Тип урока: интегрированный урок по комплексному применению знаний, умений и навыков по физике и информатике.
Вид урока: урок-исследование с использованием компьютера.
Цели урока по физике:
- закрепить умение решать задачи с использованием закона Ома для параллельного и последовательного соединения;
- научить рассчитывать силу тока в цепи с параллельным и последовательным соединением;
- научить экспериментально, с помощью компьютера доказывать известные законы, производить вычисления, анализировать и делать выводы из полученных результатов.
Цели урока по информатике:
- закрепить умения и навыки составлять программы на языке программирования QBasic с применением структуры ветвления и множественного выбора;
- показать учащимся практическое применение знаний, полученных на уроках информатики;
- научить объединять и использовать полученные теоретические знания на уроках информатики и физики на практике при решении задач.
Задачи урока:
Образовательные:
- совершенствование навыков работы в среде программирования QBasic;
- закрепление понятий: “Сила тока”, “Напряжение”, “Сопротивление”.
Воспитательные:
- воспитание информационной культуры у учащихся;
- побуждать обучающихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности;
- формирование навыков самостоятельной работы и уверенности в своих собственных силах.
Развивающие:
- развитие алгоритмического и логического мышления;
- развитие навыков использования сред программирования при решении задач по физике;
- способствовать развитию наблюдательности и умения анализировать, сравнивать и делать выводы;
- развитие интереса к изучаемым предметам: информатике и физики.
Методы обучения:
- по источнику знаний: словесные, наглядные, практические с использование ПК;
- по степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, самостоятельная работа;
- по характеру познавательной деятельности учащихся: частично-поисковый метод, исследовательский;
- по дидактической цели: метод закрепления знаний, контроля.
Средства обучения:
- технические:
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- компьютерный класс.
- программные:
- презентация на тему “Закон Ома для параллельного и последовательного соединения проводников. Ветвление и оператор выбора” (Приложение 1);
- среда программирования QBasic;
- раздаточные материалы (Приложение 2) .
Оформление доски: Дата, название темы урока.
План урока:
- Организационный момент (1 мин).
- Постановка темы и целей урока. (1 мин)
- Актуализация знаний из курса физики и информатики. (15 мин)
- Постановка проблемы. (3 мин)
- Самостоятельное решение учащимися расчетных задач в среде программирования QBasic. (18 мин)
- Анализ выполнения работы. (3 мин)
- Подведение итогов урока. (2 мин)
- Домашнее задание. (2мин)
Ход урока
- Организационный момент урока.
Учитель информатики: определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале.
Учитель физики: Сегодня мы проводим интегрированный урок по физике и информатике. Наш урок будет проходить в компьютерном классе. С помощью ПК и среды программирования QBasic вы сможете сделать намного больше вычислений, чем на обычном уроке в кабинете физики.
- Постановка темы и целей урока.
Учитель информатики: (Слайд 1) Тема нашего интегрированного урока: “Применение среды программирования QBasic для расчета силы тока при параллельном и последовательном соединении проводников”. Сегодня Вы будете практически применять свои знания, полученные на уроках информатики для решения задач по физике. Проверите свои знания по составлению программ на языке программирования QBasic с применением структуры ветвления и множественного выбора. (Слайд 2)
- Актуализация знаний из курса физики и информатики (повторение теоретического материала).
- Повторение раннее изученного материала по физике.
Учитель физики: (Слайд 3) Для решения задач мы будем использовать закон Ома для участка цепи. Это закон связывает между собой три величины, характеризующие любую электрическую цепь: силу тока, напряжение и сопротивление. Закон назван по имени немецкого ученого Георга Ома, открывшего этот закон в 1827 году.
- Вопрос:
Для подтверждения правильности ответа обучающегося преподаватель открывает Слайд 4.
- Вопрос:
Электрические цепи, с которыми мы имеем дело на практике, обычно состоят не из одного приемника электрического тока, а из нескольких, которые могут быть соединены между собой по-разному.
Рассмотрим последовательное соединение проводников. (Слайд 6).
