Тема: А.П.Чехов « Белолобый». (Второй урок по теме)
Цели и задачи урока:
- формировать умение работать с литературным текстом, видеть авторское и выражать своё отношение к прочитанному;
- развивать навык правильного, осознанного, беглого и выразительного чтения;
- развивать грамотную, доказательную речь, мышление, память, внимание;
- воспитывать чуткое, доброе отношение к природе;
- расширять читательский кругозор, повышать интерес к чтению.
Оборудование:
- портрет А.П.Чехова, выставка книг автора;
- рисунки учащихся;
- индивидуальные тренажёры по чтению;
- карточки для организации групповой и индивидуальной работы.
Ход урока
1. Организация урока
(Обращается внимание на правильную посадку за партой)
Звенит звонок –
Долгожданный начинается урок.
2. Речевая разминка
- Чтение столбиков слов по тренажёрам: тихо, глазками, хором, упражнение « челночок».
- Индивидуальная дифференцированная работа по карточкам (2 учащиеся читают тексты на карточках, но озвучивать их будут в конце урока).
- Найдите в тренажёрах слова, которые подходят для описания действий животных.
3. Актуализация знаний
- Прочитаем стихотворение (на доске):
А давайте заглянем в логово:
Среди валежен меж корней,
Отрывши яму для жилья,
Росла волчиная семья.
- Дома вы перечитывали рассказ А.П.Чехова «Белолобый». Можно ли эти строчки использовать в качестве эпиграфа к рассказу? А к нашему уроку? Почему?
(Учащиеся формулируют цели и задачи урока)
4. Определение целей и задач урока
- Мы действительно не просто заглянем и узнаем, как живёт волчиная семья, но и попробуем проникнуть в мир чувств и отношений, в мир А.П.Чехова, этого великого русского писателя. А может, и совершим открытия?
5. Работа над произведением
Акцент делается на содержание и эмоциональное восприятие.
а) Вопросы по восприятию прочитанного
- Кто с удовольствием перечитывал рассказ дома?
- Что нового открыли для себя?
б) Выборочное чтение
- Как Чехов говорит о волчихе?
- А как о щенке?
- Как автор пишет об Игнате?
- Сравните этих героев, чем они нам интересны? (Звучит мысль о старости молодости)
в) Подбор пословиц к произведению
- Вот как гласит народная мудрость о старых и малых, прочитайте пословицы. (Карточки на партах)
1. Старый, что малый, а малый, что глупый. 2. Старый, что собака, а малый, что щенок. 3. И старый, и малый, хотят спать да баловать. 4. Что старый, что малый-то весел, то угрюм. |
- Какая пословица понравилась?
- А какую запомнили? Повторите друг другу.
- Эти пословицы отражают не только народную мудрость, но и красоту родного языка.
г) Уяснение позиции автора и читателей, развитие речи
- Подумайте, а этот рассказ красивый?
- В чём же А.П.Чехов увидел красоту? (в природе и в чувствах волчихи)
- Как раскрываются материнские чувства волчихи?
- А.П.Чехов говорит « по слабости здоровья». А когда так говорят? (Когда сочувствуют, жалеют, уважают)
- Какое чувство у вас вызывает волчиха?
- Подумайте, как же автору удаётся так писать о животных? (Автор сумел встать на место волчихи и увидеть мир её глазами. Он её жалеет, очеловечивает. У читателей возникает сочувствие и жалость. В то же время, автор пишет о волках с юмором.)
- Как вы думаете, какой человек мог так писать о животных? (Добрый, мягкий, интеллигентный)
- Вот такой А.П.Чехов. Благодаря ему, мы смогли проникнуть в мир чувств и мыслей животных.
д ) Главный герой произведения
- А кто главный герой рассказа? Волчиха или Белолобый?
- Перечитаем ещё раз описание главного героя: весело, с мягкой насмешкой или юмором.
- А может ли кто-то воспроизвести этот отрывочек по памяти?
6. Выставка рисунков и книг
- Своё отношение к героям этого произведения вы также выразили в своих рисунках. Представьте свои работы. (Каждый рисунок сопровождается цитатой из текста. 2-3 учащихся выходят к выставке рисунков и « защищают» свою работу.)
- А знаете ли вы другие рассказы А.П.Чехова? Назовите.
- Выставка книг.
7. Расширение читательского кругозора
- А хотите узнать побольше о волках?
Учащиеся, получившие задание в начале урока, озвучивают тексты, взятые из статьи « О волке и волках» в книге И. И. Акимушкина « Мир животных: млекопитающие». М.,1990.
а) « Вообще волки обладают ангельским терпением по отношению к малышам. Вернётся отец с охоты, усталый, хочет спать, но не будет ему покоя! Приходится развлекать своих чад. А отношение волков к малышам, даже чужим заслуживает не только похвалы – подражания! Если погибнут родители, другой волк, найдя волчат, вскормит их, вспоит, научит жить. У волков дружная семья, но их щедрость простирается не только на своего брата. Волк не тронет песца, ворующего припрятанную волком добычу. Он добр к вороне, сороке, лисе. Он способен исторгнуть из своего желудка кусок мяса и для собаки. Горе собрата их трогает. Однажды нашли волки ежа – один исколол морду в кровь. Другие поглядывают на раненого и тихонько скулят, выражая сочувствие».
б) « А ещё мы любим поиграть. Особенно любим прыжки. Прыгаем вертикально вверх – свечкой (хорошо, что задние ноги у нас сильные), один перепрыгивает через другого. Чехарда, да и только! Играем в кошки – мышки. Вы не смейтесь, но волки и улыбаться умеют! Улыбка разная: нежная, весёлая, хитроватая, застенчивая. В общем, волчья улыбка».
- Что из услышанного вас удивило, заинтересовало?
- Подтверждает ли это мысль о том, что А.П.Чехов смог проникнуть в мир чувств и отношений животных?
8. Домашнее задание
- Учащиеся предлагают разные варианты домашнего задания: ещё раз перечитать рассказ, написать сочинение, найти дополнительный материал о волках, продолжить рисовать иллюстрации, прочитать другие рассказы А.П.Чехова, поработать с читательским дневником.
9. Рефлексия урока
- Вернёмся к стихотворению в начале урока. Ещё раз прочитайте его.
- Удалось нам выполнить задуманное? Поделитесь своими мыслями и впечатлениями.
- А кто-то сегодня совершил открытие? Какое?
- Как мы сегодня поработали, узнаем, прочитав слово:
(Слово содержит смесь русских и латинских букв, нужно прочитать только русские буквы)
ЗUАLМSVЕЧSZАТWQЕЛRЬLНGО
Учитель вместе с детьми подчёркивает нужные буквы и получается слово ЗАМЕЧАТЕЛЬНО.
Всем спасибо! Урок окончен.