Проблема школьной неуспеваемости и её причины - одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Она остаётся актуальной в связи с многообразием причин, её порождающих. Так выявлено, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического характера (семейно-бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей и др.), так и психологического характера (недостатки в познавательной, потребностно-мотивоционной сферах, индивидуально-психологические особенности учащихся, несформированность процессов анализа и синтеза и др.) Это затрудняет деятельность учителя по их выявлению, и в большинстве случаев учитель выбирает такой способ работы как дополнительные занятия. Дифференцированный метод обучения также не решает всех проблем неуспеваемости. Для того, чтобы работа со слабоуспевающими учениками стала эффективной я прежде всего стала выявлять конкретные психологические причины, мешающие полному усвоению знаний каждым учеником. От знания причины ошибки к её устранению.
Содержание учебного материала для проведения коррекционных занятий должно не только предупреждать трудности обучения, но и способствовать развитию учащихся. Благодаря такой работе с самых первых уроков математики повышается успеваемость и степень обученности учащихся.
Актуальность опыта заключается в изучении личности, как цели обучения и воспитания и группы, как главнейшего фактора, влияющего в наших условиях на реализацию личности. Главным здесь будет создание учителем атмосферы в классе, помогающей возникновению учения, значимого для ученика. Учитель при этом должен быть именно таким, какой он есть на самом деле, к тому же он должен осознавать свое отношение к другим людям. Таким образом, он становится откровенным в отношении с учеником. Он живой человек, а не безличное воплощение требований программы или связующее звено для передачи знаний. Учитель принимает ученика таким, каков он есть, и способен понять его чувства и вывести их на более высокий уровень. Кроме обычных средств учитель использует себя, свои знания, свой опыт, не пренебрегая опытом, знаниями своих учеников. Результатами взаимодействия в значимом учении является не качество усвоенных знаний, а те изменения, которые происходят в личности, в ее развитии и росте. Это особенно актуально в настоящее время, когда развивающему обучению отводится одно из главенствующих мест в образовании.
Опыт актуален, так как он решает ряд противоречий, стоящих перед современной школой:
- противоречие между базой знаний, умений и навыков, которую закладывает традиционная школа и постоянно меняющимися требованиями к личности современными общественно – экономическими отношениями;
- противоречие между средой и личностью;
- противоречие между требованиями педагога и неспособностью ряда учащихся удовлетворить этим требованиям;
- противоречие между стремлением личности к гуманным отношениям и отсутствием их в современном мире.
Новизна опыта в комплексном применении различных психодиагностических методик и коррекционных заданий при работе с учащимися на уроках математики. Максимальное использование учебно-методического комплекса Начальная школа ХХI века”.
В основе опыта лежат следующие идеи:
- идея учета индивидуальных особенностей учащихся при обучении;
- идея применения различных способов выявления, психологических причин трудностей в обучении;
- идея применения различных способов коррекции выявленных недостатков.
Данная тема реализуется как через урок, так и через внеклассную работу по предмету. Данный опыт перспективный, так как он позволяет предупредить неудачи в выполнении программных требований , потерю познавательного интереса, уверенности в своих силах у учащихся.
При создании собственной системы по коррекционно-развивающей работе я ознакомилась и взяла за основу опыт Н.П. Локаловой, кандидата психологических наук, специалистов – психологов из Санкт-Петербургского университета, авторского коллектива учебно-методических пособий “Начальная ХХI века” под руководством члена-корреспондента РАО, профессора Н.Ф. Виноградовой, учителей страны и области, работающий в коррекционных классах и классах компенсирующего обучения.
В основе их опыта лежит:
- безграничная вера в ребенка, каждый ребенок может научиться всему;
- путь к достижению положительного результат, а может быть только путем “от успеха к успеху”;
- темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями;
- отказ от принципа “перехода количества дополнительных занятий в качество обучения”;
- в обучении необходимо опираться на сильные стороны в развитии ученика, выявленные в процессе диагностики;
- в содержание учебного материала для проведения коррекционных занятий должно не только предупреждать трудности обучения, но и способствовать развитию учащихся;
- коррекционно-развивающая работа должна осуществляться систематически и регулярно.
Возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка, была основана еще в 30-е годы выдающимся русским психологом Л.С. Выготским. Исторический опыт отечественной педагогики (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский) показывает, что синтез педагогических воздействий, в том числе носящий коррекционно-развивающий характер, происходит в педагогически организованной среде.
Цель опыта: построить четкую систему коррекционно-развивающей работы на уроках математики в начальной школы для повышения уровня обученности учащихся.
Задачи опыта:
- создать условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию, когда им осуществляется деятельность по самосовершенствованию;
- вызвать интерес учащихся к занятиям, придать уроку проблемно - творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся.
Средствами достижения данных целей и задач считаю следующие:
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
- поощрение стремления находить свой способ работы; анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Система моей работы состоит из следующих компонентов:
- Устранение выявленных недостатков.
- Диагностика трудностей в обучении, возникших у учащихся при обучении математике.
- Создание организационно-педагогических условий для общего развития детей, отработку компонентов учебной деятельности, пропедевтику трудностей усвоения наиболее сложных разделов курса математики.
- Планирование учебного процесса с учетом общего развития учащихся, возникающих трудностей при обучении у отдельных учащихся через систему уроков, каждый урок, отдельные этапы урока, порции материала (задачу, алгоритм, пример).
Оценка и анализ эффективности работы при проведении коррекционно-развивающей работы, планирование дальнейшей работы на основе данных и выводов о результативности, опираясь на те стороны познавательной деятельности, которые у данного учащегося развиты лучше. Основными методами обучения на занятиях должны быть дидактические игры, самостоятельная и предметно-практическая работа. Оптимальным средством для проведения коррекционно-развивающей работы являются тетради на печатной основе, дающие возможность самостоятельно действовать- штриховать, закрашивать, соединять линии, подчеркивать, дорисовывать. Это тетради “Я учусь считать” (1-й класс), “Дружим с математикой” (2–4-й класс) Е.Э. Кочуровой.
Я отобрала следующие способы и формы организации деятельности детей с низким уровнем готовности к овладению математикой и возникающими трудностями в изучении этого предмета:
- увеличение доли групповой работы. Принципы организации групп:
- по профилю трудностей( ориентировки в пространстве, нарушение моторики)
- по степени успешности овладения программным материалом на определенном этапе обучения.
- необходимо время как для устранения выявленных пробелов, так и для отработки задач каждого нового этапа обучения.
- увеличение количества упражнений, предлагаемых для успешной автоматизации навыка
- учебно-тренировочные упражнения тетрадей нацелены на активизацию трех ведущих форм восприятия : зрительного, слухового, двигательного, что стимулирует развитие познавательных способностей.
Изменение содержания обучения детей с низким уровнем готовности к школе явилось введение дополнительных заданий, способствующих, с одной стороны, углублению отрабатываемых действий, с другой восполнению пробелов в подготовке и пропедевтике трудностей усвоения материала.
Свою коррекционно-развивающую работу начинаю с педагогической диагностики. Это необходимые сведения о сформированности позиции школьника, уровне активности и самостоятельности, уровне мышления. Сформированность предпосылок к овладению математикой является усвоение этого предмета.
Детям, показавшим низкий уровень ориентации в пространстве , предлагаю отвечать на вопросы, требующие использование слов “слева-справа”, “налево-направо”. ”, “влево-вправо”.
Умение детей ориентироваться на плоскости листа вырабатывается при помощи таких упражнений, как “Путешествие клеточки”. Очень медленно диктую каждый этап работы. Затем задаю вопросы:
- Сколько “шагов” надо пройти от синей клетки к красной; от коричневой к желтой?
- Сколько “шагов” и в каком направлении надо сделать, чтобы попасть из красной клетки в коричневую по тому же маршруту?
- Кто может показать самый короткий путь от красной клетки к коричневой?
Детям, которые не смогли перейти от числа предметов к его изображению с помощью кругов, квадратов:
- Положите в ряд 9 чисел. Отсчитайте 5 фишек и отодвиньте в сторону. Девять без пяти - это сколько?
