Тема учебного занятия: «Танцевальная музыка. Вальс».
Место занятия в учебном процессе: Тема «Музыка всюду нам слышна», 1 урок. Раздел посвящен изучению основных жанров: песня, танец, марш.
Форма занятия: урок погружения в новую тему с применением ИКТ. (Приложение)
Формы и способы применения ИКТ на данном уроке:
Этап урока |
Форма использования ИКТ |
Цель |
Организационный | Слайд №1 | Создание рабочего настроя. |
Актуализация знаний | Демонстрационная презентация | Коррекция опорных представлений и вхождение в новую тему. |
Объяснение нового материала | Демонстрационная презентация | Использование наглядности, повышение мотивации для восприятия материала. |
Обобщение | Демонстрационная презентация | Постановка проблемного вопроса для закрепления пройденного материала. |
Конспект урока
Тема урока: «Танцевальная музыка. Вальс».
Тип урока: формирование знаний.
Цель урока:
- формирование новых знаний об особенностях танцевальной музыки;
- расширение круга музыкальных образов; воспитание музыкальной культуры, как части всей духовной культуры.
Задачи урока:
- Сформировать представление о характерных особенностях вальса.
- Продолжать работу по формированию представлений о средствах выразительности музыки(темп, размер, динамические оттенки).
- Продолжать развивать навыки хорового пения.
Оборудование:
- Компьютер, медиапроектор, экран, муз.центр.
- Презентация к уроку. (Приложение)
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний (три кита).
- Новая тема.
- Слушание музыки:
- П.И.Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»
- Д.Д.Шостакович Вальс «Шутка»
- Обобщение.
- Пение.
- Итог.
Ход урока
Название |
Деятельность |
Деятельность |
Использование |
Прогнозируемый |
Организационный |
Настрой на урок. Объявление темы. |
Настраиваются на восприятие новой темы. |
Слайд №1 |
Создание рабочего настроя |
Актуализация знаний и коррекция опорных представлений |
Вступительная беседа по вопросу: легенда о трех китах. Проблемная ситуация: определить |
Отвечают на вопросы учи- Определяют на слух жанры звучащих произведений. |
Слайд №2 Слайд №3 |
Коррекция опорных представлений. Отрабатывается умение слушать и слышать музыку, определять жанр. |
Формирование новых знаний
|
Дает краткие сведения о композиторе и произведении. | Слайд №4
|
Отрабатывается умение слушать и слышать музыку, определять ее характер. |
|
Предлагает прослушать вальс из «Серенады для струнного оркестра» П.И.Чайковского | Внимательно сушают музыку; определяют характер и жанр вальса. | |||
1-е прослушивание. Определить характер музыки,танец вальс. Учитель рассказывает о вальсе(происхождение танца,основные характерные черты). |
Слушают учителя,пытаются определить трехдольный размер вальса. | |||
2-е прослушивание. Выполнять движения руками под музыку.
|
Выполняют движения руками под музыку
|
Умение выполнять движения в соответствии с характером музыки |
||
Организованное осмысление нового материала |
Предлагает прослушать «вальс-шутку» Д.Д.Шостаковича. Вопрос: почему так назвали вальс? Кто, по-ващему, танцует под эту музыку? |
Отвечают на вопросы: музыка шуточная , веселая; танцуют игрушки, мышки , куклы… |
Слайд №5 |
Умение определять характер музыки. |
Обобщение |
Предлагает сравнить два вальса и сопоставить их с картинками. |
Отвечают на наводящие вопросы. |
Слайд №6 |
Умение давать сравнительную характеристику. |
Закрепление первичного осознания материала. Пение. |
Песня «Наш край» муз. Д.Кабалевского. Говорит о слиянии жанров песни и танца. |
С помощью учителя определяют жанры песни и вальса. Говорят о содержании. Разучивают песню. |
|
Развитие вокально-интонационных навыков. |
Подведение итогов. |
Вопрос: какие произведения звучали на уроке? Предлагает решить кроссворд «три кита» |
Отвечают на вопросы,решают кроссворд. |
Слайды №7, 8 |
Закрепление пройденного материала через игровой момент. |
Методическая часть
Цель использования презентации - повышение мотивации учеников к изучению музыкальных жанров, активизация познавательной деятельности на уроке и расширение кругозора.
Учителем используются следующие методы и приемы:
- Через вводную беседу организован процесс повторения корректировки опорных представлений о жанрах в музыке. (слайды №2-3).
- Для расширения кругозора использовались слайды с портретами композиторов (слайды № 4- 5).
- Организованы проблемные ситуации и игровые моменты для активизации учебного процесса.
(№ 2 ,3, 6, 7).
Слайд |
Что показывает |
Как показывает |
Для чего |
1 |
Тема урока |
Картинка с настройкой анимации |
Для создания настроя на урок. |
2 |
Три кита |
Картинка с настройкой анимации |
Для наглядности, корректировки опорных представлений. Активизация познавательной деятельности. |
3 |
Угадай-ка |
Слайд с настройкой анимации и звуком |
Проблемная ситуация, игровой момент. |
4 |
Портрет П.И.Чайковского |
Иллюстрация портрета |
Для визуального запоминания портрета композитора и расширения кругозора учеников. |
5 |
Портрет Д.Д.Шостаковича |
Иллюстрация фотографии |
Для визуального запоминания портрета композитора и расширения кругозора учеников. |
6 |
Вопрос и фотографии |
Слайд с вопросом, иллюстрацией, фотографий, настройкой анимации. |
Проблемная ситуация, игровой момент |
7 |
Кроссворд «три кита» |
Кроссворд с настройкой анимации |
Закрепление пройденного материала. |
8 |
Благодарность за урок |
Надпись «Молодцы» с настройкой анимации |
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от урока. |