Цели урока:
- Формирование умения создавать речевые творческие продукты - лимерики.
- Развивать речь и творческие способности (беглость, гибкость, оригиналь ность мысли).
- Эмоциональное развитие у детей уверенности в своих силах, чувство радости и успеха в учении, что они смогут справиться с решением любой задачи.
Оборудование: схемы к игре “Да-Нетка”, таблица составления прямого лимерика, книга к внеклассному чтению С. Т. Аксаков “Аленький цветочек”, таблица составления обратного лимерика, схема “Характер, действия героя”
Ход урока
- Вступительное слово учителя.
- Сегодня на уроке мы отправимся в мир сказки. Отгадать имя сказочного героя сказки нам поможет игра “Да – Нетка”. Я задумала: кто-то был добросердечным и тем самым спас жизнь другому.
(С помощью схемы игры “Да – Нетка” дети отгадывают героя сказки):
№ | Вопросы учащихся | Ответы | Комментарии |
1 | Это герой природного мира? | Да | Вопросы 1-2 сильны, так как ученикам легче будет определить героя. |
2 | Это человек? | Да | |
3 | Этот человек богатый? | - | Учитель жестом отказывается от ответа. Этот вопрос не соответствует основному вопросу, заданному в начале игры. |
4 | Этот герой старый? | Нет | Вопрос хороший, но лучше было бы задать его после 2 вопроса. |
5 | Этот герой молодая девушка? | Да | Вопросы 5 – 7 сильные, ребята всё ближе подходят к отгадке героя. |
6 | У неё есть сёстры? | Да | |
7 | У неё есть мачеха? | Нет | |
8 | У неё есть мать и отец? | - | Жест отказа. На подобный вопрос невозможно ответить обусловленным образом. |
9 | У неё есть отец, но нет матери? | Да | Вопросы 9 – 11 приводят ребят к отгадке. |
10 | Она живёт с отцом и сёстрами в богатом доме? | Да | |
11 | У этой девушки отец - купец? | Да | Похоже, ученики уже отгадали персонаж. |
12 | Это Настенька из сказки “Аленький цветочек”? | Да! |
Учитель: Скажите, почему я назвала Настеньку добросердечной, кому она спасла жизнь?
Ответы учащихся:
- Настенька очень добрая.
- Она любила своего отца и не хотела, чтобы он возвращался к чудищу.
- Она сначала испугалась чудище, но потом пожалела его.
- Настенька вернулась на остров, потому что дала слово, что вернётся обратно.
- Чудище стал её другом. Настенька подружилась с ним и полюбила его, а друзей в беде нельзя бросать.
- Работа по теме урока.
- Составление схемы “Характер и действия героя”.
- Давайте выразим своё отношение к герою сказки через лимерик.
- Что необходимо для создания лимерика?
Ответы учащихся:
- Нужно подобрать слова – рифмы, характеризующие Настеньку.
- Сначала надо определить черты характера героя и его действия.
Учитель: Правильно. Предлагаю начать работу с черты характера Настеньки–добросердечная.
Черты характера героя | Действия героя |
добросердечная | пожалела, полюбила, освободила |
Пригожая | Была хороша собой |
Любящая | Любила отца и сестёр |
Скромная | Попросила не дорогой подарок |
Терпеливая | Ждала отца |
Смелая | Не испугалась чудища |
Ласковая | Вела разговоры с чудищем |
Честная | Вернулась к чудищу |
Учитель: Вспомним правила составления лимерика.
Ответы учащихся: При составлении лимерика не забываем о том, что:
- первые две строчки рифмуются между собой;
- третья и четвёртая рифмуются между собой;
- пятая содержит вывод и не рифмуется.
- Составление лимерика по таблице на доске:
1 строчка | Жил-был (объект) |
2 строчка | Какой? (свойства объекта) |
3 строчка | Что делал? (действия объекта) |
4 строчка | С кем общался? (взаимодействие с другими объектами) |
5 строчка | Вывод (мораль) |
Ученики делятся на 4 группы и создают свои варианты рифмованных текстов- лимериков. Например:
Жила-была Настенька пригожая,
Скромная, ласковая, хорошая.
Пожалела чудище и его полюбила,
От злых чар освободила.
Любовь и добро всегда побеждают
Учитель: А теперь мы постараемся составить обратный лимерик.
На доске таблица составления обратного лимерика.
1 строчка | Если бы объект… |
2 строчка | Какой? (сравнение объекта) |
3 строчка | То… (действия объекта) |
4 строчка | С кем и как общался |
5 строчка | Вывод (мораль) |
Ученики в группах создают свои варианты рифмованных текстов - обратных лимериков. Например:
Если бы Настенька не была пригожая,
Была нескромная, неласковая и нехорошая,
То чудище не пожалело бы и не полюбила,
И от злых чар не освободила.
Погибнет тогда принц без Настеньки
- Подведение итога урока.
Учитель: Молодцы, ребята, все группы хорошо справились с заданием. Подведем итог урок и поделимся впечатлениями (рефлексия).
Ответы учащихся:
- На уроке мне понравилось…
- Мне было интересно…
- Я узнал(а) новое…
- Домашнее задание:
- 1 вариант составит прямой лимерик о главном герое в сказке “Гадкий утёнок”.
- 2 вариант составит обратный лимерик о главном герое этой же сказки.