- Сейчас на парте 4 фишки. Положите на парту ещё 6 фишек. Четыре и шесть - это сколько? Теперь в ряду 10 фишек. Отсчитайте 3 фишки и отложите их в сторону. Десять без трёх - это сколько?
После введения знаков “+” и “-” детям с низким уровнем готовности к школе предлагала вновь вернуться к задачам на с. 16-19 тетради “Я учусь считать”. Теперь они сами могут сформулировать условия задач, записать их решение с помощью чисел.
Дети с низким уровнем развития значительного восприятия получают такие задания в тетради “Я учусь считать”: “нарисуйте такую же фигуру”, “раскрасьте части картинки, на которой написана цифра 8”, “раскрасьте многоугольники, такие же по форме и по расположению, как многоугольник слева”, “соедините линией фигуры одинаковой формы”, “соедините линией ключи от одного замка”, подберите к часам подходящие циферблаты” и другие.
Для детей, которые показали низкий уровень выполнения задания на умение сравнивать множества по числу элементов, даю задания на составление пар, например: “В детском конструкторе есть цилиндры и кубы. Чего больше кубов или цилиндров?”
Для детей, которые в ходе диагностики показали низкий уровень ориентации в пространстве, формирование умения складывать и вычитать требует подготовительной работы, проходящей в несколько этапов. Эту работу осуществляю в коррекционно-развивающей тетради:
- Нахождение данного числа на шкале линейки (“поставьте остриё карандаша на штрих над числом 2”, обозначьте точками штрих на линейке, откуда будете начинать отсчет при решении примеров и т.д.)
- Уточнение направления отсчета (вправо или влево), при этом особое внимание обращаю на детей с недостаточно сформированной дифференцировкой: “вправо-влево”.
- Закрепите связи знака действия с движением по шкале линейки ( “+”, “-”) с движением по шкале линейки (вправо или влево).
- Выполнение самого движения на определенное число “шагов” (сначала передвигая карандаш от одного числа (один, два, три), а затем пересчитывая “шаги про себя).
Только после этого детей с низким уровнем готовности к обучению перевожу работе с обычной линейкой. Поэтапная отработка действий, составляющих “движение по шкале линейки”, позволяет избежать трудностей при переходе через десяток (8+3, 12-4), а также усвоение переместительного свойства сложения, свойства нуля при сложении (0+8, 9+0); свойств вычитания (5-0, 7-7).
Особую трудность для детей с низкой готовностью к обучению представляет прочное усвоение таблицы сложения в пределах 10 и соответствующих случаев вычитания. Разнообразить эту работу мне помогают игральные кубики, применяемые в детских настольных играх, домино и т.п.
Работа в парах. Партнеры (возможно, сильный и слабый) одновременно бросают по два кубика, и оба молча считают, какая сумма получилась на верхних гранях выпавших кубиков. Не изменяя положения кубиков, дети осуществляют взаимный контроль: узнают, сколько у каждого. В дальнейшем используется кубики, где вместо точек стоят цифры.
Для детей с низким уровнем ориентации в пространстве практический опыт приобретается при работе с геометрическими фигурами. Для этого вырезаем “Танграм” и составляем различные фигуры из тетради “Я учусь считать”, затем придуманные детьми.
Такая работа производится поэтапно. Сначала для “заполнения” контурного изображения берут только 2-3 фигуры из всего набора, потом все 7 частей используют для составления картинки разбиением на части и, наконец, с частично заданным разбиением.
Во втором классе с детьми, испытывающими трудности, продолжаю работу по формированию наблюдательности, геометрической зоркости. Этому способствуют задания на подсчет числа треугольников, четырехугольников в одной и той же заданной фигуре, задания, выполняемые на части шахматной доски и др.
Приучаю детей, испытывающих трудности в обучении, к самостоятельной работе в тетрадях, на индивидуальных карточках. С этой целью даются необходимые подсказки- схемы задач, краткие записи условий, схемы- рисунки, памятки и т.п.
Обнаружив ошибку, стараюсь не исправлять её, подчеркиваю то место, где она допущена, дав возможность самому ребенку исправить её.
