Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "А.П. Чехов. "Белолобый"

Разделы: Начальная школа


Тема: А.П.Чехов « Белолобый». (Второй урок по теме)

Цели и задачи урока:

  • формировать умение работать с литературным текстом, видеть авторское и выражать своё отношение к прочитанному;
  • развивать навык правильного, осознанного, беглого и выразительного чтения;
  • развивать грамотную, доказательную речь, мышление, память, внимание;
  • воспитывать чуткое, доброе отношение к природе;
  • расширять читательский кругозор, повышать интерес к чтению.

Оборудование:

  • портрет А.П.Чехова, выставка книг автора;
  • рисунки учащихся;
  • индивидуальные тренажёры по чтению;
  • карточки для организации групповой и индивидуальной работы.

Ход урока

1. Организация урока

(Обращается внимание на правильную посадку за партой)

Звенит звонок –
Долгожданный начинается урок.

2. Речевая разминка

  • Чтение столбиков слов по тренажёрам: тихо, глазками, хором, упражнение « челночок».
  • Индивидуальная дифференцированная работа по карточкам (2 учащиеся читают тексты на карточках, но озвучивать их будут в конце урока).
  • Найдите в тренажёрах слова, которые подходят для описания действий животных.

3. Актуализация знаний

  • Прочитаем стихотворение (на доске):

А давайте заглянем в логово:
Среди валежен меж корней,
Отрывши яму для жилья,
Росла волчиная семья.

  • Дома вы перечитывали рассказ А.П.Чехова «Белолобый». Можно ли эти строчки использовать в качестве эпиграфа к рассказу? А к нашему уроку? Почему?

(Учащиеся формулируют цели и задачи урока)

4. Определение целей и задач урока

  • Мы действительно не просто заглянем и узнаем, как живёт волчиная семья, но и попробуем проникнуть в мир чувств и отношений, в мир А.П.Чехова, этого великого русского писателя. А может, и совершим открытия?

5. Работа над произведением

Акцент делается на содержание и эмоциональное восприятие.

а) Вопросы по восприятию прочитанного

  • Кто с удовольствием перечитывал рассказ дома?
  • Что нового открыли для себя?

б) Выборочное чтение

  • Как Чехов говорит о волчихе?
  • А как о щенке?
  • Как автор пишет об Игнате?
  • Сравните этих героев, чем они нам интересны? (Звучит мысль о старости молодости)

в) Подбор пословиц к произведению

  • Вот как гласит народная мудрость о старых и малых, прочитайте пословицы. (Карточки на партах)
1. Старый, что малый, а малый, что глупый.
2. Старый, что собака, а малый, что щенок.
3. И старый, и малый, хотят спать да баловать.
4. Что старый, что малый-то весел, то угрюм.
  • Какая пословица понравилась?
  • А какую запомнили? Повторите друг другу.
  • Эти пословицы отражают не только народную мудрость, но и красоту родного языка.

г) Уяснение позиции автора и читателей, развитие речи

  • Подумайте, а этот рассказ красивый?
  • В чём же А.П.Чехов увидел красоту? (в природе и в чувствах волчихи)
  • Как раскрываются материнские чувства волчихи?
  • А.П.Чехов говорит « по слабости здоровья». А когда так говорят? (Когда сочувствуют, жалеют, уважают)
  • Какое чувство у вас вызывает волчиха?
  • Подумайте, как же автору удаётся так писать о животных? (Автор сумел встать на место волчихи и увидеть мир её глазами. Он её жалеет, очеловечивает. У читателей возникает сочувствие и жалость. В то же время, автор пишет о волках с юмором.)
  • Как вы думаете, какой человек мог так писать о животных? (Добрый, мягкий, интеллигентный)
  • Вот такой А.П.Чехов. Благодаря ему, мы смогли проникнуть в мир чувств и мыслей животных.

д ) Главный герой произведения

  • А кто главный герой рассказа? Волчиха или Белолобый?
  • Перечитаем ещё раз описание главного героя: весело, с мягкой насмешкой или юмором.
  • А может ли кто-то воспроизвести этот отрывочек по памяти?

6. Выставка рисунков и книг

  • Своё отношение к героям этого произведения вы также выразили в своих рисунках. Представьте свои работы. (Каждый рисунок сопровождается цитатой из текста. 2-3 учащихся выходят к выставке рисунков и « защищают» свою работу.)
  • А знаете ли вы другие рассказы А.П.Чехова? Назовите.
  • Выставка книг.

7. Расширение читательского кругозора

  • А хотите узнать побольше о волках?

Учащиеся, получившие задание в начале урока, озвучивают тексты, взятые из статьи « О волке и волках» в книге И. И. Акимушкина « Мир животных: млекопитающие». М.,1990.

а) « Вообще волки обладают ангельским терпением по отношению к малышам. Вернётся отец с охоты, усталый, хочет спать, но не будет ему покоя! Приходится развлекать своих чад. А отношение волков к малышам, даже чужим заслуживает не только похвалы – подражания! Если погибнут родители, другой волк, найдя волчат, вскормит их, вспоит, научит жить. У волков дружная семья, но их щедрость простирается не только на своего брата. Волк не тронет песца, ворующего припрятанную волком добычу. Он добр к вороне, сороке, лисе. Он способен исторгнуть из своего желудка кусок мяса и для собаки. Горе собрата их трогает. Однажды нашли волки ежа – один исколол морду в кровь. Другие поглядывают на раненого и тихонько скулят, выражая сочувствие».

б) « А ещё мы любим поиграть. Особенно любим прыжки. Прыгаем вертикально вверх – свечкой (хорошо, что задние ноги у нас сильные), один перепрыгивает через другого. Чехарда, да и только! Играем в кошки – мышки. Вы не смейтесь, но волки и улыбаться умеют! Улыбка разная: нежная, весёлая, хитроватая, застенчивая. В общем, волчья улыбка».

  • Что из услышанного вас удивило, заинтересовало?
  • Подтверждает ли это мысль о том, что А.П.Чехов смог проникнуть в мир чувств и отношений животных?

8. Домашнее задание

  • Учащиеся предлагают разные варианты домашнего задания: ещё раз перечитать рассказ, написать сочинение, найти дополнительный материал о волках, продолжить рисовать иллюстрации, прочитать другие рассказы А.П.Чехова, поработать с читательским дневником.

9. Рефлексия урока

  • Вернёмся к стихотворению в начале урока. Ещё раз прочитайте его.
  • Удалось нам выполнить задуманное? Поделитесь своими мыслями и впечатлениями.
  • А кто-то сегодня совершил открытие? Какое?
  • Как мы сегодня поработали, узнаем, прочитав слово:

(Слово содержит смесь русских и латинских букв, нужно прочитать только русские буквы)

ЗUАLМSVЕЧSZАТWQЕЛRЬLНGО

Учитель вместе с детьми подчёркивает нужные буквы и получается слово ЗАМЕЧАТЕЛЬНО.

Всем спасибо! Урок окончен.