчества А.С.Пушкина.)
- Приём наблюдения над строением поэтического текста. Изучение стихотворного ритма на примере отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
- Приём наблюдения над художественным словом (На примере изучения рассказа И.Тургенева «Муму»).
- Приём обучения написанию сочинений в эпистолярном жанре. После изучения творчества А.С.Пушкина и его произведений пишем «Письмо Пушкину».
- Приём изучения литературного материала через слуховое восприятие (На примере изучения темы «Русские народные песни»).
- Сопоставление литературного произведения с жизненными ситуациями (На примере изучения темы «Пословицы и поговорки»).
- Приём создания фантастических ситуаций (На примере изучения былин об Илье Муромце).
- Создание на уроке ситуации спора, полемики (На примере изучения рассказа И.Тургенева «Муму»).
- Приём воздействия на эмоциональный уровень ребёнка (На примере изучения рассказа И. Тургенева «Муму»).
- Введение нового понятия через выявление общих свойств предметов и явлений (Сравнение).
- Использование нетрадиционных видов уроков (Урок-викторина, урок – концерт, инсценировка).
Приведем примеры употребления нескольких приемов.
1. Прием наблюдения над художественным словом (На примере изучения рассказа И.С. Тургенева «Муму»). Доказать, что Тургенев – мастер слова. Выбираем сцену из рассказа, когда по приказу барыни лакей Степан увозит Муму подальше от барского двора. Наблюдаем за реакцией Герасима. Выпишем только глаголы, с помощью которых автор передал его действия.
Бегал, искал, выскочил, рисовал, показывал, побежал.
Остановился, окинул взором, пошел прочь, не показывался. (Черта показывает резкую смену настроения главного героя).
Вопрос: Можно ли, читая только эти глаголы, понять настроение человека?
Вывод: Тургенев сумел передать движение души, переживания Герасима с помощью только одних глаголов. (Ребята начинают понимать, в чем мастерство автора как художника слова).
Задания такого типа могут применяться и на уроках русского языка. Например, при изучении темы «Безличные предложения» можно предложить задание изобразить смену времен года с помощью одних безличных глаголов. (Похолодало, подморозило, застыло, запорошило, замело, занесло, потеплело, оттаяло, зажурчало, защебетало, расцвело, поспело, завяло…)
2. Некоторые приемы развития различных форм мышления: ассоциативного, наглядно-образного, абстрактно-теоретического. (На примере изучения стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»).
а) Развитие ассоциативного мышления. До изучения стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» подбираем ассоциации к слову «зима».
Например:
После изучения стихотворения появляются новые ассоциации:
б) Переход от наглядно – образного к ассоциативному, а затем к абстрактно- теоретическому мышлению. В процессе чтения стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» у ребят непроизвольно начинает работать наглядно- образное мышление. У всех, конечно, по-разному, но в одном они обязательно сойдутся.
Начало стихотворения: мороз и солнце; день чудесный! Настроение бодрое, праздничное.
2 строфа - холодный, темный вьюжный вечер.
Настроение печали и тоски.
Задание: Выразите настроение в красках по строфам (1, 2, 3 строфы).
Почти у всех рисунки похожи:
1 строфа (красные, желтые, голубые краски);
2 строфа (черные, темно-синие, бледно- желтые краски);
3 строфа (голубые, белые, желтые, зеленые, красные краски);
Вопрос: Какая строфа в стихотворении редко отличается от других? (2 строфа). 2 строфа резко противопоставлена первой и третьей. Такой прием в литературе называется антитезой.
Перенос усвоенных приемов с обучающей задачи на новую задачу. Вспомните ранее изученное стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус». Найдите прием антитезы.
3. Прием наблюдения над строением поэтичного текста (изучение стихотворного ритма на примере отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»).
Берем отрывок из поэмы:
«…И тридцать витязей прекрасных
Чредой на брег выходят ясный,
И с ними дядька их морской…»
Задание: Замените слова «брег» и «чредой» на современные варианты написания и произношения. Что изменилось? От чего это произошло?
Вывод: Произошло нарушение ритмичной организации речи.
Затем учитель переходит к объяснению понятия ритм.
4. Прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся. (На примере изучения творчества А.С.Пушкина). Например, пишем мини-сочинение «Что я знаю о Пушкине», «Слово о Пушкине», «Любимые произведения писателя».
5. Прием создания фантастических ситуаций (на примере изучения былин об Илье Муромце).
Задание: Представьте, что Илья Муромец попал в современный мир. Напишите о его приключениях. Озаглавьте свой текст.
Такие приемы и виды работ на уроках литературы в пятом классе позволяют разнообразить учебную деятельность, способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.