Вы уже знаете, что при последовательном соединении сила тока в любых участках цепи одна и та же, т.е. I = I1 = I2 .
- Вопрос:
Рассмотрим параллельное соединение проводников. (Слайд 7).
- Вопрос:
Вопрос: Чему же будет равно общее сопротивление цепи? Ответ: Общее сопротивление цепи находим по закону Ома:
- Повторение ранее изученного материала по информатике.
Учитель информатики: Для решения задач по физике Вы будете использовать среду программирования QBasic. Составленная вами программа должна производить вычисления силы тока для последовательного и параллельного соединения проводников. Также вам нужно будет сравнить значения силы тока при параллельном и последовательном соединении, т.е. определить при каком соединении сила тока в цепи больше. Для решения этих вопросов необходимо будет использовать условный оператор IF и оператор выбора SELECT CASE.
Вопрос: Давайте вспомним, что такое ветвление? Ответ: Ветвление – эта такая форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий.
Рассмотрим представление команды ветвления в полной и неполной форме в виде блок-схемы и на языке программирования QBasic. Полная форма ветвления в виде блок-схемы представляется следующим образом: (Слайд 8)
Рисунок 3
Вопрос: Запишите блочный и линейный формат условного оператора IF на языке программирования QBasic.
Ответ:
Блочный формат:
IF условие THEN
оператор 1
ELSE
оператор 2
END IF
Линейный формат: IF условие THEN оператор 1 ELSE оператор 2
(Слайд 9). Преподаватель просит ученика сравнить свой ответ с изображением на экране.
Неполная форма ветвления в виде блок-схемы представляется следующим образом: (Слайд 10).
Рисунок 4
Вопрос: Запишите неполную форму ветвления на языке программирования QBasic?
Ответ:
Блочный формат:
IF условие THEN
оператор 1
END IF
Линейный формат: IF условие THEN оператор 1
Сравним запись на доске с изображением на экране. (Слайд 11). Теперь повторим представление оператора выбора SELECT CASE в виде блок-схемы (Слайд 12) и на языке программирования QBasic (Слайд 13).
Вопрос: Расскажите, как выполняется инструкция SELECT CASE? Ответ: Выполняется инструкция SELECT CASE следующим образом:
- Вычисляется значение выражения, записанного в SELECT CASE;
- Полученное значение последовательно сравнивается с условиями записанными в CASE. Если значение выражения совпадает с одним из условий, записанных после CASE, то выполняется блок команд, следующий за данным CASE.
- Если значение выражения не совпадает ни с одним условием, то выполняется блок команд, следующий за CASE ELSE, и выполнение инструкции CASE завершается.
- Постановка проблемы.
Учитель физики: Учащимся выдаются карточки с условием задачи и расчетными данными.
Условие задачи: (Слайд 14)
Несколько потребителей обладающих сопротивлением подключили к зажимам источника тока напряжением U В сначала параллельно, а затем последовательно.
Определите силу тока в каждом потребителе, общую силу тока в участке цепи и сопротивление участка цепи для параллельного соединения. Для последовательного соединения: определите силу тока в цепи, напряжение на концах каждого из потребителей тока и общее сопротивление цепи.
Определите, при каком типе соединения общая сила тока цепи будет больше и почему. Составьте программу так, чтобы можно было производить вычисления для 2 или 3 потребителей.
- Самостоятельное решение учащимися расчетных задач в среде программирования QBasic.
Учащиеся самостоятельно решают задачу и оформляют ее решение в виде программы на языке программирования QBasic. Результаты вычислений вносят в лист ответов. Один из вариантов решения задачи на языке программирования QBasic можно посмотреть в Приложении 3.
- Анализ выполнения работы.
Учащиеся рассказывают о проделанной работе и сделанных выводах. После обсуждения на экране появляется Слайд 15 (Образец правильно сделанного вывода).
Листинг программы
- Подведение итогов урока.
Подведение итогов работы. Оценки за урок. Ответы на вопросы учащихся.
- Домашнее задание.
Составить тестирующую программу на языке программирования QBasic на тему “Закон Ома для участка цепи и его следствия”. (Слайд 16).