Музыкальное занятие в 1-м классе. Тема: "Танцевальная музыка. Вальс"

Разделы: Музыка


Тема учебного занятия: «Танцевальная музыка. Вальс».

Место занятия в учебном процессе: Тема «Музыка всюду нам слышна», 1 урок. Раздел посвящен изучению основных жанров: песня, танец, марш.

Форма занятия: урок погружения в новую тему с применением ИКТ. (Приложение)

Формы и способы применения ИКТ на данном уроке:

Этап урока

Форма использования ИКТ

Цель

Организационный Слайд №1 Создание рабочего настроя.
Актуализация знаний Демонстрационная презентация Коррекция опорных представлений и вхождение в новую тему.
Объяснение нового материала Демонстрационная презентация Использование наглядности, повышение мотивации для восприятия материала.
Обобщение Демонстрационная презентация Постановка проблемного вопроса для закрепления пройденного материала.

Конспект урока

Тема урока: «Танцевальная музыка. Вальс».

Тип урока: формирование знаний.

Цель урока:

  • формирование новых знаний об особенностях танцевальной музыки;
  • расширение круга музыкальных образов; воспитание музыкальной культуры, как части всей духовной культуры.

Задачи урока:

  1. Сформировать представление о характерных особенностях вальса.
  2. Продолжать работу по формированию представлений о средствах выразительности музыки(темп, размер, динамические оттенки).
  3. Продолжать развивать навыки хорового пения.

Оборудование:

  1. Компьютер, медиапроектор, экран, муз.центр.
  2. Презентация к уроку. (Приложение)

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний (три кита).
  3. Новая тема.
  4. Слушание музыки:
  • П.И.Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»
  • Д.Д.Шостакович Вальс «Шутка»
  1. Обобщение.
  2. Пение.
  3. Итог.

Ход урока

Название
этапа урока

Деятельность
учителя

Деятельность
ученика

Использование
ЦОР
Слайд№

Прогнозируемый
результат

Организационный

Настрой на урок.

Объявление темы.

Настраиваются на восприятие новой темы.

Слайд №1

Создание рабочего настроя

Актуализация знаний и коррекция опорных представлений

Вступительная беседа по вопросу: легенда о трех китах.

Проблемная ситуация: определить
на слух песню, танец,
марш.

Отвечают на вопросы учи-
теля.

Определяют на слух жанры звучащих произведений.

Слайд №2

Слайд №3

Коррекция опорных представлений.

Отрабатывается умение слушать и слышать музыку, определять жанр.

Формирование новых знаний

 

Дает краткие сведения о композиторе и произведении.  

Слайд №4

 

Отрабатывается умение слушать и слышать музыку, определять ее
характер.
Предлагает прослушать вальс из «Серенады для струнного оркестра» П.И.Чайковского Внимательно сушают музыку; определяют  характер и жанр вальса.  

1-е прослушивание. Определить характер музыки,танец вальс.

Учитель рассказывает о вальсе(происхождение танца,основные характерные черты).

Слушают учителя,пытаются определить трехдольный размер вальса.  

2-е прослушивание. Выполнять движения руками под музыку.

 

Выполняют движения руками под музыку

 

Умение выполнять движения в соответствии с характером музыки

Организованное     осмысление нового     материала

Предлагает прослушать «вальс-шутку» Д.Д.Шостаковича.

Вопрос: почему так назвали вальс? Кто, по-ващему, танцует под эту музыку?

Отвечают на вопросы: музыка шуточная , веселая; танцуют игрушки, мышки , куклы…

Слайд №5

Умение определять характер музыки.

Обобщение

Предлагает сравнить два вальса и сопоставить их с картинками.

Отвечают на наводящие вопросы.

Слайд №6

Умение давать сравнительную характеристику.

Закрепление первичного осознания материала. Пение.

Песня «Наш край» муз. Д.Кабалевского. Говорит о слиянии жанров песни и танца.

С помощью учителя определяют жанры песни и вальса. Говорят о содержании. Разучивают песню.

 

Развитие вокально-интонационных навыков.

Подведение итогов.

Вопрос: какие произведения звучали на уроке?

Предлагает решить кроссворд «три кита»

Отвечают на вопросы,решают кроссворд.

Слайды №7, 8

Закрепление пройденного материала через игровой момент.

 Методическая часть

Цель использования презентации - повышение мотивации учеников к изучению музыкальных жанров, активизация познавательной деятельности на уроке и расширение кругозора.

Учителем используются следующие методы и приемы:

  • Через вводную беседу организован процесс повторения корректировки опорных представлений о жанрах в музыке. (слайды №2-3).
  • Для расширения кругозора использовались слайды с портретами композиторов (слайды № 4- 5).
  • Организованы проблемные ситуации и игровые моменты для активизации учебного процесса.

(№ 2 ,3, 6, 7).

Слайд

Что показывает

Как показывает

Для чего

1

Тема урока

Картинка с настройкой анимации

Для создания настроя на урок.

2

Три кита

Картинка с настройкой анимации

Для наглядности, корректировки опорных представлений. Активизация познавательной деятельности.

3

Угадай-ка

Слайд с настройкой анимации и звуком

Проблемная ситуация, игровой момент.

4

Портрет П.И.Чайковского

Иллюстрация портрета

Для визуального запоминания портрета композитора и расширения кругозора учеников.

5

Портрет Д.Д.Шостаковича

Иллюстрация фотографии

Для визуального запоминания портрета композитора и расширения кругозора учеников.

6

Вопрос и фотографии

Слайд с вопросом, иллюстрацией, фотографий, настройкой анимации.

Проблемная ситуация, игровой момент
Активизация детей на этапе обобщения.

7

Кроссворд «три кита»

Кроссворд с настройкой анимации

Закрепление пройденного материала.

8

Благодарность за урок

Надпись «Молодцы» с настройкой анимации

Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от урока.