Разработка урока обществознания в 8-м классе по теме "Вечные вопросы"

Разделы: История и обществознание


Тема: «Вечные вопросы».

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

образовательная: создать условия для формирования у учащихся необходимости осознания связи целей жизни человека и его потребностей;

развивающая: продолжить развитие исследовательских умений, получать информацию из различных источников, проводить опрос и анкетирование, систематизировать информацию в виде логической схемы;

воспитательная: способствовать формированию умственной культуры труда, умению общаться на принципах партнерства и сотрудничества при фронтальной и групповой работе, воспитывать гуманное отношение к окружающему миру.

Средства обучения:

1) Учебник Л.Н.Боголюбова «Обществознание» 8-9-й класс, М., «Просвещение», 2007 г.
2) Электронная презентация «Вечные вопросы». (Приложение 1)
3) Мультимедийный проектор для демонстрации презентации.
4) Исследовательские мини-проекты учащихся «В чем видят смысл жизни учащиеся гимназии», «Уровень удовлетворенности жизнью учащихся класса», «Как продлить жизнь?» (Приложение 1, папка «Приложение к презентации»)

Ожидаемый результат:

1) Учащиеся должны знать, что:

  • человеку свойственно проектировать свою жизнь, осознавать ее нужной, оправданной;
  • каждый отрезок жизни имеет смысл, который дает человеку ощущение счастья;
  • сознание неизбежности конца жизненного пути заставляет людей особенно ценить время своей жизни и наполнять смыслом каждое мгновение;
  • человек в обществе является индивидом и личностью, обладает индивидуальностью.

2) Учащиеся должны уметь:

  • объяснять смысл основных понятий;
  • комментировать высказывания;
  • систематизировать результаты анкетирования, опроса;
  • представлять результаты исследования в электронном виде, пользуясь компьютером самостоятельно

Ход урока

Этапы
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Оргмомент

Осуществляет психологический настрой на урок

Готовят рабочее место, настраиваются на урок

Мотивация и целеполагание

Демонстрирует на экране стихотворение Н.Заболоцкого, просит ответить на вопросы, заданные поэтом. (Приложение 1, Слайд № 1)

Один из учеников читает вслух стихотворение, затем пытаются ответить на вопрос «Зачем родился я и рос?»

Выслушав возможные варианты, спрашивает: «Чей ответ верный? Кто прав? Почему нет единственно верного ответа?»

Должны выйти на понимание темы урока о Вечных вопросах.

Корректирует сформулированную учениками тему урока и цели. (Слайд №2)

Записывают тему в тетрадь.

Изучение нового материала

Блок 1

Кто я? (индивид, индивидуальность, личность)

Демонстрирует незаполненную схему (Слайд №3) и просит ответить на вопрос «Кто я?»

Организует обсуждение полученных ответов, подводит учащихся к осмыслению понятий индивид, индивидуальность, личность. (Гиперссылки к слайду 3)

Отвечают на вопрос «Кто я?», систематизируют полученные характеристики по принадлежности к индивиду, индивидуальности, личности.

Блок 2

Зачем я?
(смысл жизни человека)

Задает вопрос: А зачем каждый человек стремится стать личностью, проявить свою индивидуальность?

Отвечают на вопрос (например, чтобы добиться успеха в жизни, проявить себя и т.п.)

Подводит учащихся к пониманию связи смысла жизни с потребностями, просит объяснить высказывания о смысле жизни. (Гиперссылка 1 к слайду №4)

Каждая группа объясняет высказывание известных людей. (Материал в Приложении 2)

Вопрос о смысле жизни встает перед многими людьми, а что думают об этом ваши сверстники? (Гиперссылка 2 к слайду № 4)

Представляют результаты мини-исследования «В чем видят смысл жизни учащиеся гимназии?» (Материал в Приложении 2)

Формулирует вывод по вопросу «Зачем я?» (Слайд №4)

 

Многие смысл жизни видят в счастье, и наоборот, когда жизнь теряет всякий смысл, человек глубоко несчастен. А что такое счастье? (Слайд №5, определения из словарей)

 

А каково ваше мнение о том, что значит быть счастливым?

Высказывают свою точку зрения о понимании счастья.

Если следовать приведенным определениям, то счастье – это полное удовлетворение своей жизнью. А насколько удовлетворены жизнью ученики вашего класса? (Гиперссылка к слайду №5)

Представляют результаты анкетирования «Довольны ли вы жизнью». (Материал в Приложении 2)

Делает вывод о человеке как творце собственной жизни, а, значит, и счастья.

 

Блок 3

Что будет после меня?

(общественная и индивидуальная сторона проблемы смерти)

Проблема смысла жизни находится в центре вечных вопросов еще и потому, что жизнь имеет временные рамки. (Слайд №6)

 

Организует обсуждение двух сторон проблемы смерти.

Уясняют, что бессмертие человека в памяти потомков, в его делах, творениях и поступках.

Можно ли продлить жизнь человека? Ответ на этот вопрос попытались найти ученики нашего класса. (Гиперссылка к слайду № 6)

Представляют мини-проект «Как продлить жизнь?» (Приложение 1)

Освоение и первичное закрепление

Делает вывод о том, что вопросы смысла жизни, счастья, продолжительности жизни не имеют четких ответов и инструкций, они во многом завися от самого человека. (Слайд №7)

Должны понять, что человеку свойственно проектировать свою жизнь, осознавать ее нужной, оправданной.

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

1) Стр. учебника 37-42.
2) Практическое задание №2 на стр. 42 письменно.

Записывают задание в дневники.

Список литературы

  1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.
  2. А.И.Чернов Работа над презентацией, Преподавание истории в школе №8 2001 г.
  3. А.Б.Драхлер К вопросу о необходимости систематизации Интернет-ресурсов учебно-методического назначении по истории, Вопросы Интернет-образования, №6.
  4. Родосская Н.Б. Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования информационных технологий при обучении, Вопросы Интернет-образования.
  5. С.Н.Степнько Обществознание 8-й класс, поурочное планирование (анкета на стр.59). Волгоград, 2007 г.