Цели урока:
- Обучающая
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Оборудование и материалы: Компьютер, медиапроектор, экран, презентация (презентацию можно взять у автора), планшет, плакаты.
Ход урока
- Организационный момент.
- Мотивация учебной деятельности и объявление темы, целей урока
Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие - экспедицию по спасению Робинзона Крузо с необитаемого острова. У нас есть великолепный корабль, но пока у него нет имени, а без имени корабль не может выйти в море. И я думаю вы мне поможете определить его название, выполнив первое задание. (Приложение. Задание1).
Задание № 1.
Цель первого задания подвести учащихся к теме урока. Учащимся предлагается выполнить перевод величин выраженных в м/мин – в км/ч и наоборот. Задание учащиеся выполняют самостоятельно, а один из них работает на планшете, подключенным, к компьютеру.
Планшет - это одно из электронных средств обучения. С его помощью можно проследить поэтапное решение, которое высвечивается на экране. Выполнять построения, вносить заметки, выводить написанную информацию на печать и сохранять её в компьютере. А самое главное учащимся очень нравится на нём работать, что в свою очередь повышает интерес к предмету.
км/ч – м/мин | м/мин – км/ч | ||
Т | 6 | К | 24 |
И | 3,6 | 0 | 300 |
В | 4,2 | Я | 210 |
И | 54 | Р | 47,5 |
70 | 900 | 1,44 | 100 | 18 | 2,85 | 60 | 12,6 |
При выполнении 1-го задания учащиеся расшифруют название корабля “Виктория”. Демонстрация правильного решения на экране позволяет оптимизировать процесс самопроверки. Благодаря правильно подобранному заданию учащиеся без труда формулируют и тему и цели урока.
- Систематизация и обобщение знаний, умений и навыков.
I этап:
На наш корабль нужна самая опытная команда и сейчас мы выясним, кто сможет отправиться в это увлекательное и не простое путешествие.
Чтобы успешно работать в дальнейшем вспоминаем основную формулу пути, необходимую нам при выполнении следующих упражнений, а также формулы используемые при решении задач на движении по реке:
- V по теч=V соб +Vтеч;
- V пр теч=V соб -Vтеч;
- Vсоб = (Vпотеч+ Vпр теч):2;
- Vтеч = (Vпотеч- Vпр теч):2
Команда собрана и готова отправиться в экспедицию, но необходимо определить маршрут. А как называется то место на воде, где корабль может плыть его ещё обозначают буйками? (Форватер). (Приложение. Задание 2)
Задание №2. Заполнить таблицу
Vтеч | Vсоб | V по теч | V пр теч |
3,4 | 19,2 | ||
18,3 | 16 | ||
27,4 | 23,2 | ||
2 | 17 | ||
4,5 | 24,7 | ||
19 | 15 |
После заполнения таблицы полученные значения находим на плакате и закрываем буйками и в результате получаем путь нашего дальнейшего движения.
(Рисунок 1,2)
II этап:
Ну теперь мы совершенно готовы к путешествию. Но путешествие будет долгим и нам необходимо пополнить запасы пресной воды, для этого нам нужно зайти в бухту. Близко к берегу на нашем корабле не подойти, поэтому давайте спустим шлюпку на воду и 1 человек отправится на берег. Давайте определим сколько ему понадобится времени, чтобы преодолеть путь туда и обратно? Давайте все вместе решим эту задачу. (Приложение. Задача 1).
(Рисунок 3)
Задача № 1. Расстояние между двумя причалами равно 3 км. За сколько времени шлюпка проплывёт путь от одного причала до другого и обратно, если собственная скорость шлюпки 5 км/ч, а скорость течения составляет 20% скорости лодки?
Vсоб=5 км/ч Vтеч -? 20% от Vсоб t общ - ? ч. |
- 5*0,2= 1(км/ч) - Vтеч
- 3: (5+1) = 0,5(ч) – t движение по течению
- 3: (5-1) = 0,75(ч) - t движение проив течения
- 0,5 + 0,75 = 1,25(ч) – общее время в пути
Мы продолжаем наше путешествие дальше.
III этап:
А тем временем на острове: Робинзон Крузо хочет отправиться в глубь острова за фруктами, о которых ему поведал его друг Пятница. И передним встал вопрос , на чём ему отправиться туда, на лодке и плоту? Поможем ему решить эту задачу. (Приложение. Задача 2)
(Рисунок 4).
Задача № 2. Лодка проплывает расстояние по озеру за 2 часа. Такое же расстояние плот проплывает по реке за 6 часов. Сколько времени затратит лодка на тот же путь идя по течению реки?
1 – весь путь
- 1:2 = ½ (пути) проходит лодка за 1 час – Vсоб.
- 1:6 = 1/6 (пути) течени относит плот за 1 час – Vтеч.
- ½ + 1/6 = 4/6 = 2/3 (пути) проплывет одна лодка по течению реки.
- 1:2/3 = 3/2 = 1,5 (ч) –проплывет лодка весь путь по течению реки.
IVэтап.
Мы подходим к острову, берём на борт Робинзона Крузо и Пятницу и отправляемся домой. Близится вечер, скоро солнце скроется за горизонтом и Робинзон Крузо нам поведал, что до заката осталось 2 час и 48 минут. Вот уже виднеется маяк, который освещает нам путь. А от маяка до дома 6 км, успеем ли мы за время до заката солнца преодолеть этот путь и вернуться домой. (Приложение. Задача 3).
(Рисунок 5).
Задача № 3. Скорость корабля против течения в 4 раза больше скорости течения. Какое расстояние пройдёт корабль за 2ч 48 мин., двигаясь по течению, если в стоячей воде он пройдёт за то же время 56 км?
- 56:2,8 = 20(км/ч) - Vсоб.
- 2ч48мин = 2 48/60 = 2,8 ч
Пусть х км\ч скорость течения, тогда 4х км\ч Vпо теч. (4х + х) км\ч – Vсоб или по условии задачи 20 км\ч.
Модель: 4х + х = 20
х = 4
4 км\ч - Vтеч
- 4 + 20 = 24 (км\ч) - Vпр теч.
- 2,8 24 = 67,2 (км)
V этап.
Мы успели до заката солнца добраться домой. Экспедиция подошла к концу, но я думаю это не последнее наше путешествие. А чтобы отправиться в следующую нам нужно много готовиться , поэтому запишем домашнее задание.
Жизнь – это море, плыть желаешь, построй корабль из добрых дел.
Домашнее задание: № 247, 253.