Тема: Листья желтые летят.
Цели:
- Уточнить представления детей о явлениях природы осенью.
- Развивать способности проводить мысленный эксперимент, использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания.
- Воспитывать желание играть со взрослыми и детьми, интерес к природным явлениям.
Оборудование: ритмо-схема «Падают листья»; музыкальные коробочки - каждому ребенку; осенние листья - по одному каждому; листья красные и желтые - по 4 - 6 каждому; иллюстрация «Отлет журавлей»; магнитофонная запись журавлиных кликов. Д/и «На чем мы быстрее доберемся до леса?», «С какого дерева лист?», «Много», «Кто и что звучит громче всех, а кто и что тише всех?», карточки – небылицы.
Ход занятия
Входит педагог в костюме Осени.
Педагог:
Зашумела листьями
Осень золотистая,
Вьется над рябинкой
Тонкой паутинкой.
Давайте мы споем песню про золотую осень.
Песня об осени (по выбору).
Педагог:
Приглашаю всех ребят
В лес осенний погулять.
Д/и «На чем мы быстрее доберемся до леса?»
(Дети получают карточки. На них изображения самоката, велосипеда, лошади, автобуса, самолета, метлы, воздушного шара, ракеты, вездехода.)
Педагог: Отправимся в лес пешком.
Двигательные упражнения «Мы ногами — топ-топ-топ»
Педагог:
Мы ногами - топ-топ-топ, (Дети ходят по залу, высоко поднимая ноги.)
А в ладоши - хлоп-хлоп-хлоп! (Хлопают в ладоши.)
Аи да малыши! (Кружатся, поставив руки на пояс.)
Аи да крепыши!По дорожке мы шагаем, (Ходят по залу. хлопают в ладоши.)
И в ладоши ударяем,
Аи да малыши! (Кружатся, поставив руки на пояс.)
Аи да крепыши!Топ-топ, ножки, топ! (Стоя на месте, топают.)
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп! (Хлопают в ладоши.)
Аи да малыши! (Кружатся, поставив руки на пояс.)
Аи да крепыши!(А. Ануфриева)
Педагог: Вот мы и в лесу. А в лесу с деревьев облетают листья.
Д/и «С какого дерева лист?»
(Провести линию от опавшего листа к дереву.)
Педагог:
Листопад, листопад
- Пенится тропинка.
И шумит, как водопад,
Каждая осинка!(Т. Белозеров)
Дeти поднимают руки вверх и встряхивают кистями рук медленно, потом быстро, произнося звук «ш» в разных темпах затем постепенно опускают руки вниз с ритмичным произнесением звука «п».
Педагог:
Это что за чудеса тут в лесу творятся?
Малыши - коротыши, дайте разобраться.
Словесная игра «Нескладухи»
Вы послушайте, ребята,
Нескладуху буду петь:
« На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь».Сидит ёжик на березе-
Новая рубашечка,
На головке сапожок,
На ноге фуражечка.На горе стоит осина,
Слезы капают с листа,
Под горой стоит корова,
И коса вместо хвоста.Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К ёлке прицепился.
Д/и « Много»
Педагог: Если надеть одну шапочку - хорошо, тепло, а если надеть много шапочек?
Если съесть одну ягодку - хорошо, вкусно, приятно, а если съесть много ягод?
Если опадет много листьев - хорошо, красиво, а если очень много, столько, что все деревья окажутся под листьями?
Педагог: (показывает картину с изображением леса, засыпанного листьями по самую макушку) На картину посмотрели не только мы, но и лесные жители. Как вы думаете, о чем они сейчас хотят нам сказать? О чем говорит дятел? О чем говорит зайка? О чем говорит медведь? А о чем грустит грибок?
Педагог:
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая,
С замираньем летит на звезду.(С. Есенин)
Д/и « Кто и что звучит громче всех, а кто и что тише всех?»
(На карточке изображения паучка, кричащего ребенка, вороны, воробышка, падающего листа, ветра.)
Педагог: Мы с вами сейчас сыграем на музыкальных коробочках музыку про опадающие листья.
Шумовой оркестр «Листья». Дети встряхивают коробочки - «листья дрожат на ветру», ритмично ударяют по ладони «листья опадают».
Педагог:
По лесным тропинкам будем мы гулять,
Золотые листья будем собирать.
Упражнение на развитие чувства ритма «Прогулка»
Дети двигаются по залу врассыпную под любую спокойную музыку, наклоняясь в конце фраз («поднимая листок»).
Педагог (раздает детям листья):
Ветер с листьями играет,
Листья с веток обрывает,
Листья желтые летят
Прямо на руки ребят.
Танец-игра с листьями (под «Осеннюю песенку» А.Александровой)
Педагог:Вот какой осенний букет получился. Как много листьев собрали наши пальчики.
(Педагог показывает иллюстрацию с изображением журавлей, улетающих на юг).
Педагог:
Вы слыхали?
Над болотом
Журавли опять кричат.
Журавли перед отлетом
Учат строго журавлят.
Учат лету, учат клику,
Учат, как не отставать,
Над родным ручьем калину
Никогда не забывать.
Педагог: Попробуем выложить из осенних листьев улетающих на юг журавлей.
Аппликация из осенних листьев « Отлет журавлей».
Педагог: Какие красивые картинки у нас получились! Украсим ими нашу группу.
Звучит фонограмма курлыканья журавлей. Дети уходят из зала под клики журавлей, подражая их полету.