Урок русского языка в 1-м классе по теме "Раздельное написание предлогов со словами"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Раздельное написание предлогов со словами. Повторение изученного».

Цели:

1) повторить изученное правило, наблюдать за употреблением предлогов в речи и раздельным их написанием со словами;
2) продолжить работу с текстом;
3) развивать речь, логическое мышление, внимание.

Оборудование: Буратино, замок, Дюймовочка, эльф, таблицы с изображением жука, написанием букв Ж ж, индивидуальные карточки для повторения изученного материала, для физминутки, карточки со словами, с предложением и текстом – дифференцированное задание, магнитофон, отрывок из сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка», П.И. Чайковский «Вальс цветов», шаблоны цветов, книга.

Ход урока

1. Организационный момент

Зачем нужна грамматика?
Чтоб грамотно писать,
Чтоб грубые ошибки
В письме не допускать.
Чтоб с детства знали дети
И каждый ученик,
Что лучше всех на свете
Его родной язык.

2. Повторение изученного

- Сегодня на уроке русского языка мы закрепим знания по теме «Предлоги». В этом поможет нам наш хороший знакомый – Буратино. Он предлагает побывать в гостях у сказки. Согласны отправиться вместе с Буратино в гости к сказке? Тогда в путь!

- Посмотрите, волшебная дверца закрыта, и на ней висит замок. Что же делать? Не забывайте, ведь мы отправились в сказку, а там все волшебное. Замок и сам откроется, если мы ответим на вопросы.

На доске записаны вопросы:

- Что такое предлог?
- Как пишутся предлоги со словами?
- Какие предлоги вы знаете?

(На эти вопросы дети пишут по одному – два предлога на карточках, показывают их учителю. Затем учитель вывешивает таблицу с предлогами,и все хором их прочитывают.)

- Путь – открыт! А к какой сказке мы идем в гости – отгадайте сами, послушав отрывок (звучит аудиозапись – фрагмент из сказки «Дюймовочка» Г. Х. Андерсена).

- Что за сказка ждет нас в гости? (Открывается доска – надпись : Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», изображение главной героини.)

- Кто главный герой сказки?

- Почему девочку назвали Дюймовочка? (Дюйм – 2,5 см.)

- Кто может напомнить начало сказки?

- В отрывке, который вы послушали, кого встретила Дюймовочка? (Карточка с изображением жука.)

- Как жужжит жук? (Ж – ж – ж.)

- Что вы помните про этот звук? (Согласный, всегда твердый.)

- Какой буквой на письме он обозначается?

Ж имеет столько ножек,
Будто буква ползать может.
Буква Ж наверняка –
На бумаге – тень жука.

(Карточка с написанием букв Жж.)

Минутка чистописания букв Жж. Подготовка рук к письму (учитель показывает на доске, дети пишут в тетрадях).

Звукобуквенный анализ слова жук (1 ученик пишет на доске: жук – 1 слог, 3 з., 3б.).

Работа с учебником с. 26 упр. 36. Рассматривание картинки, чтение текста.

Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.

- Как вы думаете, почему жук не может встать сам?

- Что нужно сделать с этим текстом?

(1 ученик пишет на доске, с проговариванием, остальные – в тетрадях.)

- Подчеркните все буквы ж, расставьте ударение.

Физминутка

1.

Жук летит, жужжит, жужжит,
И усами шевелит.

Пальчики сжаты в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок ими шевелит.

2. Игра по клеточкам с жуком, гимнастика для глаз. Учитель диктует: «1 клеточка вверх, 1 клеточка вправо,..». Дети следят за «движением» жука глазами по клеточкам. Учитель говорит: «Стоп!», учащиеся ставят палец на ту клеточку, где должен был остановиться жук. Учитель проходит по рядам – проверяет.

- Посмотрите на своего жучка. Теперь на жучка на доске. Еще раз. Что заметили? (Увеличенное изображение того же жука.)

- Из какой сказки прилетел жучок?

- Продолжаем путешествие по сказке.

- Давайте вспомним, какие еще герои были в сказке Г. Х.Андерсена. Для этого вам нужно вставить пропущенные буквы в слова (Слова записаны на карточке, заранее прикреплены на доске, закрыты.):

- аба, рыб.., мотыл.., . уки, . ышь, кро., ..сточка.

- Какие буквы вставили – гласные или согласные? Прочитайте названия героев сказки (можно письменно: записать в тетрадь, через запятую).

Составление предложений по вопросам учителя, запись на доске и в тетрадях, подчеркивание предлогов, повторение правил.

- Где жила Дюймовочка зимой? (Всю зиму прожила Дюймовочка у мыши.)

- С кем улетела девочка в теплые края? (Девочка улетела с ласточкой в теплые края.)

- А вот чем закончилась сказка Г. Х. Андерсена, мы узнаем, когда выполним следующее задание.

(Дифференцированное задание. Из разрезанных карточек ученики составляют предложения, хорошо читающие дети – текст из 3-х предложений, затем читают по порядку.)

- Найдите и подчеркните предлоги. Как они написаны с другими словами? (Приложение 1)

- Кого встретила Дюймовочка? (Эльфа.)

(На доску крепится рисунок с Эльфом.)

- Где жил Эльф? (В цветах.)

- На доске у нас есть Дюймовочка, Эльф. Чего еще не хватает, чтобы завершить сказку? (Цветов.)

(Учитель раздает вырезанные из белой бумаги цветы.)

- П. И. Чайковский написал прекрасную музыку и назвал ее «Вальс цветов» (записано на доске). Я предлагаю вам послушать музыку, раскрасить цветы и украсить ими доску.

- Красивая сказка? Мы вспомнили только отрывки из этой сказки, а кто хочет прочитать ее целиком – сходите в библиотеку и спросите книгу Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» (демонстрация книги).

(Доска закрывается.)

- Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

3. Подведение итогов

- Понравился урок?

- Какое правило мы повторяли? (Хором отработать: предлог, правописание предлогов.)

- Что интересного было на уроке? Что больше всего понравилось, запомнилось?

- Спасибо Буратино за то, что пригласил нас в гости к сказке.