В ознакомления учащихся со способами письменного выполнения сложения и вычитания на уроках подробно рассматриваются соответствующий алгоритм. Детям с трудностями в обучении даются памятки, в которых дана последовательность операций. Это памятки –подсказки в коррекционных тетрадях на листочках при самостоятельной работе в обычной тетради. Например.
Выполни вычитание в столбик по плану:
_52
24
28
- Вычитаю единицы. Из 2 ед. нельзя вычесть 4 ед. Беру 1 ед. из 5 ед. (ставлю точку над цифрой 5), 1 ед. и 2 ед.- это 12 ед. 12-4=8
- Вычитаю десятки. Было 5 ед., но 1 ед взяли. Из 4 ед. вычитаю 2 ед.
Особенность работы в 3-м классе с детьми, имеющими трудности в обучении, остаётся постепенный перевод ребенка к самостоятельному выполнению заданий, формированию важнейших компонентов учебной деятельности- самоконтроля и самооценки. На это направлено как само содержание заданий, так и схемы-подсказки, позволяющие ребенку самому определить качество выполнения того или иного задания.
Я объединяю слабых людей в пару, когда в задании математического характера наряду с формированием определенного умения необходимо выполнять более важную задачу- развития внимания, геометрической зоркости, памяти. Дети выполняют задание по очереди.
Например, выполняя задание, один ученик находит в таблице и показывает по порядку каждое из чисел от 21 до 40, другой наблюдает и проверяет. Если напарник назвал число, но не показал его, то проверяющий просит показать это число в таблице. Результат работы засчитывается только после того, как оба ученика выполнили задание.
Наблюдать, выделять признаки, отбирать существенное- нелегкая работа. В такой ситуации важно натолкнуть детей на самостоятельное решение с помощью подсказки, наводящего вопроса.
При изучении темы “Числа от 100до 1000”, при любом возникновении затруднений предлагаю детям рассмотреть тот или иной вопрос с использованием пособий. В роли “помощника” в работе с трёхзначными числами используется числовой луч. Он помогает перенести изученные способы сложения и вычитания на новую область чисел.
Перед изучением со всем классом самого трудного случая вычитания, вида 300-126 (письменный алгоритм), предложила группе учащихся, испытывающих трудности в обучении, выполнить подготовительные задания с использованием моделей.
- Рассмотрите рисунки, расскажите, чем похожи и чем различаются представленные способы вычитания? Ребята быстро определяют, что было дано одно и то же число и следовало выполнять вычитание, но вычитаем сначала единицы, затем десятки, а затем сотни.
- Что показало это сравнение?
- Какие выводы можно сделать?
Сравнение представленных рисунков позволит детям и в дальнейшем использовать модели как опору при выполнении вычитания чисел из крупных сотен. На развитие представлений о часе, минуте провожу игру “Часовщик”. Это работа в паре. Детям, умеющим определять время, отводится роль “часовщика”, а ученикам, не умеющим ориентироваться, роль “узнаваек”. “Часовщик” устанавливает на модели часов часовую и минутную стрелки, а “узнавайка” называет установленное время.
В ряде упражнений еще до начала выполнения вычислений надо выполнить задание, способствующее развитию зрительного восприятия. Так, например, детям нужно составить “цепочку” примеров, сопоставляя элементы “кусочки” мозаики, подбирая подходящую к соответствующим вырезам. Предлагаю соединить “кусочки” карандашом, записать числа и действия по порядку только потом выполнить их.
Все причины трудностей в обучении можно разделить на семь групп причин:
- низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве;
- недостатки в развитии внимания;
- недостатки в развитии памяти;
- недостатки в развитии мышления;
- недостатки в развитии речи;
- несформированность приемов учебной деятельности;
- индивидуально-типологические особенности.
Перечисленные выше коррекционно-развивающие упражнения способствуют устранению трудностей в обучении математике.
В результате работы над данной темой мне удалось повысить уровень развития психических процессов у детей, имеющих трудности в обучении, корректируя имеющиеся недостатки. Уровень качества знаний и степень обученности моих учеников по математике на протяжении последних пяти лет значительно вырос.