На страницах специальной печати (журналы “Дефектология”, “Известия Академии педагогических и социальных наук”, “Коррекция и развитие”) неоднократно сообщалось о нездоровой тенденции в нашем обществе – децелерации. Децелерация – это замедленный темп физического и интеллектуального развития детей. Поступающие в первый класс дети имеют ограниченный словарный запас, низкий уровень развития общей и мелкой моторики, неадекватные эмоции, различные речевые патологии.
Результаты исследований Т.Е. Емелиной, Н.Е. Земской свидетельствуют о качественном изменении контингента детей. Отсюда возникает необходимость пересмотра форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, внедрения здоровьесберегающих технологий.
Существует фактор № 1, воздействие которого на успешность неоспоримо. Этот фактор – уровень развития устной и письменной речи ребенка. Ведь именно речь является средством получения и выражения знаний. По диагностическим данным в нашей школе более 60% детей имеют стойкую речевую патологию. Отклонения в речевом развитии носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, однако отставание в учебе неизбежно.
В итоге педагогической практики в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида сложилось представление о той помощи, которая необходима ребенку с проблемами в развитии. Одним из наиболее эффективных направлений работы, связанной с коррекцией недостатков развития детей, страдающих интеллектуальной недостаточностью, является включение в учебный процесс специальных коррекционных занятий – логопедии, ритмики, музыки, а также их тесная межпредметная связь.
Четкая организация логопедических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей, устранению речевых нарушений, а также общему оздоровлению ребенка.
В начале ХХ в., во многих странах Европы получила распространение система ритмического воспитания. Она стала известна под названием “метода ритмической гимнастики”. Ее создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Он решил выделить музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогики. Далькроз решал задачу “воспитания ритма при помощи ритма”, развивал у детей музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений. Дальнейшее развитие система Далькроза получила в работах его учеников и последователей. В нашей стране большая заслуга в этом принадлежит Н.Г. Александровой и В.А. Гринер. Из раздела ритмической гимнастики и музыкально-ритмического воздействия выделяется лечебная ритмика. На практике лечебная ритмика была реализована В.А. Гринер и находит применение в логопедических учреждениях. В системе ритмического воздействия на людей с речевой патологией ведущее место занимает слово. В связи с этим формируется особое направление воздействия в реабилитационных методиках – логопедическая ритмика.
Попытка расширить область применения логопедической ритмики в различных реабилитационных методиках была предпринята Г.А. Волковой. Ею был представлен материал, который можно использовать в коррекционной работе по устранению функциональной дислалии, стертой формы дизартрии, а также в рамках методики игровой деятельности по перевоспитанию поведения.
Способ коррекции речи с применением оздоровительного воздействия логоритмики опирается на сочетание слова и музыкального ритма. Мы в своей практике встречаются с детьми, имеющими различные нарушения речи, обусловленные различными причинами. Зная особенности развития, воспитания и коррекции неречевых и речевых процессов у детей с речевой патологией, можно развивать слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память, оптико-пространственные и временные представления, координацию движений, тонкую произвольную моторику и мимику лица, воспитывать чувство темпа и ритма, целенаправленно воздействовать на речевые нарушения.
Основу наших интегрированных занятий составляет синтез слов музыки и движений. Здесь можно выделить два основных направления.
- Первое – развитие общей и мелкой моторики, высших психических функций, связанных с речью (внимания, памяти), временных и пространственных представлений, координации движений, навыков физиологически правильного дыхания. При этом происходит общее оздоровление детей за счет предлагаемых физических упражнений с элементами ЛФК, дыхательных упражнений, элементов йоги.
- Второе – коррекция речевых нарушений (фонематического восприятия, подвижности артикуляционного аппарата, развитие силы голоса, автоматизация и дифференциация звуков), развитие речи.
Особое внимание отводится музыке. Музыка является средством эстетического воспитания ребенка, оказывает положительное внимание на психическое состояние (что очень важно для категории детей, с которыми мы работаем). Пение корректирует темп речи, нормализует дыхание (это важно для работы с заикающимися). Музыка активизирует умственные способности, поскольку ее восприятие требует внимания, наблюдательности. Дети прислушиваются к звучанию. Сравнивают сходные и различные звуки. Беседа по поводу прослушанной музыки учит делать первые обобщения и сравнения.
Музыка тесно связана с движением. Музыка и движения – основные средства формирования двигательных навыков. Для достижения наибольшей эффективности в своей работе мы опираемся на определенные принципы.
- Принцип систематичности –
Взаимосвязь логопедических, музыкальных и ритмических занятий можно рассматривать как один из коррекционно-оздоровительных методов, применяемых в развитии двигательной и речевой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью и речевыми нарушениями. Различные приемы и формы работы позволяют сделать логопедические, музыкальные и ритмические занятия более интересными и содержательными.
Средствами коррекционных занятий являются ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; упражнения, формирующие чувство ритма, музыкального темпа; пение; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы; релаксация; психогимнастика; массаж и самомассаж; элементы ЛФК и йоги, упражнения с предметами, кинезиологические упражнения.
Слово может быть введено в самых разнообразных формах; это тексты песен, хороводов, драматизаций с пением, команды водящего и т.п. введение слова дает возможность создавать упражнения, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим сохранять при этом принцип ритмичности в движениях.
Ходьба и маршировка – вводные упражнения, они должны научить детей первоначальным навыкам ходьбы по кругу, соблюдать заданное направление, двигаться по ориентирам, соблюдать одинаковые расстояния между идущими. Дети учатся ориентированию в пространстве и коллективе, вправо – левостороннем направлении движения, в поворотах, маршировке спиной, назад, к центру и т.п. оздоровительный дозированный бег предназначен для тренировки всех функциональных систем организма.
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции проводятся в соответствии с этапами логопедической работы а начале коррекционного курса. Постепенно количество этих упражнений сокращается.
Цель упражнений: способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата.
Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. В эти упражнения также включается речевой материал, произносимый на выдохе. С произношения гласных и согласных на выдохе начинается работа над голосом. Упражнения в развитии голоса проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Для воспитания выразительности голоса полезно проводить мелодекламацию: чтение стихотворений с различной интонацией под соответствующую музыку.
Общие артикуляционные занятия проводятся на групповых занятиях (можно с музыкальным сопровождением и пальчиковыми упражнениями), комплексы для определенных групп звуков на индивидуальных логопедических занятиях.
- Упражнения, регулирующие мышечный тонус
Звучащий темп служит средством воспитания и развития у детей с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включения его в речь. Чувство развитого ритма имеет большое значение в онтогенезе речи. Поэтому необходимо учитывать онтогенестические данные, т.к. ребенок прежде всего усваивает ритмический контур слова. Формирование чувства ритма важно для детей с алалией, ринолалией.
- Пение
Пение и движение на фоне музыки оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности. Ребенок подсознательно чувствует, что после одного звука следует другой, после слога – слог и т.д. Воспринимая организованность мелодии и речи, он чувствует себя увереннее. Особенно важным оздоровительным средством является пение хором.
- Игровая деятельность.
Далее представлены методы работы с заикающимися детьми, дислаликами, дизартриками, ринолаликами.
Обследование состояния психомоторики проводится учителем-логопедом, учителями музыки и ритмики. Обследование проводится с учетом соблюдения принципов комплексности, индивидуального подхода, состояния двигательной сферы, речевого нарушения и др. в обследовании используются наглядные, словесные и практические методы. С их помощью исследуются различные области сенсорной, двигательной систем, некоторые психические процессы:
- Статическая координация движений
- Динамическая координация движений
- Внимание
- Произвольная моторика
- Оральный праксис (качество и объем движений губ, мышц щек, языка, мимической моторики)
- Динамический слух
- Чувство ритма
- Продолжительность и сила выдоха
- Пространственная организация движений
Для оформления результатов обследования используем карту-таблицу, предложенную Самойленко Н.С. Составляется график (диаграмма) кривой психомоторики (на начало и конец учебного года) и сопоставляется с графиком речевым, который составляется после логопедического обследования. Согласно критериям оценки уровня речевого развития (разработанным на ГМО школьных логопедов на основе речевой диагностики Фотековой) дается заключение динамики речевого и психомоторного развития. (Приложение)
Включение в учебный процесс коррекционно-оздоровительных упражнений способствует общему оздоровлению обучающихся, коррекции имеющихся у них речевых и психических отклонений, применение игровых приемов поддерживает устойчивый интерес к занятиям, что создает положительный эмоциональный настрой и в свою очередь приводит к положительным результатам коррекционной деятельности. По окончании учебного года или этапа коррекционной деятельности проводятся логопедические утренники или открытые интегрированные занятия, которые являются местом демонстрации успешности детей.
Специальные коррекционно-оздоровительные занятия помогают достигать эффективного решения основной задачи нашего образовательного учреждения – коррекции недостатков развития детей с речевой и интеллектуальной недостаточностью, развития у них механизмов компенсации.
Литература:
- Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: Просвещение , 1985.
- Волкова Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией. – Л.,1993.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Коррекционная педагогика под редакцией Кукушкина В.С.. – Ростов н\Д: МарТ, 2002.
- Логопедия в школе: практический опыт. под редакцией Кукушкина В.С. – М.: ИКЦ МарТ, 2004.
- Лопухина И. С. Логопедия речь, ритм, движение. – СПб.: Дельта, 1997.
- Литвинова Л.А. Учебная программа коррекционной направленности по логоритмике для учащихся начальной школы. – Новокузнецк, 2003.
- Румянцева Е.Ю. О формировании чувства ритма в процессе логоритмического воздействия при устранении дизартрии. – СПб, 1994.
- Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. – М.:ГНОМ и Д, 2000.